Урок по окружающему миру Экономика и экология

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Берёзовская средняя общеобразовательная школа №10

Учитель начальных классов Пронина Татьяна Ивановна

Тема: Экономика и ЭКОЛОГИЯ
Цели: познакомить учащихся с задачами экологии и экономики; воспитывать бережное отношение к природе, развивать мышление.
О б о р у д о в а н и е: у детей – по одной шоколадной конфете, у учителя – коробки из-под конфет.
Ход урока
I. Организационный момент.
Услышу ль сосен шум в полдневный час,
журчанье струй
средь камушков у брода, –
О, люди, мыслю я,
у всех у нас
есть Мать одна
по имени Природа!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живем, запечатлев навеки
в душе
ее прекрасные черты –
поля, луга, леса, моря и реки.
Три клада у природы есть:
вода,
земля и воздух –
три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
все возродится снова.
Но если
Впрочем, в наш жестокий век
понятно всем,
что это «если» значит!
О Человек!
Природа-мать ни рек
и ни морей от глаз твоих
не прячет
Ни ясных трав,
ни голубых озер
Цени ее доверие, Природы!
Не обмани его!
И в темный лес
входи,
как в храм под мраморные своды!
С. Викулов
II. Введение в тему урока.
– Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.)
– Слово «экология» прочно вошло в обиход. Его можно услышать по радио и в телепередачах, прочитать в газетах и журналах.
Произошло это не случайно.
С развитием экономики воздействие людей на природу становилось все более и более мощным. Природа уже не может сама залечивать нанесенные ей раны.
Чернобыльская катастрофа, гибель Арала, аварии нефтяных танкеров в морях, отравленные стоками промышленных предприятий реки, исчезающие леса, загрязненный воздух Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него.
III. Изучение нового материала.
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 81–85). Чтение текста.
2. Б е с е д а по прочитанному.
– Какой вред хозяйственная деятельность людей наносит воздуху, почве, воде, растительному миру, животным, человеку?
– Как экономить и охранять воду?
– Как нужно охранять почву?
– Как загрязняется воздух? Что необходимо делать для его очистки?
3. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
– Разверните свою конфету (ее можно съесть).
– Сколько оберточных материалов в вашей конфете?
– Из чего они сделаны?
– Можно ли их быстро уничтожить?
– Каким путем: естественным (с помощью природных тел, бактерий) или искусственным (сжигание)?
Те же вопросы после рассмотрения коробки из-под конфет.
– Влияет ли в этом случае удовлетворение потребностей на окружающую природу?
4. Э к о л о г и ч е с к и е п р о г н о з ы.
– Дайте свои экологические прогнозы для следующих случаев:
а) в одной стране фермеры решили уничтожить всех волков;
б) на берегу озера, в лесной зоне было решено построить бумажный комбинат.
– Какие рекомендации даст эколог фермерам и проектировщикам?
IV. Итог урока.
– Что необходимо делать, чтобы уменьшить вред от экологических катастроф?

· Домашнее задание: прочитать текст (с. 81–85); выполнить задания 1, 2 «Подумай» (с. 85).































Тема: Проверочная работа по разделу «Чему учит экономика»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся.
Ход урока
Т е с т «Чему учит экономика».
1. Главная задача экономики:
а) производство товаров и услуг;
б) удовлетворение разнообразных потребностей человека.
2. Что такое потребности?
а) все, что требуется людям для жизни;
б) все, что окружает людей.
3. Что такое товары?
а) это предметы, которые человек производит;
б) это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.
4. Что такое услуги?
а) добыча угля, нефти;
б) лечение больных, обучение детей.
5. Что составляет основу экономики?
а) окружающая нас среда;
б) природные богатства, капитал, труд.
6. Зачем мы собираем металлолом?
а) мы сохраняем запасы руды;
б) очищаем территорию от мусора;
в) участвуем в соревновании между классами.
7. Отрасли растениеводства:
а) полеводство, овцеводство, кактусоводство;
б) садоводство, зерноводство, овощеводство;
в) садоводство, бахчеводство, оленеводство.
8. Какие вы знаете сельскохозяйственные профессии?
а) ткач, газосварщик, геолог;
б) комбайнер, бахчевод, овощевод;
в) инженер, механик, тракторист.
9. Что дает животноводство людям?
а) мясо, шерсть, пух, кожу;
б) фрукты, ягоды, овощи;
в) хлопок, лен, рис.
10. Из чего складывается бюджет?
а) из зарплаты и стипендии;
б) из денег;
в) из доходов и расходов.
11. Какой бюджет ты считаешь лучшим?
а) в котором доходы больше расходов;
б) в котором доходы равны расходам;
в) в котором доходы меньше расходов.












