Урок-вояж по математике Решение задач
МАТЕМАТИКА
4 класс
Тема урока: Решение задач
Урок-вояж
Цели и задачи урока:
Образовательные:
отрабатывать решение задач на движение,
упражнять в решении задач других видов,
закреплять знания о взаимосвязи между величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость),
повторить виды треугольников,
совершенствовать вычислительные навыки,
расширять знания об окружающем мире.
Развивающая:
развивать познавательную активность учащихся,
совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставлениия,
развивать психические процессы: память, мышление (в том числе логическое), воображение, восприятие, внимание, эмоции.
Воспитательные:
воспитывать заинтересованность и пытливость в процессе учения,
воспитывать умение работать в парах,
воспитывать аккуратность, трудолюбие, дружбу, рационализм.
Оборудование:
Моро М.И. «Математика 4 класс», компьютер, программное обеспечение Microsoft Оffice Word, Microsoft Power Point, «Словарь русского языка» Ожегова С.И., таблицы-опоры, плакат с чертежом, сигнальные карточки.
Ход урока
Организационный момент
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Уч. Прочтите, как называется наш урок.
Слайд 1.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Уч. Что обозначает слово вояж?
Дети высказывают свои предположения, а затем находят в толковом «Словаре русского языка» Ожегова С.И. информацию о слове и зачитывают её.
Слайд 2.
Вояж путешествие, поездка.
Уч. Поднимите руку, кто из вас любит путешествовать? На чём можно путешествовать? А можно и пешком. В нашем городе есть магазин, который называется «Вояж». Какие товары там продают? (Велосипеды, скутеры и др.)
Уч. Слово вояж словарное. Поставьте в нём ударение. Какие орфограммы в слове? (Безударный гласный о, который надо запомнить и парный согласный ж). Как можно проверить? (Вояжи).
Слайд 3.
воя
·ж
Уч В путешествие мы возьмём (хором прочитывается)
Слайд 4.
знания
смекалку
внимание
Устный счёт
На доске работают по карточкам 3 человека, по одному из каждого ряда.
450:с=9Ч10 3 070Ч80 720:(8Ч2)
Остальные учащиеся выполняют тест, записывая ответы в тетради.
Слайд 5.
Какое число самое маленькое?
Какое число содержит 8 единиц 6-го разряда и 4 единицы 2-го разряда?
Какая цифра стоит в разряде десятков в числе 329 015?
В каком из двух уравнений неизвестное находится делением?
Как правильно выразить 18 т 6 ц 3 кг в килограммах?
Сколько нулей в записи произведения: 4 000 Ч 2 Ч 6 Ч 3 Ч100?
Какая формула подходит для решения задачи:
За 6 ч теплоход прошёл 210 км, а поезд за 4 ч 420 км. Во сколько раз скорость поезда больше скорости теплохода?
Ответы: Б, в, а, б, б, г, б.
Проверка с помощью сигнальных карточек: ученик называет ответы, а остальные дети показывают карточки: зелёная верно, красная неверно.
Затем каждый ряд проверяет работу своего ученика у доски.
Уч. Молодцы, вы хорошо готовы к путешествию и теперь мы можем выходить из дома.
Математический диктант
Дети записывают в тетради число, «классная работа».
Уч. Путешествуя, необходимо иметь дорожную аптечку. Давайте проверим её содержимое.
Отгадайте ребус.
Слайд 6.
Рас100яние
Один ученик у доски, а остальные на местах самостоятельно записывают слова, подчёркивают «опасные места», затем хором проговаривают.
Расстояние, километр, скорость.
Повторение правил о нахождении величин: скорости, времени, расстояния. На доске появляются таблица:
S = v Ч t
v = S : t
t = S : v
Уч. А теперь в путь!
Цель
Уч. Совершая вояж, мы будем решать задачи на движение и других видов, отрабатывать вычислительные навыки и закреплять полученные ранее знания. Тема урока так и называется: «Решение задач».
Решение задач
Задача № 22 (стр. 32).
