Взаимодействие с семьей по правовому воспитанию дошкольников
«Взаимодействие с семьей по правовому воспитанию дошкольников»
Чорнобрывая Татьяна Николаевна,
заведующая МКДОУ № 95
г. Минеральные Воды
План
Введение.
1.1. Актуальность проблемы правового воспитания у дошкольников.
1.2. Цели, задачи, принципы организации деятельности.
Практическая значимость правового воспитания у дошкольников.
Организация воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками по формированию основ правовой культуры.
Выводы.
3.1. Перспектива работы.
Список литературы.
Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых.
Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. С наступлением ХХI века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего на детях. Дети - самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации?
С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости. Самоуважение и уважение к другим. Всё это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.
На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что- либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.
Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.
В России формируется новый общественный строй, устремлённый к развитию гражданского демократического общества и правового государства; новая демократическая система гуманистического образования, адекватная этой устремлённости общества. Российская система образования впервые обретает, но далеко ещё не обрела правовую основу демократического общества в соответствии со Всеобщей Декларацией о правах человека и Конвенцией о правах ребёнка. Все субъекты образования должны освоить новую правовую основу и изменить всю образовательную деятельность на этой основе.*
Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Связано это, с более ранним созреванием и становлением личности ребенка, большим освещением данных вопросов в средствах массовой информации, появлением большого количества литературы по правовым вопросам. К сожалению, в программах дошкольного воспитания, этому вопросу отводится мало времени. Таким образом, недостаточная разработка данной проблемы в теории педагогики, востребованность грамотной правовой личности определили мою тему работы: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста».
Цель работы – формирование основ правового сознания дошкольников.
Задачи:
Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
Мною изучена и адаптирована программа по ознакомлению дошкольников с правами: «Защити меня» Н.Г. Зеленовой , которая включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При отборе материала по правовому воспитанию мною учитываются возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком. Переработав и адаптировав предлагаемый материал на детей старшего дошкольного возраста в своей группе. Разрабатывая концептуальную модель педагогического процесса в своей группе, я исходила из следующих принципов, которые я считаю важными:
1. Праксиологический (деятельностный) подход. Правовое воспитание должно осуществляться в разнообразных видах детской деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкальной;
2. Интегративный подход предполагает, что правовое сознание и поведение детей нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания, он требует сочетания различных знаний об обществе, включая правовые, и использования доступных форм их донесения до ребенка. Кроме того, он предполагает комбинацию нескольких видов детской деятельности, например, речевой и изобразительной деятельности, художественной и конструктивной в рамках одного образовательного мероприятия;
3. Принцип регионалъности обуславливает внесение в образовательный процесс социокультурных традиций и норм не только российского общества, но и своего региона. В процессе правового воспитания происходит знакомство детей с элементарной системой общественного устройства своего края, его знаменитыми гражданами, их вкладом в развитие нашего города;
4. Принцип взаимодействия воспитателя с родителями своих воспитанников предполагает их активное участие в педагогическом процессе образовательного учреждения, просвещение их в области прав человека.
Знакомство детей с их правами я осуществляла в трех направлениях: "Я и моя семья", «Я и мои права», "Я и права других людей". Это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека». Согласно новым федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы осуществление правового воспитания детей входит в образовательную область «Социализация». Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности, но так, же прослеживается интеграция образовательных областей по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изодеятельности, музыкальному воспитанию, свободной, игровой и театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей.
Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включал цикл мероприятий: «Мое право на имя», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья», направленные на элементарное ознакомление с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми. Воспитательно-образовательный процесс проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Учитывая возрастные особенности детей, я проводила ознакомление с правами ребенка на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрала знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» - право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»- право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т.д.
Проводила беседы на этические темы: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам!», «Приятного аппетита», «Не подарок дорог, а внимание», «Чтобы гости не скучали». Проводила сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествие», «Экскурсия» и т.п., дидактические игры: "Я имею право», Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков: «Обратись по имени», «Назови имя девочки (мальчика)», «Мои друзья, мои родственники», «Поможем Золушке» и т.п.
Организовывала проблемно-поисковую деятельность (разрешение различных ситуаций), предлагала решить проблемные задачи путем поиска решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:..., если бы я поймал золотую рыбку:..., если бы я вдруг превратился в:...; отгадывание загадок.
