Рабочая программа по русскому языку 4 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большеполянская средняя общеобразовательная школа Алексеевского муниципального района
Республики Татарстан


Рассмотрено
руководитель МО
_________________________
Протокол № _________
«___»__________20__ г

«Согласовано»
Зам. директора по УВР
____________Ф.И.О
«___»_______20__ г

«Утверждаю»
Директор школы
______Борисова Н.Ю.
Приказ №_____ от
«_»_ 20__ год









Рабочая учебная программа
Русский язык ,4класс
(наименование учебного предмета (курса),класс
Начальное общее образование (базовый уровень)
(уровень, ступень образования)

Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы :

Шишкина Людмила Геннадьевна















2016год

Пояснительная записка Рабочая учебная программа составлена на основе : -Приказа Министерства образования и науки Российской федерации «Об утверждении и введении и действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009г. №373;с изменениями, утвержденными приказом МОиНРФ от 26 ноября 2010 года, приказом МОиНРФ №1576 от 31 декабря 2015 года; -Приказа Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями , утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 г.№1644, приказом МОиНРФ от 31 декабря 2015 года №1577); -письмо МОиНРТ от3 марта 2016 года №1815/16 « О направлении рекомендаций по составлению образовательной программы и рабочих программ учебных предметов»; -Основной образовательной программы :НОО и ООО,СОО; -Учебного плана МБОУ Большеполянской сош на текущий учебный год; -Положения о рабочей программе школы ;
Уровень программы: базовый Рабочая программа рассчитана на 102часа. УМК : учебник «В одном счастливом детстве» в 2-х частях, авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, М.- Баласс, 2013г.; Литературное чтение. 3 класс
Планируемые результаты освоения программы:
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 80-90 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корне двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;
буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Содержание учебного предмета:
Авторская программа (авторы: Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова, О.В.Пронина) рассчитана на 4 часа в неделю (136 часов). рабочая программа по русскому языку составлена на 102 часа. И вместе с тем сохранен полный перечень тем, предлагаемый авторами.
Повторение. -10 часов
Предложение. Текст. - 24 часа
Имя существительное. – 24 часа
Имя прилагательное. – 11 часов
Глагол. – 26 часов
Наречие. -2 часа
Повторение. – 5 часов
Итого: 102 ч
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово.
1. Части речи и члены предложения.
Имя существительное.– 24 часа
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. – 11 часов
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. – 26часов
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся
·-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о
·-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Наречие. (2 часа) Знакомство с новой частью речи – наречием. Усвоение учащимися способа образования наречий с суффиксами -о, -е.
Повторение. (8 часов)
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.








Календарно-тематическое планирование


п/п
Раздел и тема урока.

Количество
часов


Дата
проведения


Повторение.

10


1


Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
1
2.09

2
Контрольное списывание № 1.
1
6.09

3
Повторение фонетики и графики
Слог и ударение
Фонетический разбор слова
1
7.09

4
Повторение орфографии
Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения.
1
13.09

5
Повторение состава слова, о частях речи, изученного по синтаксису.
1
14.09

6
Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль»
1
16.09

7
Повторение орфографии.
1
20.09

8
Что мы знаем о пунктуации.
Обобщение по разделу «Повторение»
1
21.09

9
Контрольный диктант №1 (входной)
по теме «Повторение»
1
23.09

10
«Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте)
1
27.09


Предложение. Текст.
24


11
Как отличить простое предложение от сложного. Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и
1
28.09

12
Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но
1
30.09

13
Обучающее изложение «Что я люблю».
1
4.10

14
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.
1
5.10

15
Обучающее сочинение «Что я люблю».
1
7.10

16
Упражнения на повторение. Проверочная работа №1.
1
11.10

17
Развитие пунктуационных умений.
1
12.10

18
Контрольный диктант № 2 по теме «Предложения с однородными членами»
1
14.10

19
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. с союзами и, а, но
1
18.10

20
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но
1
19.10

21
Составление рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант «Мечты о подвиге».
1
21.10

22
Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома».
1
25.10

23
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 2 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но».
1
26.10

24
Обобщение, подготовка к диктанту.
1
28.10

25
Контрольный диктант№3 за I четверть
по теме «Сложные предложения»
1
29.09

26
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
Обобщение по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но».
1


27
Редактирование сочинения.
Контрольный словарный диктант
1


28

Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора, перед словами автора
1


29
Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование предложений с прямой речью в письменной речи. Р/р Сочинение
1


