Конспект урока литературного чтения на тему: Следы волшебных сказок в авторских текстах. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…».
Тема: Следы волшебных сказок в авторских текстах. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…».
Цели: развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения;
Задачи:– формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;– формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развивать умение аргументировать свою точку зрения;– обучать самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Планируемые результаты.Познавательные УУД1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.2. Ориентироваться в тексте учебника.3. Задавать вопросы и находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.Коммуникативные УУД1. Развивать умение слушать и понимать речь других.2. Выразительно читать и пересказывать текст.3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.4. Умение работать в паре и в группах.Регулятивные УУД1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.2. Проговаривать последовательность действий на уроке.Личностные результаты1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент
Придумано кем — то просто и мудроПри встрече здороваться и говорить— Доброе утро! Солнце и птицы!— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!И каждый становится, добрым, доверчивым пусть доброе утро длится до вечера!
(Звучит тихая классическая музыка «Звуки леса»). Слайд 1Учитель: Прислушайтесь. Что за звуки вы слышите? (Все вслушиваются)Ученик: Я слышу звуки леса.Ученик: А я пение птиц и дуновение ветра.Ученик: Мне послышалось дыхание весны и шелест листьев. Учитель: Верно, ребята. Это звуки природы. Они живут в каждом из нас. Кто-то их слышит более чутко, кто-то менее, кто-то вообще глух к этому. И очень я рада, что вы смогли услышать их.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
"Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней". Так писал более 100 лет тому назад Лев Николаевич Толстой. Вот только природа во времена Л.В. Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем другая, чем та, среди которой мы сейчас живем. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли такие дремучие, что в их ветвях запутывались сказки, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину.
III. Проверка домашнего заданияУчитель: Какое домашнее задание вы получили на дом?
Чтение наизусть стихотворения (2 ученика по желанию).
Учитель: Чем затронуло вас это стихотворение?Ученик: Это очень доброе стихотворение, наполнено душевной красотой.Ученик: Я удивился, что так можно красиво описать всю нашу природу, используя образ именно Дедушки Дуба.Ученик: А я понял, что природа - источник жизни и радости всех обитателей нашей планеты.Учитель: Когда я прочитала это стихотворение, я поняла, что очень важно сохранить всё это.Учитель: Замечали ли вы следы варварского отношения к природе?Ученик: Приходилось. Люди в лесу оставляют много мусора после отдыха, загрязняют почву, воздух.
Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья,Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.Куда б дороги ни вели, всегда ты будешь в нём.Природою родной Земли зовётся этот домБерегите природу!
Физминутка “Встречаем Весну”.
Дети выполняют движения, иллюстрируя слова учителя, под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Апрель».
– Солнышко с небес посылает яркие лучи, заплакали сосульки – застучали капельки, деревья закачали своими веточками, подул теплый ласковый, ветерок, прилетели птички, замахали крылышками, запели песенку и сели в свои гнездышки
IV. Актуализация знаний.
- Перед вами картины природы известных художников. Какое время года на них изображено?
- С помощью чего художники передали приход весны?
- Какие цвета они использовали? Тёмные хмурые, или светлые, радостные?
- Какое настроение у вас вызвала эта картина?
V. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Как вы думаете, о чем будет следующее произведение?
- Вы можете сейчас ответить на этот вопрос?
Учитель. Весну любили не только композиторы и художники, но и кто, как вы думаете?
Дети. Весну любили и поэты.
Учитель. Любил весну и замечательный поэт Ф. И. Тютчев.
Учитель. Прочитайте название стихотворения Тютчева. Можно по названию определить о чём это стихотворение?
Дети. Да. Можно по названию определить. Это стихотворение о зиме.
или
Дети. Мы не можем по названию определить смысл стихотворения.
Учитель фиксирует затруднение. Мнения разные.
Учитель. Поставьте цель? Назовите тему.
VI. Работа с текстом до чтения.
- Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте ознакомимся с несколькими словами, которые встретятся нам в стихотворении. Попробуйте соединить слово с его значением. Какие правила работы в паре нужно вспомнить?
Работа в паре
Пуще заниматься чем
то очень усердно
Наперекор очень сильно разозлилась
Взбесилась вопреки
Трезвон заставляет
Хлопочет еще больше
Нудит звон церковных колоколов в особых торжественных случаях
Учитель. Послушайте стихотворение и подумайте, о чём оно. А слушать вы будете с закрытыми глазами и постарайтесь представить себе эту картину.
(Слушание аудиозаписи стихотворения стихотворения. После этого следует беседа.)
VII. Работа с текстом после чтения.
Учитель. О чём в своём стихотворении рассказал нам автор?
Учитель. Какие картины представили?
Дети. В стихотворении поэт рисует первое пробуждение природы. Перелом от зимы к весне, происходит столкновение времён года, мы видим картину наступления весны.
Самостоятельное чтение
- О чём рассказал нам автор? (О борьбе Зимы с Весной.)
- Как названа Зима? (Ведьма злая.)
- А весна? (Прекрасное дитя.)
- Кого они тебе напоминают?
- На чьей стороне автор? (Поэту симпатична Весна, он радуется Весне и осуждает Зиму за то, что она не уходит.)
- Как называется такой приём? (Олицетворение.)
- Поэт - волшебник. Совершил чудо - времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они ведут себя, как люди. Докажите это их действиями.
У. Подумайте, какие картины-образы нарисовал в нем Ф. Тютчев?
Д. Зима злится, хлопочет, Весна в окно стучится, жаворонки подняли трезвон.
Работа в группах.
1 группа – выписать действия зимы;
2 группа – выписать действия весны.
3 группа - нарисовать картины к произведению;
4 группа - показать кадры из фильма по стихотворению.
(проверка).
VIII. Работа над выразительным чтением стихотворения.
Определение выразительных средств.
У. Вспомните, какие средства помогут нам прочитать это замечательное стихотворение выразительно.
Д. Интонация, логическое ударение, паузы, темп, громкость голоса.
У. Как вы думаете, как автор относится к зиме, к весне? Как нужно читать строки о них?
Выслушиваются ответы детей.
- Какими строчками из стихотворения можно подписать иллюстрации в учебнике?
Выразительное чтение стихотворения.
IX. Знакомство с писателем.
- Скажите, ребята, а вы хотели бы узнать побольше об авторе этого стихотворения Федоре Ивановиче Тютчеве?
Слайд - портрет и краткая биография Ф. Тютчева.
Федор Иванович Тютчев родился в сельской местности в Орловской губернии,
23 ноября 1803 года, в старинной дворянской семье.Юные годы провел в Москве, там же закончил Московский университет.Работал он в Министерстве иностранных дел, поэтому 22 года прожил за границей в чужих краях.Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но их не печатал. Но однажды тетрадь с его стихами попала в руки Пушкина, он их прочитал и сразу поместил в своем журнале «Современник».
Тютчев – гениальный лирик, певец природы. Он много писал о природе, которая, словно живое существо, дымит, чувствует и грустит в его стихах.
Ф. И.Тютчев не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения. И многие его произведения изучают в школе.X. Рефлексия, самооценка.
У. Как вы думаете, ребята, удалось ли нам раскрыть образы, которые нарисовал в своем стихотворении Ф. Тютчев?
Почему стихотворение называется «Зима недаром злится»?
Дети отвечают.
- Вы сегодня замечательно работали. Вы молодцы!
XI. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть, нарисовать портреты Зимы и Весны, подобрать пословицы о зиме и весне.