Тема: Золотое кольцо России
Цели: познакомить с городами, входящими в Золотое кольцо России, и их достопримечательностями; развивать кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к природе.
О б о р у д о в а н и е: карта «Золотое кольцо»; фотографии с изображением городов Золотого кольца.
Ход уроков
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Путешествие по городам и странам». Свое путешествие мы начнем с нашей страны и побываем в нескольких древних русских городах.
– Посмотрите, что нас ждет.
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус.)
– Это школьный автобус, он поможет нам побывать в старинных русских городах, расположенных в «Золотом кольце».
– Почему кольцо? Почему Золотое?
– В конце урока вы сами сможете ответить на эти вопросы.
II. Введение в тему урока.
– В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из столицы нашей Родины. Посмотрим на карту.
Учитель вывешивает карту России, где ярким цветом указан маршрут следования.
– Покажите на карте столицу нашей Родины.
– Кто из вас уже бывал в Москве?
– Какие впечатления у вас остались?
III. Изучение нового материала.
Р а с с к а з у ч и т е л я.
«Золотое кольцо России»– популярный в нашей стране экскурсионный маршрут по древним русским городам, хранящим уникальные памятники отечественной истории и культуры.
Начинаясь и заканчиваясь в Москве, маршрут Золотого кольца проходит по территории пяти областей: Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской и Ивановской.
Из Москвы мы едем на северо-восток и прибываем в город Сергиев Посад.
– Рассмотрите фотографии в учебнике и на доске.
Ч т е н и е т е к с т а о городе Сергиев Посад (с. 89).
– Что означает слово «лавра»?
– Как называется монастырь города Сергиев Посад?
П р о д о л ж е н и е р а с с к а з а.
– Мы снова садимся в школьный автобус и продолжаем путешествие.
До 1302 года Переславль-Залесский был отдельным княжеством. Основал земли Переславские князь Юрий Долгорукий. Здесь он строил соборы каменные. Название Переславль дал в честь своей Родины – Переславля Южного. Залесский – так как находится за лесами, дремучими, брянскими. Так и закрепилось это название.
Ростов Великий – небольшой город Ярославской области, хорошо известен памятниками древнего национального искусства.
Впервые упоминается в летописи в 862 году. Летописцы издревле отмечали ростовские палаты и храмы, восторгались книжным богатством, собранным в сокровищнице ростовских князей.
Во второй половине XVII века в центре Ростова Великого на берегу озера Неро был воздвигнут один из самых величественных ансамблей Древней Руси – Ростовский кремль.
Ч т е н и е т е к с т а у ч е б н и к а.
– О каких еще достопримечательностях Ростова Великого вы узнали?
П р о д о л ж е н и е р а с с к а з а.
Название города Углич – производное:
1) от слова «уголь» – на этом месте в древности выжигали уголь;
2) от слова «угол» – город расположен на мысу, который впадает в Волгу, и назывался раньше «Углец» или «Углич»;
3) от «уличи» или по созвучию «угличи» – так называлось одно из славянских племен.
Один из древних городов России. Известен с 937 года.
В настоящее время территория Угличского кремля, как в древности, ограничена рекой Волгой с севера, Каменным ручьем с востока, речкой Щелковской с запада и вырытым рвом, соединявшим речку и ручей, – с юга.
Сейчас в Кремле стоит древняя палата, остатки дворца угличского князя Андрея Большого, городской собор, колокольня, церковь Дмитрия «на крови», используемые как музеи.
Углич не обладал в древности политической силой и не владел богатством, как Владимир или Ростов. Он славен архитектурными памятниками XVII–XVIII веков и красотой пейзажа, которая создается природой и древними сооружениями.
Ч т е н и е т е к с т а и б е с е д а п о с о д е р ж а н и ю.
Ярославль.
– В драгоценном ожерелье древних городов, опоясавших Москву, Ярославль сиял особенно ярким, немеркнущим светом.
Основан около 1010 г. князем Ярославом Мудрым как крепость на месте древнего поселения, при слиянии реки Коростель с Волгой. Положение Ярославля у важного водного пути по Волге способствовало его расцвету в XII–XIII веках.
Неповторимый облик этого города во многом определяют дошедшие до наших дней прекрасные памятники прошлого: Спасский монастырь со Спасо-Преображенским собором, церковь Ильи Пророка, церковь Богоявления.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Кострома основана в XII веке предположительно князем Юрием Долгоруким.
Кострома – уникальный по своей композиционной целостности градостроительный ансамбль.
Игнатьевский монастырь основанный, по преданию, в конце XIII века, церковь Воскресения на Дебре, церковь Иоанна Богослова, Преображенская церковь являются историко-архитектурным музеем-заповедником.
Достопримечательностью Костромы является также недавно созданный здесь под открытым небом музей деревянной архитектуры.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
С о о б щ е н и я у ч а щ и х с я о городах Плёс, Суздаль, Владимир, подготовленные дома.
IV. Итог урока.
– Посмотрите на карту-схему, перечислите города Золотого кольца.
– Почему древние города строились на берегах рек и озер?
Ч т е н и е в ы в о д а (с. 99).
Домашнее задание: выполнить задания 1, 2 (с. 99).