30
Запись цитаты в виде предложения с прямой речью. Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью
1


31
Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух».
1


32
Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью
1


33
Контрольный диктант № 4 по теме «Предложения с прямой речью»
1


34
«Пишу правильно» (работа над ошибками в изложении и диктанте)
1



Имя существительное.
24


35
Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных. Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы
1


36
Роль имен существительных в предложении, в речи. Р/р Сочинение-миниатюра «Вид из окна.
1


37
Наблюдение за словоизменением имен существительных. Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы
1


38
Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе
1


39
. Именительный и винительный падежи
1


40
Родительный падеж
Дательный падеж
1


41

Творительный падеж
Предложный падеж
1


42
Обобщение знаний о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных».
1


43
Упражнения на повторение. Контрольный диктант №5 за II четверть
1


44
«Пишу правильно» (Работа над ошибками).Упражнение на повторение.
Проверочная работа № 3 по теме «Изменение имен существительных по падежам»
1


45
Что такое склонение? Три склонения имен существительных. Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления
1


46
Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного.
1


47
Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления.
1


48
Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!» Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами
1


49
Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода. Развитие умений писать слова с орфограммой. «Буква ь после шипящих на конце имен существительных», графически обозначать выбор написания.
1


50
Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы. Словарный диктант.
1


51
Упражнения на повторение.
Проверочная работа № 4 по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»
1


52
Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму
1


53
Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму. Обучающее сочинение-описание «Прогулка».
1


54
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.
Контрольный словарный диктант
1


55
Р/р Обучающее изложение «Первая газета»
1


56
Упражнения на повторение.
Проверочная работа № 5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
1


57
Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний существительных»
1


58

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование текстов творческих работ
1



Имя прилагательное
11


59

Повествование и описание – два типа речи.
Роль имен прилагательных в речи. Роль прилагательных-антонимов в речи. Морфологический разбор имени прилагательного
1


60
Изменение имен прилагательных по падежам.
1


61
Словосочетание «существительное + прилагательное». Главное и зависимое слово в словосочетании.
1


62
Правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания
1


63
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Р/р Свободный диктант
1


64
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания.
1


65
Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие»
1


66

Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка»
1


67
Упражнения на повторение.
Проверочная работа № 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных»
1


68
Повторение, подготовка к диктанту.
1


69
Контрольный диктант № 7
по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных»
1



Глагол.
26


70
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование творческих работ. Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не
1


71

Значение и грамматические признаки глагол.
1


72
Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе.
1


73

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения
Как определить спряжение глагола, если окончание ударное
1


74

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму
1


75
Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола.
1


76

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями
1


77
Р/р Обучающее сочинение по картинкам.
1


78
Разбор глагола как части речи.
1


79
Диктант № 8 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
1


80
Знакомство с возвратной формой глагола.
Правописание глаголов с _тся и _ться Знакомство с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом
1


81

Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа.
1


82
Контрольное списывание № 2.
1


83

Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях.
1


84
Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях.
1


85
Обучающее изложение «Первые школы».
1


86
Работа над ошибками. Редактирование текста изложений.
1


87

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом
1


88
Р/р Обучающее сочинение на свободную тему.
Использование в письменной речи глаголов в форме настоящего времени с изученными орфограммами
1


89
Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении
1


90
Обучающее сочинение «День моей мамы».
1


91
Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста
Контрольный словарный диктант
1


92
Упражнения на повторение.
Проверочная работа № 7 по теме «Глагол»
Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», закрепление орфографических, пунктуационных и языковых умений
1


93
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Глагол». Подготовка к диктанту.
1


94
Контрольный диктант № 9.
1


95
Работа над ошибками. «Пишу правильно».
1



Наречие.
2


96
Знакомство с наречием.
1


97
Употребление наречий в речи.
1



Повторение. –
5


98
Итоговый контрольный диктант.
1


99
Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст».
1


100
Контрольное изложение «Странный дуэт».
1


101
Итоговое тестирование.
1


102
«Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в диктанте, изложении, тестировании ).
1



















Сводная таблица по видам контроля
























Виды контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4
Четверть
Итого

Административный контроль ЗУНов
1
1
1
1
4

Количество: контрольных проверочных работ
1
2
2
2
7

Контрольные диктанты
2
2
3
2
9

Лабораторные работы
-
-
-
-
-

Других видов работ
-
-
-
-
-















13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115




15