При организации самостоятельной деятельности детей подготавливала задания для самостоятельных наблюдений: где детям предлагала понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствовал развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
Продуктивными видами деятельности стали альбомы: «Что в имени моем?», «Моя семья», «Наши правила», «Наши права и обязанности»; «Ребенок имеет право», «История имени»; символ «Имя», изготовление плакатов, эмблем.
В организацию воспитательно-образовательного процесса по данной теме были вовлечены не только дети, но и их родители.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.
Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.
С целью изучения проблемы формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста я разработала анкету для родителей, позволяющую определить необходимость изучения прав ребенка и проблемы в формировании правового воспитания детей в дошкольном возрасте.
Анализ анкет родителей показал, что из всего количества опрошенных?:
знакомы с правами человека и документами, в которых прописаны эти права 35%;
согласны со всеми перечисленными правами – 20%;
45% отмечают, что детям необходимо знать свои права;
40% считают это необязательным;
15% воздержались;
в 65% случаев родители согласны оказывать помощь в процессе изучения прав ребенка при соответствующей помощи со стороны воспитателей.
Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной, я разработала план мероприятий по организационно - просветительской работе с родителями. Для родителей я создала папки – передвижки с нормативно – правовыми документами, изготовила буклеты и памятки, консультации на темы:
Конвенция о правах ребёнка
«Семь правил для взрослых» (наказывая детей, подумай «Зачем?»)
«Джентльмен» или последний бойскаут (Правила для мальчиков)»
«Василиса Премудрая» или «Золушка» (как воспитать девочку, чтобы стала прекрасной женщиной)
«Как развивать у ребёнка чувство ответственности»
«Игрушки для мальчиков» (какими должны быть игрушки)
«Пять рецептов избавления от родительского гнева»
«Четыре заповеди мудрого родителя».
«Почитайте детям о правах» (подбор литературы, дети без прав - Россия без будущего)
Мною в группе были проведены родительские собрания на тему: «Права ребенка», «Новогодние традиции семьи» , организован долгосрочный проект «Семь-Я».
Все родители приняли активное участие в выполнении домашних заданий, они вместе с детьми оформляли альбомы: «Как мы отдыхаем», «Ребенок имеет право», «История имени»; газету «Вспоминаем лето». Также родители приняли активное участие в изготовлении бюллетеней по правам, совместно с детьми подбирали иллюстрации к статьям Конвенции по правам ребенка. Популярной и интересной формой стали фотоколлаж «Я рядом с папой», «Мой дедушка лучший», « Ласковое слово для мамы» и др.
Настоящим открытием стали совместные детско-родительские проекты и их презентации. Подготовка проекта «Генеалогическое древо», по словам родителей, подарило много радости и удовольствия от общения со своими детьми и другими членами семьи. «Верим, что именно наш ребенок станет веточкой, которая будет развиваться, укрепляться, неся мир, добро и процветание нашему семейному древу. Ведь народная мудрость гласит: «Без прошлого нет будущего».
В результате проводимой работы видны позитивные изменения в поведении, как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки; дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.). Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать; дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению), помнят о них, стремятся сами быть лучше. Дети говорят теперь: "Я имею право на семью", "Я имею право на отдых" и т.д. Чувство достоинства и уважения друг к другу стало доминирующим в общении детей.
Особенно хотелось отметить, что совместная работа с семьями воспитанников по проблеме правового воспитания дошкольников, помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.
В заключение хотелось бы отметить, что данная работа является недостаточной по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами, определении форм и методов работы, включению всех субъектов образовательного процесса в изучение прав ребенка и не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников. Тем не менее практические наблюдения доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т.к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность и наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка с использованием разработанных и представленных в работе материалов.
Перспективу дальнейшей работы я вижу:
в использовании возможностей дифференцированного и индивидуального подходов в процессе формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста
создании банка правовых и методических материалов для работы педагогам в образовательном учреждении по проблемам правового воспитания и правовой культуры
выработке действенного механизма правового просвещения родителей и создания условий для правового воспитания в условиях семьи.
Литература:
Т.Н. Доронова «Защита прав и достоинства маленького ребёнка»
Н.Г. Зеленова «Защити меня»
Л.К. Мячина «Маленьким детям – большие права»
Н.Н.Копытова. Правовое образование в ДОУ.