Тема: Наши ближайшие соседи
Цели: познакомить учащихся с государствами-соседями России; развивать познавательный интерес, кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к природе О б о р у д о в а н и е: политическая карта мира, фотографии территорий соседних стран.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Что такое государственная граница? (Линия раздела между территориями государств.)
– Кто покажет на карте границу России?
– Государство охраняет и защищает свои государственные границы. Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границ России и узнаем, какие страны являются нашими ближайшими соседями.
– Сможем ли мы путешествовать на автобусе? Почему?
– Какой вид транспорта нам лучше выбрать?
Он в безбрежном океане
Подгоняет туч полет.
Быстро в небе проплывает.
Что же это? (Самолет.)
II. Изучение нового материала.
– Наше путешествие мы начинаем с северо-запада и далее полетим на юг, юго-восток, восток и север.
Далее учащиеся читают текст (с. 100, 104–105) по абзацам и рассматривают карту в учебнике (с. 102–103).
Учитель показывает территорию стран-соседей на политической карте мира, определяя местоположение страны, показывая столицу страны.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
– Рассмотрите еще раз карту в учебнике.
– Назовите страны, которые имеют с Россией водные границы.
– Назовите страны с большой протяженностью сухопутных границ.
– Назовите страны с малой протяженностью сухопутных границ.
– Выполните задание 2 (с. 103).
П о в т о р е н и е п р о й д е н н о г о м а т е р и а л а.
– С помощью карты назовите пропущенные слова в перечне ближайших соседей России.
Норвегия, , Эстония, , Литва, , Белоруссия, , Грузия, Азербайджан, , Монголия, , Северная Корея.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
На втором уроке учащиеся выполняют практическую работу (с. 105–107). Учащиеся могут подготовить интересные сообщения о странах-соседях, поделиться своими впечатлениями о странах, в которых уже побывали.
Домашнее задание: выполнить задание 3 (с. 107).



















Тема: На севере Европы
Цели: познакомить учащихся с северными европейскими государствами; закреплять умение ориентироваться по карте, воспитывать бережное отношение к природе.
О б о р у д о в а н и е: физическая и политическая карты Европы; фотографии изучаемых стран; изображения национальных флагов.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
Н а д о с к е прикреплены национальные флаги стран Северной Европы: Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, Исландии.
– Сегодня мы отправимся в путешествие на север Европы. Узнаем об особенностях природы, достопримечательностях городов и укладе жизни населения этих стран.
II. Изучение нового материала.
1. Г р у п п о в а я р а б о т а.
Класс делится на 5 групп. Каждая группа выбирает флаг (с названием страны на обратной стороне).
– Работать вы будете по таблице учебника (с. 111), политической карте (с. 110) и тексту (с. 110–118), также можно использовать информацию из раздела «Копилка интересных фактов» (с. 118). Вы подготовите сообщение по плану:
1) Название государства. Его столица.
2) Месторасположение. С какими государствами граничит, какие моря его омывают.
3) Глава государства.
4) Государственный флаг.
5) Государственный язык.
6) Интересные факты, особенности страны.
2. В ы с т у п л е н и я у ч а щ и х с я.
– Швецию и Норвегию называют скандинавскими странами потому, что они расположены на самом большом полуострове Европы – Скандинавском. К скандинавским странам относят также Данию, Исландию и Финляндию.
И в истории, и в природе этих стран много общего. Все они – морские государства. Веками на морских побережьях строились рыбацкие деревни.
Самый обычный пейзаж для скандинавских стран – скалистые горы, покрытые хвойными лесами, бурные реки, несущие вниз свои воды в скалистых берегах. Это край лесорубов и судостроителей.
Похожи и языки скандинавских стран. Шведы, норвежцы, датчане понимают друг друга. У скандинавских народов общие предки. В первом тысячелетии до нашей эры на Скандинавский полуостров из более южных областей Европы пришли германские племена, которые освоили эти земли. Потомков этих племен называли викинги, а на Руси их называли варягами.
III. Закрепление изученного материала.
– Сравните флаги скандинавских стран. Что у них общего, а в чем разница? (Перпендикулярные полосы, различные цвета.)
IV. Итог урока.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– О каких странах мы сегодня говорили?