Уч. Как записано условие задачи? (Чертежом).
Уч. Рассмотрите чертёж. Какое здесь движение? (Встречное). Какой транспорт движется со скоростью 98 км/ч? (Машина, автобус). Итак, мы едем на автобусе. С такой скоростью можно ехать по загородной дороге, а по городу с какой, кто знает? (60 км/ч). Сколько часов мы ехали до встречи? Какое расстояние между городами? Составьте задачу по чертежу.
Задача решается у доски с объяснением.
Уч. А кто знает, как решить другим способом?
Запись на доске.
Уч. А теперь мы видим лужайку, разделённую дорожками. (Вывешивается плакат с чертежом). Сколько на чертеже различных треугольников и сколько четырёхугольников?
Дети показывают на чертеже фигуры. (Треугольников 4, четырёхугольников 5).
Уч. Чем похожи все треугольники? (Все они прямоугольные). Какие ещё бывают треугольники? (Тупоугольные, остроугольные).
Уч. Путешествовать лучше с друзьями. Какие пословицы о дружбе вы знаете?
Уч. А теперь мы движемся по необычайно зелёной улице. Поработаем в парах. Запишите выражение ( № 26 стр. 32), но сначала давайте повторим правила о нахождении цены, количества, стоимости.
На доску выставляется таблица-опора:
С = ц Ч к
ц = С : к
к = С : ц
Уч. Какая пара быстрее cправится, та поднимет зелёную карточку.
Проверка и объяснение.
Уч. Навстречу нам едет грузовая машина. Давайте решим о ней задачу № 23.
Познакомьтесь с условием.
Уч. Что известно в задаче? Требуется узнать? Как вы думаете, было израсходовано больше 16 л или меньше? Почему? Как называется такой вид задач? (На пропорциональное деление).
Дети устно объясняют решение, затем самостоятельно записывают его в тетрадь.
Физкультминутка «Север, юг, запад, восток»
Выполняется стоя. Учитель даёт команды, стараясь запутать детей, а они выполняют соответствующие движения:
cевер руки вверх,
юг руки вниз,
запад руки в стороны,
восток руки вперёд.
Физкультминутка для глаз: плавное вращение по и против часовой стрелки, моргание.
Закрепление
Уч. А теперь мы проезжаем речку. Самостоятельно решите задачу о пловцах № 21 (1) (стр.32).
Один ученик работает у доски. Оцениваются первые три человека, решившие быстро задачу. Проверяется решение на доске.
Уч. Кто может составить выражение? Кто решил другим способом?
Объясняется второй способ решения.
1 способ: 8 Ч 10 + 12 Ч 10 = 200 (м)
2 способ: (8 + 12) Ч 10 = 200 (м)
Уч. Какой способ удобнее? Почему?
Уч. Измените задачу.
Устно выполняется № 21 (2).
Уч. Посмотрите, на противоположном берегу стоит человек. О чем говорят его поза, выражение лица? (О чём-то задумался). Давайте ему поможем решим старинную задачу.
Слайд 7.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Уч. Некий человек должен был перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. В лодке мог поместиться только один человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Если человек повезёт волка, то коза съест капусту. Если повезёт капусту, то волк съест козу. Как же быть?
Дети высказывают свои предположения. (Сначала человек отвёз козу и оставил её на другом берегу, а сам поплыл за капустой. Он перевёз капусту, а козу забрал с собой. Доплыл до берега, вышел вместе с козой, а волка посадил в лодку и поплыл назад. Волка он оставил с капустой. Теперь можно отправляться за козой).
Домашнее задание
Уч А теперь мы возвращаемся домой.
№ 14, 24 (стр. 31-32)
Уч. По желанию в № 24:
- найдите периметр участка,
- составьте обратные задачи, зная периметр.
Итог
Уч. Что новое вы открыли для себя, совершая вояж?
Объявление и комментирование оценок.
Уч Спасибо за приятный вояж.
Урок-вояж Частый вертикальный15