Т.А.Харитончик «Правовое воспитание»
Правовое воспитание дошкольников
Актуальность
Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.
Развитие правового сознания личности - это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.
Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения. Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.
Цель: формирование правового сознания дошкольников
Задачи:
создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;
формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;
содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;
воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;
создание в дошкольном образовательном учреждении правового пространства и условий для повышения квалификации воспитателей в сфере правового воспитания;
повышение уровня правовой культуры педагогического состава дошкольного образовательного учреждения и родителей детей, посещающих детский сад;
создание условий для организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс;
повышение уровня социально-правовой защищенности детей, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье;
формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения;
оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности.
Принципы:
Принцип личностно-ориентированного общения. Дети выступают в роли активных исследователей; формы общения педагога с детьми - партнерство, соучастие и взаимодействие.
Принцип последовательности: материал планируется и дается детям последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
Принцип наглядности - широкое представление иллюстраций, фотографий, наглядного материала.
Принцип занимательности: изучаемый материал интересен и увлекателен, т.к. это формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результатов.
Ожидаемые результаты
Процесс понимания и внутреннего принятия ребенком социально-правовых явлений долговременный и трудно поддается оценке. При регулярной работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессии у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.
Реализация программных целей и задач позволит: создать образовательное пространство для повышения правовой компетентности педагогического состава и правового воспитания детей, вовлечь в право воспитательную деятельность родителей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Подготовительная к школе группа
(старший дошкольный возраст)
Месяц
Задачи
Темы занятий
Лексика
Сентябрь
Формирование представлений о том, что шестилетние дети - самые старшие в детском саду; об изменении с возрастом социального статуса людей и о документах, подтверждающих этот статус
Личные документы
Права, обязанность, возраст, требование, поведение, документ, свидетельство о рождении, паспорт
Октябрь
Формирование представлений о способах поддержания родственных связей (переписка, разговор по телефону, посещение), проявление заботы, любви, уважения друг к другу; познакомить детей с почтовыми отправлениями и средствами связи, с правом на тайну переписки и почтовых отправлений
«Если пришло письмо...»
Знак, сигнал, посещение, телефон, сотовый телефон, СМС, почта, адрес, отправитель, получатель, посылка, телеграмма, открытка, письмо, тайна переписки, переписка
Ноябрь
Углубление представлений детей о роли образования в жизни каждого человека, повышение мотивации к обучению. Формирование представлений о школе, школьниках, учителях
Грамоте учиться -всегда пригодится
Знания, обучение, образование, грамотный, библиотека, школа, школьник, ученик, учитель, уважение, правила поведения в школе, режим дня
Декабрь
Формирование представлений об особенностях поведения других детей в группе, навыков бесконфликтного поведения и ненасильственного отношения к окружающему миру
«Как договорился, так и сор разрешился»
Дружба, друг, друзья, уважать, доброжелательный, верный, отзывчивый, воспитанный, невежа, приятель, приветливый, раскаяние, враг, враждебность, конфликт, спор, ссора, обида, правило, справедливость
Январь
Углубление представлений о правилах пользования и распоряжения имуществом
«Из чужого кармана платить легко»
Личные вещи, деньги, вор, чужой, брать без разрешения (красть)
Февраль
Углубление представлений детей о праве на заботу и уважение в семье, о семейных традициях и ценностях
Я и семья
Уважение, забота, сочувствие, сопереживание, почтение, дружная семья, помощь, бюджет, деньги, заработная плата, работа, профессия, трудолюбие, права, обязанности
Март
Формирование понимания того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка; представлений о щедрости и жадности, о том, как эти качества проявляются в поведении людей
«Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен»
Обещание, уважение, конфликт, спор, ссора, обман, обида, оскорбление, ложь, переживание, равнодушие, раскаяние, жадность, щедрость, права, правила, ответственность
Апрель
Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общественных местах (на улице, в транспорте, кинотеатре и т.д.)
«Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок»
Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимательный, осторожность, запрещено, опасность, смерть, травма, люк, тротуар, переход, пешеходный переход, светофор
Май
Ознакомление детей с разными странами и народами (национальностями) и формирование терпимого отношения к представителям разных народов (национальностей)
Кто где живет?
