Открытый урок на тему «Народные песни и игры как средство развития творческих способностей детей»
Муниципальное образовательное учреждение
«Атемарская СОШ»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по теме: «Народные песни и игры как средство развития творческих способностей детей»
Разработала и провела:
Педагог дополнительного образования
МКУ ДОД «Лямбирский РДДТ»
Полшкова А.П.
2015 г.
Цель урока: Способствовать сохранению и развитию народных традиций, сделать их более доступными для современных детей средствами народного искусства.
Задачи урока: Реализовать творческий потенциал обучающихся, развить их творческие и практические навыки в освоении народных песен и игр.
План урока:
Музыкально – обрядовый и игровой фольклор в воспитании детей.
Специфика работы над формированием музыкально-игрового творчества учащихся:
Взаимосвязь песни с игровыми формами, особенности согласования их содержания и средств выражения;
Практическое закрепление музыкально-артистических навыков на примере музыкальной игры-сказки «Теремок».
Принципы репетиционной работы.
Содержание урока
Музыкально – обрядовый и игровой фольклор в воспитании детей.
Сегодня народная художественная культура должна занять особую нишу в формировании духовно-творческого и физического потенциала детей. В образцах детского фольклора встречается и «школа», и своеобразные способы домашнего (семейного) воспитания. В нем живут, действуют животные и птицы: «котя-коток», «гуленьки», «серый волчок», жаворонок-дуда» и.т.д. Это - первый разговор о мире, окно в него, первый урок неразрывной связи с природой, воспитание бережного отношения к ней, основа развития музыкальных, художественно-творческих способностей, эмоциональной сферы, образного мышления.
Первым ярким музыкальным впечатлением и действенным средством музыкального воспитания с младенческих лет было звучание материнского голоса, певшего колыбельную:
Ой, баиньки, баиньки,
Прилетели гуленьки.
Стали думать и гадать,
Чем Ванюшу радовать?
Бубличком или рожком,
Может кашей с творожком.
Забавные слова, образные сюжеты, четкий ритм, легко запоминающиеся мелодии прибауток, пестушек, потешек помогали малышу понять и познать мир и себя. Большое значение и распространение имели игры с ладошками и пальчиками малышей:
Ладушки, ладушки, где были? – у бабушки!
Что ели? – Кашку! Что пили? – Бражку!
Ладушки, ладушки, будем жить у бабушки!
Игры с детьми раннего возраста были просты, но в то же время учитывали физические и психологические особенности развития ребенка. Излюбленной забавой детей было качание на коленях – подражание качки при езде на лошади:
Бабушка Петровна поехала по бревна,
Вскачь погоняла да в ямку попала,
Бревна растеряла, да ноженьку сломала!
Не всегда приятная процедура умывания ребенка становилась веселой игрой под «приговор»:
Свежая водичка, умой Маше личко,
Чтоб был чистым носок, чтоб был ясным глазок,
Чтоб ушки блестели и чтоб щечки краснели.
На именины детей приходили близкие родственники с подарками, мать всегда выпекала именинный каравай, который разламывали над головой под песню:
Как на Ванины именины, испекли мы каравай:
Вот такой вышины, вот такой нижины,
Вот такой ширины, вот такой ужины,
Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!
Я признаться люблю всех, а вот Ваню больше всех!
Подрастал малыш, и каждому этапу его детства соответствовали свои определенные игры, песни, считалки. Первому счету дети учились, забавляясь своими пальчиками:
- Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в сад ходил,
С этим братцем печь топил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
Песни пел и скакал,
Всех братиков потешал!
Своеобразие и мудрость детских пестушек, потешек и прибауток формировали душу и характер ребенка, человеческое начало в нем. Простейший урок о том, что в семье трудовые нагрузки разделены в соответствии с физическими и возрастными возможностями каждого, отражен в потешке:
Большаку дрова рубить (большой палец)
А тебе воды носить (указательный палец)
Тебе печку топить (средний палец)
Тебе кашку варить (безымянный)
Тебе песни петь (мизинец)
Песни петь да плясать
Родных братьев потешать!
Песенно-игровой репертуар с пяти - семилетними детьми был посложнее. Дети вовлекались в игры с более сложными сюжетами, где им отводилась более активная роль. Круг игр детей восьми - десяти лет был значительно шире. В большинстве своем это были сюжетные игры с твердыми правилами, которые не полагалось нарушать. Момент перехода десятилетних детей в новый возрастной статус знаменовался переодеванием в подростковую одежду и включением в «круг» новых молодежных песен и игр.