· Домашнее задание: прочитать текст в учебнике (с. 110–118); выполнить задания 1–3 (с. 119).












Тема: Что такое Бенилюкс
Цели: познакомить учащихся со странами Бенилюкса, экономикой этих стран; развивать кругозор учащихся, их познавательный интерес.
Оборудование: физическая и политическая карты Европы; флаги государств Бенилюкса.
Ход урока
I. Повторение изученного материала.
Разгадать к р о с с в о р д.



1. Страна – родина Г.-Х. Андерсена. (Дания.)
2. «Страна тысячи озер». (Финляндия.)
3. В какой стране родилась сказка о Малыше и Карлсоне? (Швеция.)
4. Глава государства в Финляндии и Исландии. (Президент.)
5. Фьорды – достопримечательность этого государства. (Норвегия.)
6. Какое государство называют ледяной страной? (Исландия.)
7. Глава государства в Дании. (Королева.)
8. Столица Норвегии. (Осло.)
9. Столица Швеции. (Стокгольм.)
II. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы «побываем» в трех замечательных государствах Европы: Бельгии, Нидерландах и Люксембурге, сокращенно – в странах Бенилюкса.
III. Изучение нового материала.
1. Г р у п п о в а я р а б о т а.
Н а д о с к е макет государственных флагов Бенилюкса.
Класс делится на 3 (6) группы. Каждая группа выбирает одно из трех государств.
– Используя данные таблицы (с. 121), карты (с. 120), текст учебника, подготовьте сообщение о выбранном государстве по плану:
1. Название государства. Его столица.
2. Месторасположение. С какими государствами граничит, какие моря омывают.
3. Глава государства.
4. Государственный флаг.
5. Государственный язык.
6. Интересные факты, особенности страны и ее столицы.
По ходу сообщения демонстрируются фотографии, иллюстрации. После каждого сообщения учитель дополняет рассказ учащегося.
Бельгия – небольшая страна в центре Европы. В древности на территории современной Бельгии жили племена кельтов, среди них самым сильным было племя белгов на юге. Когда эти земли захватили римляне, белги создали свою область Белгику, которая и дала название будущему государству.
Основной отраслью промышленности является металлургия. Бельгийский металл идет на машиностроительные заводы, где делают вагоны, трамваи, автомобили.
В Европе всегда ценились фламандские ткани – шерстяные и льняные. Молоко, сыр, масло, мясо, картофель, овощи как сырье для индустриальных заводов получают здесь же.
Нидерланды (Голландия) – в переводе «страна, лежащая ниже уровня моря»; «полая земля, не имеющая опоры». Оба слова отражают особенности природы страны.
Большая часть территории находится ниже уровня моря, и только к востоку, на границах с Бельгией и Германией ее поверхность повышается.
Рыхлые породы легко размываются водой, людям приходится отвоевывать каждый кусочек суши. Чтобы сохранить эти участки суши от затопления, вдоль всего берега Нидерландов создали пояс дюн. Их высота от 20 до 56 м.
Чтобы защититься от наводнений, еще в XI веке начали строить плотины, дамбы. Нидерланды – самое густонаселенное государство в Европе. Амстердам – столица Нидерландов – возник как рыбацкий поселок. Фасады домов выходят на набережные каналов. В городе 50 каналов и 500 мостов.
В Нидерландах очень любят цветы. Летом и в городах, и в деревнях устраивают праздники цветов.
В морозные зимы, когда все озера и каналы замерзают, вся страна превращается в огромный каток. Коньки становятся не только развлечением, но и средством передвижения, особенно в деревнях.
Люксембург – в переводе со старонемецкого означает «малый замок». Это страна, территория которой в 12 раз меньше Бельгии.
В 963 году граф Зигфрид построил на месте города Люксембурга крепость. Это и было началом государства Люксембург.
IV. Итог урока.
– С какими странами вы познакомились сегодня?
– Чем примечательны эти страны?
Домашнее задание: прочитать текст «Что такое Бенилюкс» (с. 120–126); выполнить задания 1–3 (с. 126).


