Страна, народы, географическая карта, дружба, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия, такт, деликатность, терпимость, унижение, обычаи, национальная одежда
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Месяц
Работа с родителями детей
Средней группы
(среднего дошкольного возраста)
Старшей группы
(старшего дошкольного возраста)
Подготовительной к школе группы (старшего дошкольного возраста)
Сентябрь
Родительское собрание «Права родителей, права детей»
Консультация «Охрана прав и интересов детей»
Октябрь
Родительская гостиная:
«Право на общение со всеми родственниками»
«Недопустимость разлучения детей с родителями»
Родительская гостиная «Уважение членов семьи»
Родительская гостиная «Не теряйте родных людей»
Ноябрь
Родительское собрание «Умеем ли мы разрешать конфликты с детьми»
Беседа «Искусство быть родителем»
Декабрь
Родительская гостиная «Давайте детям возможность помогать себе дома»
Родительская гостиная «Семейный досуг - совместное творчество»
Родительская гостиная «Плюсы и минусы семейных династий»
Январь
Родительское собрание «Поощрения и наказания в практике семейного воспитания»
Тест «Какой вы родитель?»
Февраль
Родительская гостиная «Роль отца в воспитании ребенка»
Родительская гостиная «Кто в семье главный, когда нет мамы»
Родительская гостиная «Как воспитывают папы детей в других странах»
Март
Родительская гостиная «Дочь, мама, бабушка»
Родительская гостиная «Роль бабушки в воспитании ребенка»
Родительская гостиная «Мамины привычки»
Апрель
Родительское собрание «Детская ложь: за и против»
Консультация «Как наказывать?»
Май
Родительская гостиная «Ребенок и улица»
Родительская гостиная «Безопасное поведение ребенка»
В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско-правовых знаний взрослых и детей". Среди функций, которые выполняет наш детский сад в системе дошкольного образования, большое место занимает воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правах.
Для решения поставленных задач по правовому воспитанию ДОУ работает по программе Н.Г. Зеленовой «Защити меня», которая включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При отборе материала по правовому воспитанию нами учитываются возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.
Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.
Создание правового пространства в ДОУ ставит следующие задачи:
С детьми: создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения; способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям; создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми; развитие коммуникативной компетентности ребенка; развитие социальных навыков; формирование правового сознания детей.
С взрослыми: формирование гуманного отношения к ребенку; формирование правовой культуры; обеспечение защиты прав.
Начиналась работа с диагностической и просветительской деятельности с родителями воспитанников ДОУ, так как формирование основ правового сознания дошкольников без совместной работы с родителями, с семьей невозможно.
Анкетирование родителей показало, что многие родители испытывают серьезные трудности в воспитании и обучении их детей. Их беспокоит непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей-дошкольников, вызывает отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают как вести себя в трудных ситуациях. Выяснилось, что, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными, что о некоторых правах ребенка многие родители никогда и не задумывались и иногда нарушали их. Подобная ситуация опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.
Опрос родителей проводился в начале и в конце учебного года и показал следующее:
№ п /п
Вопросы анкеты
Начало года
Конец года
1.
Знакомы ли Вы с документами о правах ребенка
31%
80%
2.
Знаете ли Вы, в чем проявляются нарушения прав ребенка
16%
87%
3.
Допускаете ли шлепок
74%
48%
4.
Используете ремень как вид наказания
31%
12%
5.
Лишаете свободы движения
92%
57%
6.
Оставляете ребенка одного дома на несколько часов
46%
39%
С целью повышения правовой культуры родителей были разработаны формы и виды работы с родителями, определены направления повышения правовой культуры родителей воспитанников ДОУ:
№ п/п
Формы
Виды
1.
Интерактивная
- анкетирование;
- диагностика;
- дискуссия;
- «круглые столы»;
- родительские собрания;
- конференции;
- вечера вопросов и ответов;
- консультации специалистов
2.
Традиционная
- тематические часы;
- родительские собрания;
- вечера отдыха;
- семейные спортивные и интеллектуальные состязания;
- творческие конкурсы
3.
