Использование теории ТРИЗ на уроках русского языка и литературного чтения при сочинении загадок
Использование теории ТРИЗ на уроках русского языка и литературного чтения при сочинении загадок.
ТРИЗ- теорию решения изобретательских задач часто используют творческие педагоги. Обучение детей творчеству пробуждает у детей желание учиться, творить. Творчество дает яркий, привлекательный и новый результат. ТРИЗ дает уникальные возможности, позволяя улучшать старое и создавать новое т.е. творить, пользуясь конкретными правилами, понятиями, приемами.
Предлагаю несколько приемов сочинения загадок, которые можно использовать на уроках литературного чтения и русского языка. На материале загадок можно решить ряд методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. На уроке русского языка сочинение загадок помогут закрепить части речи, более глубже понять правила постановки вопросов к частям речи.
Попробуем сочинить загадку о зеркале.
Первый способ.
На что похоже?(как, похоже)
Чем отличается? (но не)
На озеро
Нет воды
На стекло
Не прозрачное
На поверхность самовара
Размытое отражение
Получилась загадка: Оно похоже на озеро, но не содержит воды; брат стекла, но не прозрачное; похоже на поверхность самовара, но не имеет размытого изображения. Что это?
Тем же способом придумаем загадку об указке.
На что похоже?(как, похоже)
Чем отличается? (но не)
На карандаш
Не может писать
На палку
ровная
гвоздь
Не железная
Получилась загадка: Как карандаш, но писать не может; похожа на палку, но ее поверхность ровная; острая как гвоздь, но выполнена не из железа. Что это?
Назвал бы «Карандаш», да не может писать;
Назвал бы «Палка», да поверхность ровная;
Сказал бы «Гвоздь», да выполнена не из железа.
Второй способ предполагает опору-табличку такого вида:
Какой? (как, но не)
Что такое же?
Блестящее
самовар
стеклянное
окно
хрупкое
ваза
Получилась загадка о зеркале: Блестящее, как самовар; стеклянное, как окно; хрупкое, как ваза.
Блестящее, но не самовар; стеклянное, но не окно; хрупкое, но не ваза.
Какой? (как, но не)
Что такое же?
длинная
Нос Буратино
острая
гвоздь
деревянная
палка
А это новый вариант загадки об указке: Длинная, как нос Буратино; острая, как гвоздь; деревянная, как палка.
Длинная, но не нос Буратино; острая, как гвоздь; деревянная, как палка.
Что делает? (как, но не)
Что такое же?
Показывает
телевизор
отражает
вода
блестит
Солнце (самовар)
Загадка о зеркале:
Показывает изображение, но не телевизор;
Отражает, но не вода;
Блестит, но не солнце (самовар).
Что делает? (как, но не)
Что такое же?
указывает
Указательный палец
Дружит со школьной доской
мел
Помогает учителю
учебник
Загадка об указке:
Указывает, но не указательный палец;
Дружит со школьной доской, но не мел;
Помогает учителю, но не учебник.
Варианты способов сочинения загадок еще не исчерпаны. Но вот еще один интересный прием. У каждого предмета можно выделить различные функции, главные и второстепенные, явные и скрытые. Каждый предмет может сообщить о себе ярко и загадочно. Придумать длинную загадку о зеркале:
«Я – портретооражалка и зайчикопускалка, радовалка и огорчалка»
«Я и во все дела носотык, и остронос, буквоуказ и доскостук»
«Я и дыртык и спиночес, и тестораскатка, и трубокрут, и рисовалка» (Карандаш)
Способ творческого подхода к сочинению загадок предполагает создание творческих проектов, которые могут преследовать решение множества задач, которые решают проблему развития речи детей младшего школьного возраста.
Литература:
Нестеренко А. «Страна загадок».
юђЗаголовок 215