Тема: В центре Европы
Цель: познакомить учащихся со странами центральной Европы: Германией, Австрией, Швейцарией, воспитывать бережное отношение к природе.
О б о р у д о в а н и е: политическая и физическая карты Европы, флаги Германии, Австрии, Швейцарии.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Найдите «спрятанные» названия стран, в которых мы побываем сегодня.
1. Герман и я – друзья. (Германия.)
2. А-ист, и-волка, стри-ж, я-стреб – птицы. (Австрия.)
– Сложи из частей название страны: РИЯ-ЦА-ШВЕЙ. (Швейцария.)
II. Объяснение нового материала.
По таблице (с. 128) и картам учащиеся з н а к о м я т с я с государствами Центральной Европы.
– Германия расположена в Центральной Европе, с севера омывается Балтийским и Северным морями. На юге Германия граничит со Швейцарией и Австрией.
– Сравните флаги этих стран.
– На каком языке здесь говорят?
Ч т е н и е с т а т ь и о Германии (с. 128–129).
– Назовите столицу Германии.
– Какие памятники вы запомнили?
– Территория Австрии выглядит на карте очень необычно. Полоска земли, узкая на западе, к востоку сильно расширяется. По форме это государство напоминает клин.
В столице Австрии городе Вене собрано все «самое-самое», что есть в стране. Это крупнейший центр промышленности, торговли, банковского дела, культуры.
Ч т е н и е с т а т ь и «Австрия» (с. 130–131).
– Какой собор стоит в центре Вены?
– Какой выдающийся композитор жил в Вене?
П р о с л у ш и в а н и е з а п и с и произведения Иоганна Штрауса.
– Швейцария невелика. Попробуем «нарисовать» ее портрет. Белые заснеженные вершины Альп, голубые озера и зеленые долины среди гор, небольшие городки с ярко раскрашенными домиками. В Швейцарии находится самая высокая часть Альп. Если взглянуть на страну с самолета, то покажется, что здесь совсем нет равнин, лишь повсюду торчат скалистые пики, сверкают вечными снегами горные вершины. Символ Швейцарии – редкий горный цветок эдельвейс.
Ч т е н и е с т а т ь и о Швейцарии (с. 131).
– Назовите главные достопримечательности Швейцарии.
VI. Итог урока.
– С какими государствами мы сегодня познакомились?
– Какие товары из этих стран продаются в наших магазинах?

· Домашнее задание: прочитать текст «В центре Европы» (с. 127–133); выполнить задания 1, 4 (с. 133).

