Просветительская
- использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей;
- организация родительского всеобуча;
- стенды и уголки для родителей
На Общем родительском собрании на тему: «Конвенция о правах ребенка» родители воспитанников были ознакомлены с международными документами о правах человека и Российскими нормативными документами (Конституция РФ, «Семейный кодекс», «О защите прав детей», «Уголовный кодекс», Закон «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»); на этом собрании родителям была предложена Памятка «Четыре заповеди мудрого родителя». Все Общие родительские собрания проходили в интерактивном режиме, на которых родители были не пассивными слушателями, а активными участниками обсуждаемых вопросов.
С целью обогащения знаний родителей о правах ребенка проводились консультации на темы: «Твои и мои права – есть ли у нас конфликт», «Объединений усилий семьи и ДОУ в соблюдении прав ребенка», «Возрастные и психофизические особенности детей»,круглый стол на тему: «Знаем ли мы права своих детей»,деловая игра с родителями «Знаем ли мы права детей», совместный праздник «Мама, папа, я – очень дружная семья», КВН на тему: «Дети тоже имеют права». В прихожих каждой возрастной группы оформлены информационные стенды для родителей, в которых помещена информация о международных и российских документах о правах человека и рекомендации и памятками родителям по соблюдению прав ребенка.
Создана картотека дидактических игр и упражнений, которые можно использовать в условиях детского сада и семьи в целях формирования основ правового сознания.
Общим родительским собранием утвержден План мероприятий по правовому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ и семьи для каждой возрастной группе. В раскрытии содержания статей Конвенции о правах ребенка во многом помогает художественная литература. В Родительских уголках ведется рубрика «Читаем вместе с детьми», в которой даются советы родителям о том, как на примере литературных персонажей воспитывать в детях чувство собственного достоинства, ответственности за начатое дело, данное слово, формировать общественные нормы и правила поведения.
Подводя итоги нашей работы с воспитанниками детского сада по формированию основ правового сознания, можно отметить, что работа по защите прав и достоинств ребенка в ДОУ значима и необходима. Многим родителям стало легче управлять своим поведением и поведением ребенка, когда ребенок капризничает, упрямится и не желает выполнять просьбы родителей; они стали чаще бывать вместе с детьми – ходить в походы, заниматься оздоровлением всей семьей, вместе трудиться.Составленный социальный портрет ДОУ позволил составить индивидуальный План работы с семьями группы риска.
9. Литература:
1. Е.В.Соловьева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, Н.М.Степина. Практическое пособие для работников ОУ – Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка.
2.С.А.Соловей, Т.Н.Львова, Г.И.Дубко. Реализация Конвенции о правах ребенка в ДОУ.
3. Конвенция о правах ребенка
4. Н.Н.Копытова. Правовое образование в ДОУ.
"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Мы педагоги ДОУ стремимся работать
таким образом,чтобы родитель смог:
Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, привлечение их к работе детского сада". Она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй
мы выбрали:
Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, и осуществляем работу по взаимодействию с семьями дошкольников.
Для определения потребности родителей в образовательных услугах мы проводим анкетирование, опросы.
За помощью к педагогам детского сада родители обращаются только в 35%, 58% - не обращаются, потому что:
33% считают, что справятся сами
17% не придают особого значения этим трудностям
13% считают это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.
Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.
Такие основные задачи мы поставили перед собой по работе с родителями?
- изучение семей детей (составили социальный паспорт семьи).
- привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения (в досугах, праздниках).
- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей
- просвещение родителей в области педагогики и детской психологии прав ребёнка.
Формы работы с родителями
по ознакомлению с правами ребёнка мы выбрали:
1. Массовые: - совместные мероприятия педагогов и родителей
( родительские собрания, консультации на тему: «Права вашего ребёнка», «Задумаемся о наказаниях», «Посеешь привычку, пожнёшь характер»)
2. Наглядно-информационные
информационно-просветительская (ширма: «Уроки доброты», поместили концепцию по правам ребёнка).
информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)
При помощи анкетирования мы узнали состав семьи, особенности семейного воспитания, положительныё опыт родителей, их трудности, ошибки, отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.
Социальный состав семей нашей группы выглядит таким образом: всего 20 семей
Благополучные – 19 семей
Проблемные – 1 семья
Семей группы риска нет.
Поэтому легче работать по формированию социальных навыков у детей, так как всегда чувствуешь поддержку родителей.