Можно до бесконечности описывать многообразие детского музыкально – поэтического искусства, созданного как взрослыми специально для детей, так и традиционного устного творчества самих детей, но все же следует разделить детское музыкальное творчество на три раздела.
К первому разделу отнесем колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки с напевами – для детского мышления и мировосприятия на первой стадии жизни.
Ко второму разделу отнесем прибаутки, небылицы, дразнилки – основное назначение которых – рассмешить, позабавить себя и своих сверстников.
К третьему разделу отнесем считалки, и собственно игры: драматические, спортивные и хороводные. Основой игр является реализация художественного образа в действии посредством синтеза диалога, музыкального припева и движения.
II. Специфика работы над формированием музыкально-игрового творчества учащихся.
Взаимосвязь песни с игровыми формами, особенности согласования их содержания и средств выражения.
Творческая деятельность детей основывается на тех знаниях и умениях, которые приобретаются в повседневной жизни, в процессе воспитания и обучения, осуществляемом в школе искусств под руководством преподавателя. Развитию творчества способствуют творческие задания. Они постепенно усложняются, подводят детей к самостоятельным импровизациям.
В основе музыкально-игрового творчества лежит выполнение ребенком роли, выбранной им самим: придумывание характерных действий, соответствующих определенному образу, построение композиции, сюжета музыкальной игры. Последнее является наиболее сложным проявлением творчества, так как предусматривает общий замысел действия в коллективе. При этом дети вступают в сложные взаимоотношения, при которых существенную роль играют и симпатии друг к другу.
Проведение заданий по развитию музыкально-игрового творчества предполагает определенную этапность. Вначале ребенок импровизирует однотипный музыкально-игровой образ, затем передает образ в развитии, и на последнем этапе возникает взаимодействие нескольких персонажей, создается самостоятельная композиция игры.
Каждый этап предусматривает выполнение разнообразных задач, что формирует у детей различные способы творческих действий в передаче музыкально-игровых образов.
Содержание заданий определяет методику работы. Педагог вначале рассказывает содержание игры, исполняет музыкальные произведения, иллюстрирующие отдельные ее эпизоды. Если некоторые из этих эпизодов сложные, можно предварительно дать детям небольшие задания, типа этюдов-упражнений, помогающие понять основной образ. Кроме того, педагог дает необходимые знания, умения, которые ребенок сможет применить в своем творчестве.
В отличие от исполнительской, в творческой деятельности инициатива должна исходить от самих детей. Для этого взрослые создают определенные условия, ситуации, оказывают помощь не показом движений, а предоставляют детям возможность самим дать характеристику образа путем проведения наблюдений, слушания и просмотра иллюстраций художественных произведений. В связи с этим необходимо внимательно отбирать музыкально-литературный материал, который помогал бы детям последовательно выполнять все более сложные задания.
Песенно-игровое творчество
1 этап - Сформировать у детей способы импровизаций простейших мотивов на слоги, подражающие звукам различных жизненных явлений, передавать простейшие выразительные интонации:
Игра «Гласные буквы»
Буквы гласные мы знаем – «А-О-У-Ы»
Мы сейчас их сосчитаем - «А-О-У-Ы» (дети загибают пальцы)
Однажды по лесу гуляли - «А-О-У-Ы» (произносят весело)
И случайно заплутали – «А-О-У-Ы» (произносят жалобно)
Громко нас они позвали - «А-О-У-Ы» (произносят громко)
Только эхо отвечало - «А-О-У-Ы» (произносят тихо)
И медведя повстречали - «А-О-У-Ы» (произносят испуганно)
И от страха задрожали - «А-О-У-Ы» (произносят дрожащим голосом)
Мишка добрый очень был - «А-О-У-Ы» (произносят ласково)
И до дому проводил - «А-О-У-Ы» (произносят радостно)
2 этап - Формировать способы импровизации: оканчивать мелодию, начатую взрослым, развивать чувство лада и чувство музыкальной вопросно-ответной формы. Объяснить детям, что в разговоре людей один спрашивает, а другой отвечает. В песне тоже можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ:
Музыкальный пример РНП «Где же был Иванушка?»
Таким образом, специальные задания, составленные на основе музыкального фольклора, стимулируют художественную образность песенного творчества, позволяет лучше ориентироваться в подборе мелодии, ритма, нюансов, динамики, темпа и т. д., развивает творческую активность, совершенствует дикцию, дыхание, звукообразование. Доступные народные тексты позволяют легко находить новые комбинации, видоизменять, улучшать созданное ранее.
