Из опыта работы: Геометрия в начальной школе как средство развития объемного мышления младших школьников
МОУ гимназия №2
«Геометрия в начальной школе» (из опыта работы)
Автор: Гордеева Марина Николаевна,
учитель высшей категории
Нижний Новгород
2010 год
Геометрия в начальной школе как средство развития объемного мышления младших школьников и сохраненения их здоровья.
При изучении объёмных геометрических фигур на уроках математики я продолжаю закрепление материала путем практической работы на уроках ИЗО и технологии. Лепка помогает детям не только развивать мелкую и среднюю моторику руки, но и способствует развитию зрительно-пространственной ориентации в микропространстве: плоскость преобразуется в объемную форму. Первое, что я делаю, даю эталон описания фигуры: например, конус с закругленным основанием. Затем ребенок сам описывает словами тело. Вторым этапом работы является тактильное обследование предмета. Потом дети уже лепят какую-то фигуру, используя эти геометрические тела: конус, шар, эллипсоид (например, получается готовое изделие - лисичка). Таким образом ребенок работает с объемными геометрическими телами, формируется объемное мышление, которое необходимо в детям в дальнейшем при изучении геометрии. Большую роль в этом играет лепка полых форм (чашка). Лепка симметричных деталей и скульптур влияет на развитие чувства симметрии, деление пластилина на равные части, отрезание и отщипывание одинаковых кусков пластилина способствует развитию глазомера. Далее использую приёмы художественной росписи изготовленных из пластилина поделок. Так, например, рисование симметричных элементов и узоров также влияет на развитие чувства симметрии, рисование нескольких одинаковых элементов и узоров влияет на развитие глазомера, составление узора из цветочных элементов активизирует пространственный фактор развития. Таким образом уже в начальной школе закладываются основы для изучения геометрии в старших классах.
15