Детей нашей группы условно можно разделить на подгруппы:
дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений
дети, имеющие различного рода неблагополучия личного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку
застенчивые дети
По их поведению мы можем выяснить:
микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу
семейный уклад (есть ли традиции, какие)
организацию режима ребёнка, его игр, труда, занятий.
Мы составили перечень обязательных бесед и консультаций с родителями по выполнению прав ребёнка «Поощрение и наказание», основные документы о правах ребёнка и др.
Дети нашей группы растут и воспитываются в благополучной социальной среде, как дома, так и в детском саду. Мы прилагаем к этому все педагогические усилия.
Результат – положительный микроклимат в группе, а главное взаимоотношение с родителями.
Как и зачем мы работаем по правовому воспитанию?
Многие родители недооценивают работу, которая ведется в нашем детском саду по правовому воспитанию детей. С другой стороны, и мы особенно не распространяемся о ней. Именно поэтому мне хочется сейчас рассказать о том, как мы, воспитатели, работаем с Вами в рамках правового воспитания.
Для начала определимся, что же такое правовое воспитание в таком нежном возрасте. Правовое воспитание в детском саду должно носить и носит мягкую форму. Здесь, у нас, воспитательные вопросы происходят в обществе сверстников и именно поэтому оказывают большое влияние на формирование у детей привычек и навыков, отвечающих общественной морали. В дальнейшем на их основе происходит совершенствование личности, ее развитие и воспитание, в том числе и правовое воспитание в детском саду.
Возможно вам захочется спросить «А зачем таким маленьким детям правовое воспитание?» Отвечу так: с самого юного возраста правовое воспитание позволяет
воспитать у ребенка положительные привычки, которые помогут ему развиваться и нормально расти, следить за своим поведением;
сформировать у ребят культуру поведения. Понимать и осознавать необходимость соблюдения общепринятых норм;
учить детей почтительно, с уважением относиться к людям. Считаться с их мнением и интересами;
воспитать коллективные навыки общения среди сверстников и с взрослыми. Навыки общения выражаются в вежливости, общительность, деликатности и т.д;
воспитать культуру речи;
выработать элементарные навыки планирования и организации свободного времени;
Сформировать разумные потребности и воспитать чувство уважения и долга.
Абсолютны, неправы те, кто думает, что умение себя вести в обществе и в различных ситуациях придет с возрастом. Для этого необходимо правовое воспитание в детском саду. Самые элементарные правила общения усваиваются с раннего детства. Уже в два года малыш способен проявлять чувства доброжелательности, симпатии, отзывчивости, уважения.
Ребенок пяти лет уже может оценивать свои и чужие действия и поступки. Они испытывают чувство стыда, если плохо себя вели, подвели кого-то, нарушили обещания. Дети этого возраста тянутся к совместной деятельности, с интересом участвуют в игровом замысле и соблюдают его правила, чему учит правовое воспитание в детском саду.
К окончанию дошкольного возраста появляется большая осознанность поступков, значительно расширяются знания об устройстве окружающего мира.
В старшем дошкольном периоде, понятия «нельзя», «можно», «плохо и хорошо» воспринимаются ребенком осмысленно, этот эффект дает правовое воспитание в детском саду. Необходимо добиться от ребенка основных правил поведения в присутствии сверстников и взрослых, а так же в их отсутствие.
Именно на этом этапе правовое воспитание в детском саду учит брать и нести ответственность за совершаемые поступки, формирует чувства доброжелательности, ответственности, то есть тех качеств, которые помогут в будущем правильно вести себя. Особое внимание стоит уделить развитию навыка общественного поведения, умению прислушиваться к чужому мнению, и при возникшей необходимости отстаивать свою позицию без ссоры и капризов. Для этого нужно правовое воспитание в детском саду.
Правовое воспитание детей в детском саду требует единства и согласованности дошкольного учреждения с семьей. Садики должны поддерживать постоянную связь с родителями в целях единства методов по воздействию на ребенка. В дошкольном учреждении должны помочь родителям в повышение их педагогической культуры.
Когда достигается единство действий семьи и дошкольного учреждения, у ребенка формируются нравственные понятия и представления о жизни. Именно тогда воспитательный процесс будет проходить с наименьшими трудностями, а ребенку будет легче усвоить общественные нормы поведения через правовое воспитание в детском саду.
