Конспект урока литературного чтения по теме Следы сказочного жанра в стихотворении И.Сурикова Детство
Урок литературного чтения № 73
Класс: 2 Г"
Дата: 22.01.2016г.
Учитель: Агаркова Ольга Викторовна
Предмет: литературное чтение
Тема урока. Следы сказочного жанра в стихотворении И. Сурикова «Детство».
УМК: система развивающего обучения Л.В.Занкова, программа "Литературное чтение", автор Свиридова В.Ю.
Цели: содействовать ознакомлению обучающихся со стихотворением И. Сурикова «Детство»; учить понимать настроение поэта; развивать умение анализировать текст, выделять главное; обучать выразительному чтению стихов; развитие
мышления, субъектности и самостоятельности;, воспитывать любовь к малой родине; уважение к старшим членам семьи.
Планируемые результаты:
предметные: использование различных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое), осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
метапредметные:
регулятивные - формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; познавательные – анализ текста, выделение в нём главной мысли;
коммуникативные – обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения;
личностные – проявлять интерес к изучению темы; воспитание чувства гордости за свою Родину. её историю, народ.
Применяемые технологии: технология продуктивного чтения.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный момент. - Улыбнитесь друг другу. Посмотрели друг на друга и улыбнулись.
Мотивация к деятельности. Учитель читает:
Детства прошлого картины! Только вы светлы: Выступаете вы ярко Из сердечной мглы
- Прочитайте эти строки и попробуйте догадаться, какая сегодня будет тема урока? Слушают учителя.
-Это стихи, значит, мы будем читать стихи. В них говорится о детстве, значит, мы будем читать стихи о детях
- Детство – самая беззаботная и весёлая пора, и взрослые вспоминают его с любовью.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Актуализация знаний учащихся
- К какому жанру относится этот текст?
-А что называется стихотворением?
-Назовите, с каким жанром мы сегодня будем работать.
-Определите цели урока.
-Молодцы, но сначала мы должны познакомиться с автором стихотворения. Соберите из букв фамилию автора: УИОСРКВ.
-Замечательно. А кому известна уже эта фамилия?
- Итак, назовите тему нашего урока.
-Какие задачи поставим перед собой? - Это стихотворение, потому что в нём есть рифма.
- Стихотворение – это художественная речь, отличающаяся рифмой и ритмом.
-Со стихотворением.
- Понять замысел автора, его чувства и настроение, научиться выразительно читать, обогатить свою речь.
- Это Суриков.
Дети рассказывают, что читали или слышали об авторе.
Стихотворение И.Сурикова "Детство"
2.Антиципация чтения. - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Прочитайте название стихотворения. Предположите, о чем оно будет? Высказывают и обосновывают свои предположения.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста 1. Прослушивание стихотворения. Словарная работа по ходу чтения.
- Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного. Какие чувства, эмоции у вас возникли?
- Оправдались ли наши предположения о содержании текста? Почему предположения были неточными?
Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка
Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.
Прялка – приспособление для ручного прядения.
Мнения детей
2. Перечитывание текста - Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?
- А где происходило событие?
- Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем, повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз впервые строчки стихотворения.
- И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?
- А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.
- А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?
- А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?
- И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?
- А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?
- Ребята, а какой мы можем сделать вывод из этой части?
Читаем дальше.
- А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части?
- А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку?
- А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.
- А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:
“А в трубе сердитоВетер злой поет”?
Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.
А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.
А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?
3 часть прочитайте жужжащим чтением самостоятельно.
- Как можно озаглавить эту часть?
- Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?
– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:
“И начну у бабкиСказки я просить...” – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.
Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.
“Мне в сугробе горе, А ребятам смех!..”
Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.
Мальчик был счастлив.
О сказках
"Иван-Царевич и серый волк"
– Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.
– Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.
– “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.– А еще очень складно...– “Складно да ладно”.– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.
Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.
– Но ведь это же во сне!– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
III этап. Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная беседа по тексту Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)
– Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.
2.Знакомство с писателем. - Ребята, а хотелось бы вам побольше узнать об авторе этого стихотворения?
Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил его талант, Иван Захарович издает свои сборники стихов.
Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет. Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым Рассказывают подготовленные ученики
3. Творческое задание.
– А сейчас вы будете работать в группах. Каждая пара должна самостоятельно смоделировать обложку к этому стихотворению. Не забудьте указать фамилию автора, жанр произведения, тему и заголовок. Приступайте. Работа в группах
Этап рефлексии.
Оценка результатов деятельности.
Выставка законченных работ.
- Прочитайте строки к своей иллюстрации. Чем они вам понравились? - Самостоятельная творческая работа
Домашнее задание.
-Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?
-Что удивило?
-О чем бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока, а может быть о чём-либо спросить?
Рассуждения учащихся.
-Игры детей не изменились со временем.
- Учили ли это стихотворение в школе, в какие игры играли зимой…
- Приготовьте выразительное чтение стихотворения;
-найдите репродукции картин художников, на которых изображены зимние забавы;
-выучите любую часть наизусть (по желанию); Записывают задание в дневник.