Тема: Путешествие по Франции и Великобритании
Цели: познакомить учащихся с двумя крупнейшими странами Европы: Францией и Великобританией; развивать познавательный интерес, кругозор, мышление, воспитывать бережное отношение к природе.
О б о р у д о в а н и е: политическая и физическая карты Европы; флаги Франции и Великобритании.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
Грамматическая арифметика:
Лон + река = Лондон
Пар = ч–иж = Париж.
– Что объединяет эти слова? (Это столицы государств.)
– Сегодня мы отправимся в эти государства Европы, во Францию и Великобританию.
II. Изучение нового материала.
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у.
– Рассмотрите таблицу (с. 135), географическую и политическую карты.
– Что вы можете рассказать о Франции и Великобритании?
– Франция занимает всю западную часть Европы. На юго-востоке Франции находятся самые высокие горы Европы – Альпы. Суровые, скалистые Альпы всегда покрыты белыми шапками снега.
Париж – столица Франции, ему более 2 тыс. лет. Древнейший центр города – остров Ситэ. На острове Ситэ стоит Собор Парижской Богоматери, строившийся с 1163 по 1320 год.
Франция дала миру великих ученых, писателей, философов, политических деятелей. В течение многих веков она была одним из культурных центров Европы.
У ч а щ и е с я ч и т а ю т т е к с т «Франция», р а с с м а т р и в а- ю т достопримечательности страны.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и й 1, 2 (с. 143).
– У северо-западных берегов Европы находятся Британские острова. Главный остров называется Великобританией, а по нему и все государство, расположенное на архипелаге, называют Великобританией. Но у государства есть и другое название – Англия, по ее главной исторической части.
Традиционная английская погода – это дождь и сырость, температура зимой очень редко опускается ниже 0
·С, поэтому трава зеленеет круглый год.
Англия – страна древней культуры, родина талантливых ученых, писателей: И. Ньютона, В. Шекспира, В. Скотта, Б. Шоу.
Ч т е н и е т е к с т а о Великобритании (с. 140–141).
О т в е т н а в о п р о с 3 (с. 143).
III. Итог урока.
– Сделайте вывод.
– Где расположены
– Столицы
– На каких реках стоят
– Достопримечательности
Домашнее задание: прочитать текст (с. 134–143); ответить на вопросы 2–4 (с. 143).
















Тема: НА ЮГЕ ЕВРОПЫ
Цель: познакомиться со странами, расположенными на юге Европы: Грецией и Италией, воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие на юг Европы и побываем в Греции и Италии.
II. Изучение нового материала.
Р а б о т а в п а р а х.
– Откройте учебники на с. 144, изучите таблицу «Греция и Италия», карту юга Европы.
– Подготовьте сообщения о странах по плану:
1. Название государства.
2. Столица.
3. Месторасположение.
4. Глава государства.
5. Государственный язык.
– Сначала мы побываем в стране, с названием которой связаны растения гречиха, грецкие орехи. Догадались, в какой?
– Древней Грецией, или Элладой, называют древнегреческие государства на юге Балканского полуострова. Эллада – колыбель европейской цивилизации.
В Греции пересекаются важные воздушные и морские пути из Европы в Азию и Африку. Воды четырех морей омывают ее причудливые берега.
Море – главное природное богатство горной страны Греции. Редкие леса встречаются только на севере. Животный и растительный мир Греции беден. Реки в стране небольшие и маловодные.
У ч а щ и е с я ч и т а ю т текст в учебнике (с. 145–146), р а с с м а т- р и в а ю т фотографии и иллюстрации.
Б е с е д а по прочитанному.
– Назовите столицу Греции.
– Какое главное древнее сооружение находится в Афинах?
– Где родились Олимпийские игры?
– Если посмотреть на карту Европы, то на юге ее мы видим Апеннинский полуостров, своими очертаниями напоминающей сапожок. Здесь и расположена Италия.
Большую часть территории страны занимают горы. Горы молодые, они продолжают расти, и поэтому здесь часто бывают землетрясения.
В Италии есть действующие вулканы: Везувий, Этна, Стромболи.
В Италии много коротких рек. Река Тибр, на берегах которой расположен Рим, имеет протяженность 470 км.
Ч т е н и е т е к с т а об Италии (с. 147–149).
Беседа по прочитанному.
– Какой город является столицей Италии?
– Какое государство-город располагается в Риме?
– Какие еще знаменитые города есть в Италии?
III. Повторение изученного материала.
– Вот и закончилось наше путешествие по Европе. Посмотрите на карту. В каких странах Европы мы побывали?
– Вспомните, как называются их столицы.
– Найдите страны, в которых мы еще не были.

· Домашнее задание: прочитать текст (с. 144–150); выполнить задания 1–4 (с. 150); подготовить выступление «По знаменитым местам мира».
Тема: По знаменитым местам мира
Цель: познакомить учащихся со знаменитыми местами мира.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня у нас необычный урок. Это урок-конференция. Вы расскажете в своих выступлениях о различных достопримечательностях нашей планеты.
За неделю до урока ученики выбирают темы для сообщений.
– Как вы думаете, почему тысячи людей отправляются в далекие путешествия в разные страны, несмотря на то, что знаменитые места можно увидеть по телевизору или на фотографиях в книгах?
II. Выступление учащихся.
Рисунок 115