Хочется, в заключение сказать о том, что дети нашей старшей группы показывают самый высокий уровень по диагностике нравственно - правовых знаний в нашем детском саду. Это доказывает, что мы работаем не зря.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.
Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.
С целью изучения проблемы формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста я разработала анкету для родителей, позволяющую определить необходимость изучения прав ребенка и проблемы в формировании правового воспитания детей в дошкольном возрасте.
Анализ анкет родителей показал, что из всего количества опрошенных:
знакомы с правами человека и документами, в которых прописаны эти права 35%;
согласны со всеми перечисленными правами – 20%;
45% отмечают, что детям необходимо знать свои права;
40% считают это необязательным;
15% воздержались;
в 65% случаев родители согласны оказывать помощь в процессе изучения прав ребенка при соответствующей помощи со стороны воспитателей.
Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной, я разработала план мероприятий по организационно - просветительской работе с родителями. Для родителей я создала папки – передвижки с нормативно – правовыми документами, изготовила буклеты и памятки, консультации на темы:
Конвенция о правах ребёнка
«Семь правил для взрослых» (наказывая детей, подумай «Зачем?»)
«Джентльмен» или последний бойскаут (Правила для мальчиков)»
«Василиса Премудрая» или «Золушка» (как воспитать девочку, чтобы стала прекрасной женщиной)
«Как развивать у ребёнка чувство ответственности»
«Игрушки для мальчиков» (какими должны быть игрушки)
«Пять рецептов избавления от родительского гнева»
«Четыре заповеди мудрого родителя».
«Почитайте детям о правах» (подбор литературы, дети без прав - Россия без будущего)
Мною были проведены родительские собрания на тему: «Права ребенка», «Новогодние традиции семьи».
Все родители приняли активное участие в выполнении домашних заданий, они вместе с детьми оформляли альбомы: «Как мы отдыхаем», «Ребенок имеет право», «История имени»; газету «Вспоминаем лето». Также родители приняли активное участие в изготовлении бюллетеней по правам, совместно с детьми подбирали иллюстрации к статьям Конвенции по правам ребенка. Популярной и интересной формой стали фотоколлаж «Я рядом с папой», «Мой дедушка лучший», « Ласковое слово для мамы» и др.
Настоящим открытием стали совместные детско-родительские проекты и их презентации. Подготовка проекта «Генеалогическое древо», по словам родителей, подарило много радости и удовольствия от общения со своими детьми и другими членами семьи. «Верим, что именно наш ребенок станет веточкой, которая будет развиваться, укрепляться, неся мир, добро и процветание нашему семейному древу. Ведь народная мудрость гласит: «Без прошлого нет будущего».
В результате проводимой работы видны позитивные изменения в поведении, как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки; дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.). Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать; дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению), помнят о них, стремятся сами быть лучше. Дети говорят теперь: "Я имею право на семью", "Я имею право на отдых" и т.д. Чувство достоинства и уважения друг к другу стало доминирующим в общении детей.
Особенно хотелось отметить, что совместная работа с семьями воспитанников по проблеме правового воспитания дошкольников, помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.
Работа с родителями (законными представителями) воспитанников по повышению правовой культуры
Форма работы
Тема
Цель
Сроки
Ответственный
Информационное поле
Папки – ширмы «Нормативные основы прав детей»
Повышение правовой и психолого-педагогической культуры родителей.
сентябрь
воспитатели
стенд «Права ребенка»
ноябрь
зав. МКДОУ
Памятки, листовки «Жестокое обращение с детьми: что это такое?», «Четыре заповеди мудрого родителя», «Искусство быть родителем», «Создание благоприятной семейной атмосферы», «Правовое воспитание в семье»
в течение года
педагог – психолог, воспитатели, старший воспитатель
Родительские собрания
Встречи с представителями организаций, осуществляющих контроль за соблюдением прав детей
Повышение ответственности родителей за воспитание детей
По плану
Воспитатели
Разработка общегрупповых традиций
Вовлечение в процесс воспитания и развития детей
в течение года
воспитатели
Досуговая деятельность
Тематические праздники, выставки детского рисунка, мероприятия ДОУ.
