Конспект урока по русскому языку на тему Изменение глаголов по временам (3 класс)
Тема: Изменение глаголов по временам.
Класс: 3
Цель: познакомить учащихся с изменением глагола по временам.
Задачи: научить различать глаголы по временам, совершенствовать практические умения и навыки.
Развивать орфографическую зоркость, память, внимание, речь, мышление, обогащать словарный запас.
Воспитывать в учащихся интерес к предмету, самостоятельность, умения работать в парах.
Результаты обучения
Уметь находить в предложении слова, обозначающие действия предмета, знать правила по разделу «Глагол», уметь определять времена глаголов
Тип урока: следствие ведут знатоки
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа.
Формы: фронтально – коллективные, индивидуальные, работа в парах.
Оборудование: запись на доске, таблицы, презентация, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Сегодня у нас гости. Мы сказали им: «Здравствуйте!» Это значит, мы пожелали им здоровья, успехов, добра. Наши гости, ребята, тоже желают вам добра, ведь они понимают, что добро – это чудо, которое всем дарит прекрасное настроение.
-А какое настроение у вас? (учащиеся показывают символы )
-Я очень рада, что у вас у всех хорошее настроение.
II. Минутка чистописания.
Г..л...агол
- Запишите буквы, данные на доске.
Здесь зашифровано слово, обозначающее часть речи.
- Кто догадался?
- Запишите его, правильно соединяя буквы. (Учитель пишет на доске)
Что вы знаете о глаголе, как части речи?
III. Повторение
Блиц- опрос
Проведем небольшой экзамен. Вытягиваем билет и готовим на него ответ.
1. Что такое глагол?
2. Каким членом предложения может быть глагол?
3. Что можно передать с помощью глаголов?
4. Что такое неопределенная форма глагола?
5. Назовите суффиксы глаголов в неопределенной форме глагола?
6. Как определить число глаголов?
Словарная работа
Отгадайте загадки, под которыми спрятались словарные слова, а также тема нашего урока.
Неизвестно, где живёт.
Налетит деревья гнёт.
Засвистит по речке дрожь.
Озорник, а не уймёшь. Ветер
***
Все ворует что блестит,
Глаз её, за всем следит.
На хвосте, приносит вести,
Нрав болтливый, всем известен.
На ветвях сидит высОко,
А зовут её?
(Сорока)
***
Под землею с давних пор
Понарыто много нор,
И по ним туда-сюда
Быстро ездят поезда. Метро
***
Если кот решил прилечь,
Где теплее, там, где печь,
И хвостом укрыл свой нос –
Ожидает нас ...
(Мороз)
***
С первым морозом её собирают,
Гроздья ножом осторожно срезают,
Пару лет, точно их можно хранить,
Если в духовке слегка просушить!
Ответ: Рябина
Стоит дерево в саду,
Без листочков всё в снегу,
А на ветках ягод красных,
Словно звёзд на небе нашем!
Ответ: Рябина
Ребята, какое слово у нас получилось в минутке чистописания? Как мы можем связать эти слова.
О чем мы будем говорить на уроке?
Тема нашего урока «Изменение глаголов по временам». Сегодня у нас необычный урок русского языка, т.к. вы сегодня на уроке не просто ученики, а знатоки. Урок «Следствие ведут знатоки». Работать вы будете в парах, оцениваться работа будет в фишках.
Новая тема
Что же такое время? Как вы это понимаете? (Часы, дни, времена, года, сутки)
Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками.
Глагол изменяется по трем временам: Прошедшее время, настоящее время, будущее время.
Физминутка
Мы капусту режем, режем.
Мы капусту солим, солим, жмем, жмем.
Трем, трем и в бочку кладем.
Объяснение учителя
Ребята, что я делаю сейчас? (говорю, показываю)
Что вы делаете сейчас? (отвечаем, слушаем, пишем)
Что вы делали на прошлом уроке? (решали, читали)
·Что вы будете делать завтра? ( учиться)
Глаголы в русском языке изменяются по временам: настоящее, прошедшее, будущее время.
Правило:
Если действие глагола происходит сейчас, в момент речи, то значит глагол стоит в настоящем времени и отвечает на вопросы: что делает? Что делают? (сегодня, сейчас)- слова помощники.
Если действие происходило раньше, до момента речи, то глагол стоит в прошедшем времени и отвечает на вопросы: что делал? Что сделал? (раньше).
Если действие будет происходить потом, после момента речи, то глагол стоит в будущем времени и отвечает на вопросы: что будет делать? Что сделает? (будет)
Работа по сюжетной картинке
Рассмотрите картинке. Что вы видите на первой картинке?
Девочка посадила растение. (Что сделали вчера?)
Запишем предложение. Показ обозначения на письме времени глагола. (Пр. вр.)
Поливает растение. (что делают сейчас?) Н. вр
Вырастут помидоры. (Что сделают?) Б. вр
Первичное закрепление
Игра "Исправь ошибку". (работа у доски)
На доске допущены ошибки, спишите текст, исправив их.
Наступил поздняя весна. Вышел мы из леса на поляну. Сколько цветов! Набежал легкий ветерок. С реки потянул прохладой.
Работа по учебнику
– Откройте учебник на с. 56 упр. 119
Поставь вопросы к глаголам. Выпишите глаголы в 3 столбика. Определи время. (3 учащихся работают у доски)
Туча закрыла (что сделала?; пр. в.) все небо, пошел (что сделал? Н. в) дождь.
Туча закрывает (что делает? Н. в) все небо, идет (что делает? Н. в) мелкий дождь.
Когда туча закроет (что сделает? Б.в) все небо, так и дождь пойдет (что сделает? Б. в).
Среди стебельков копошились (что делали? Пр. в) жучки.
Среди стебельков копошатся (что делают? Н. в) жучки.
Среди стебельков закопошатся (что сделают? Б.в) жучки.
Карточки для слабых учащихся
Укажи время выделенных глаголов.
Широко раскинулись колхозные поля. Их недавно вспахали. Прошел теплый дождь. Вылезли на свет зеленые травинки. Милые цветы мать-и-мачехи раньше всех появляются на голой земле. Журчат, звенят веселые ручейки. Скоро прилетят пернатые друзья.
Развитие речи
Посмотрите на картинки. Что вы видите на них? Составьте рассказ по картинкам используя глаголы трех времен.
Работа по вариантам
Спишите текст, употребляя глагол каждого предложения:
1-вариант – в форме настоящего времени
2-вариант в форме прошедшего времени.
(Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он (вить) гнездо.
Карточки для сильных уч-ся
Распределите глаголы по временам на три группы. Допишите по два глагола к каждой группе.
Вредил, летит, повстречаешь, похвалю, трещал, построим, зарядил, хлопочет, завяжу, плывёт.
Прием «Карусель»
Закрепление материала
Парам даю листочки, каждый участник записывает по одному предложению и передаёт другому.
Рефлексия
- В начале урока у вас всех было хорошее настроение. А сейчас я хотела бы узнать, в каком настроении вы находились в течении урока? (Дети показывают символы)
-Я очень рада, что настроение у вас не изменилось и очень приятно, что урок вам понравился. Теперь вы убедились, что иметь знания и применять знания - это действительно большое чудо!
- Я благодарю вас за работу.
Оценивание
Домашнее задание: стр. 57 упр. 122, упр. 123