Основой игры является художественный образ, диалог, напев, движение, воспроизводящее какое-либо действие, настраивающее ребенка на познание окружающей действительности.
Так, например, в игре «Вот так» ребенок придумывает разнообразные движения, которые остальные участники должны в точности повторить. Это развивает способность к подражанию, что немаловажно для разучивания плясовых песен в детском народно-певческом коллективе, ведь каждое движение показанное руководителем ребенок должен старательно перенять, скопировать и усвоить.
Сюжетная игра «Чижик» вобрала в себя не только элементы хороводного движения по кругу, но является прекрасным способом развития в ребенке чувства уважения друг к другу. Посредством выбора ребенком партнера руководитель детского коллектива может оценить те или иные отношения среди детей – выявить симпатии или сгладить возможные разногласия. Ведь недаром предками была сложена поговорка «В игре да в дороге людей узнают».
Играющие, взявшись за руки, ходят по кругу простым шагом и поют песню. В центре круга находится «Чижик», он действует по тексту песни: прохаживается, танцует и выбирает понравившегося участника. Выбранный ребенок становится «Чижиком» и игра начинается сначала.
Формирование у детей песенного творчества, оказывает влияние на развитие воображения, таких нравственных качеств, как доброжелательность, внимание друг к другу, а также в целом музыкальности.
Практическое закрепление музыкально-артистических навыков на примере музыкальной игры-сказки «Теремок».
В народных песнях и играх заложены большие возможности для формирования детского музыкально-игрового творчества. Это обуславливается прежде всего художественными качествами музыкального фольклора, яркими образами, интонационной выразительностью. Одной из особенностей народного музыкального творчества является его вариативность. Это позволяет успешно использовать песенно-игровой фольклор для развития творческих способностей детей.
Самое важное выявить у детей радостную готовность действовать, эмоциональную реакцию. Подбирая песни, игры, танцы, необходимо стремиться, чтобы содержание их вызывало у детей разнообразные чувства, что могло свидетельствовать о первоначальных переживаниях в связи с музыкальным образом.
Содержание ее побуждает к определенным понятным для детей действиям. Уже при первом же знакомстве мы с детьми делаем движения по тексту. В соответствии с содержанием песни дети сами придумывают движения.
Музыкальные игры также отбираются с целью передачи детьми эмоционального отношения к образу. Подбирались такие игры, в которых дети могли передать свое отношение к музыкальным образам.
Однако следует отметить, что для развития музыкально-творческих способностей недостаточно развития только эмоциональной отзывчивости детей на музыку. Здесь необходимы способы, которые можно сформировать посредством некоторых специальных заданий, нужен запас музыкальных впечатлений, знаний и умений, которые дети получают в процессе обучения на занятиях.
Необходимо найти такую методику, которая включала в себя музыкально-творческие задания, объединенные единой игровой ситуацией. Все задания на сочетание интонаций, ритмических группировок, комбинирование тихого и громкого звучания и, наконец, музыкальная драматизация решались в игровых ситуациях по сказке «Теремок».
Каждый из персонажей прибегал к теремку, стучал. Дети придумали различные ритмические группировки, характеризующие отдельных героев сказки. Импровизируя, каждый ребенок по своему должен передать образ своего героя – то в танце, то в песне. На вопрос: «Кто, кто в теремочке живет?» дети придумывают различные интонации.
При выполнении подобного музыкально-творческого задания многие дети успешно справились со своей задачей. Игра «Теремок» объединила разные задания, где участвовали не куклы, а сами дети.
После проведенной работы мы можем уверенно говорить о наличии предпосылок к музыкально-творческим проявлениям у детей. Дети пытаются передать образы зверей, их повадки. Развитие творческих способностей, безусловно, само не происходит. Поэтому педагогу необходимо повседневно создавать условия, игровую ситуацию, способствующие развитию и формированию музыкально-творческих способностей.
III. Принципы репетиционной работы.
В процессе работы с детским хоровым коллективом, необходимо учитывать следующие моменты:
Заинтересованность ребенка. Форма занятий должна быть разнообразной;
Ансамбль должен знать, какие песни он поет, с чем связаны те или иные слова, какие исполнительские традиции воплощены в каждом конкретном случае.
У коллектива обязательно должна быть практика выступлений. Концерты – большой стимул в работе любого ансамбля и хора. Каждое выступление воспитывает у ребенка не только чувство ответственности, но и сознание того, что он делает великое дело: сохраняет песню, несет радость людям.
Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблями, отшлифовывается исполнительский план каждого произведения.