Вовлечение в процесс воспитания и развития детей
в течение года
воспитатели, муз. руководитель, инструктор по ФК
Анкетирование
«Как мы понимаем своих детей», «Я и мой ребенок», «Ребенок и игра»
Анализ детско-родительских отношений в семье
в течение года
воспитатели, педагог - психолог
Лекторий
«Каждый ребенок имеет право», «Жестокое обращение с детьми: что это такое?», «Общение между нами и детьми»
Повышение правовой и психолого-педагогической культуры родителей.
в течение года
Зав. МКДОУ, старший воспитатель, воспитатели, педагог – психолог
«ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»
В настоящее время всё более остро встают проблемы связанные с нарушением прав детей. Однако семья, являясь первичным и одним из основных институтом социализации детей, оказывается совершенно не состоятельной в вопросах защиты прав и достоинств ребёнка. Большинство родителей не имеют представления о существовании нормативно-правовых документов по защите прав детей и, тем более, об изложенных в них положениях и принципах.
В связи с этим, перед дошкольным учреждением как первым внесемейным институтом социализации встаёт задача по правовому просвещению родителей дошкольников.
Защита прав и законных интересов детей должна начинаться с ознакомления родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи.
Для того чтобы выстроить работу по правовому просвещению родителей, нами было проведено анкетирование, направленное на выявление проблем родителей в вопросах правового воспитания, а также их заинтересованность данными вопросами.
Следует отметить, что 100% проанкетированных родителей (25 человек) не знакомы с документами по защите прав детей. В тоже время все респонденты считают, что права детей в нашей стране необходимо защищать, однако, указать в чём именно проявляется нарушение прав детей дошкольного возраста респонденты не смогли. Следует отметить, что 60% опрошенных родителей не считают себя компетентными в вопросах воспитания и все 100% респондентов выразили желание повысить уровень своих знаний по правам детей и правовому воспитанию.
Таким образом, перед нами обозначались конкретные направления работы, общая цель которых – повышение уровня знаний родителей по вопросу прав детей дошкольного возраста и правовому воспитанию дошкольников.
Свою работу мы строили не только с использованием стандартных форм общения с родителями (родительские собрания, консультации, семинары и т.д.), но также в процессе работы мы активно использовали наглядно-информационные материалы. Для этого нами была разработана серия брошюр «Это важно знать»:
Первая брошюра «Каждый маленький ребёнок права имеет уже с пелёнок» - цель - ознакомление родителей с нормативно-правовыми документами по правам ребёнка. В данной брошюре представлены основные принципы Декларации прав ребёнка, основные положения Конвенции ООН о правах ребёнка, включая особые права, которые вступают в силу в чрезвычайных ситуациях, а также приведены примеры игр, необходимых для закрепления правовых знаний у детей и указаны источники информации, которые могут быть полезны родителям.
Вторая брошюра «Казнить нельзя помиловать???» - цель - ознакомление с правовыми документами, защищающими ребёнка от жестокого обращения, а также вопросы профилактики жестокого обращения с детьми дошкольного возраста. В данной брошюре рассмотрено понятие «жестокое обращение с детьми» и основные формы его проявления, а также представлены основные положения законодательных актов (Конвенция ООН, Уголовный Кодекс РФ, Семейный Кодекс РФ, Закон «Об образовании») по защите прав и достоинств ребёнка и, кроме того, родителям представлены семь правил о наказании (В. Леви).
Третья брошюра «Чтоб ребёнка воспитать – любовь лишь нужно ему дать» - цель - формирование у родителей отношения к ребёнку как к полноправному члену общества, имеющему право на собственные поступки и собственное мнение. Данная брошюра включает в себя памятки для мудрых родителей и обращение к родителям от ребёнка, о том, как сделать его (ребёнка) счастливым, а также в данной брошюре представлены тесты для родителей «Какой вы воспитатель?» и «Как Вы понимаете своего ребёнка?».
Кроме брошюр нами были разработаны и предложены родителям группы следующие буклеты:
«О правах ребёнка» - основные положения Конвенции ООН о правах ребёнка;
«О правах играя» - игры для формирования и закрепления правовых знаний у детей;
«Защита маленького гражданина от жестокого обращения» - положения основных правовых документов, защищающих ребёнка от жестокого обращения
Вся информация, представленная в буклетах и брошюрах, была продублирована в папках-передвижках и представлена на информационных стендах ДОУ.
15