Технологическая карта урока по окружающему миру на тему Экономика и экология

Экономика и экология.


Предмет
Окружающим мир


Класс
3


Базовый учебник
УМК «Школа России» автор учебника Плешаков А.А.


Тема урока
Экономика и экология


Тип урока
Урок первичного предъявления новых знаний.


Цели урока
Образовательные: Познакомить учеников с экологическими проблемами нашей планеты в XXI веке, с задачами экологии ;показать отрицательное влияние экономики на окружающую среду. Найти причины и пути решения данной проблемы.
способствовать пониманию учащимися взаимосвязей между экономикой и экологией; показать влияние экономической деятельности человека на состояние окружающей среды.
Развивающие: - развивать операции логического мышления : анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; создать благоприятные условия для изучения новой темы за счёт использования информационных технологий и кинезиологических методов обучения;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей среде.


Планируемые результаты
Предметные: знать взаимодействие различных отраслей экономики на окружающую среду; понимать взаимосвязи между экономикой и экологией.
Метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; оценивать достижения на уроке; высказывать предположения и проверять их с помощью текстов учебника, прогнозировать развитие ситуации; переводить текстовую информацию в таблицу; формулировать вопросы; сотрудничать со взрослыми в поиске информации
Личностные: проявлять целостный, социально-ориентированный взгляд на мир; проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; определять личностный смысл учения; проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.


Технологии
???


Формы работы
Работа в группах, работа в парах,фронтальная, индивидуальная


Внутрипредметные связи
Развитие речи


Виды деятельности учителя
Организует, направляет, сообщает


Виды деятельности учащихся
ведут диалог с учителем, наблюдают над языковым материалом учебника, определяют в парах стиль речи , индивидуально работают с карточками, транскрибируют слова


Материалы и оборудование
презентация к уроку; компьютер, проектор, экран;учебное слайд-шоу «Как прекрасен этот мир»;листы цветной бумаги и маленькие цветные клейкие листочки, маркеры; рисунки – цветочки













Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты (УУД)




Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная


1.
Организа-ционный момент
Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу его у вас я. Зовут меня Галина Александровна. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

Приветствуют учителя и гостей, настраиваются на работу.
Взаимодействуют с учителем
Целеполагание
Коммуникативные:
готовность слушать собеседника и вести диалог

2.
Актуализация знаний.
Учитель: « Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля. (Прикрепляю на доску рисунок планеты Земля) Жизнь началась.

Учитель: А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, выполнив задание. Работать мы сегодня будем в группах.

Учитель: Перед вами карточки зеленого цвета. Закончите данные предложения .
( выполняют задание)

Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось
Наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров называется... (экономика).
Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой называется (экология).

Учитель: Какова же тема нашего урока? (Экономика и экология)

Размышляют , в группах находят ответы на вопросы учителя.

Выслушивают предположения одноклассников, соглашаются или не соглашаются с чужим мнением, выполняют задание учителя.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Познавательные:
овладение логическим действием обобщения, построение рассуждений на основе известных понятий.
Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления


3.
Постановка цели и задач урока.
Учитель: Ребята, я предлагаю посмотреть фрагмент фильма. Но вы не просто его посмотрите, а подумайте: есть ли связь между окружающей средой человеком?

Ролик №1 (1 часть)
«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».
-Эти слова принадлежат великому педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.

Какое настроение у вас после просмотра фильма?
Может ли человек жить без природы?

-Сейчас мы посмотрим еще один фрагмент.
(идёт просмотр 2-й части об экологических проблемах)
Ролик №1 (2 часть)

Учитель: Изменилось ли у вас настроение? Почему?
(-Стало грустно. Настроение испортилось, потому что мы увидели плохое состояние природы)
-Закройте на минуту глаза и представьте себя рядом. Хотели бы вы жить в таком мире?
Вот и Земле очень грустно
(Земля облачается в грустный вид)

Учитель: Сейчас мы с вами определим цели и задачи нашего урока.
- Скажите, чему мы должны научиться на уроке?
(беречь природу, заботиться о ней, рационально использовать богатства природы, не загрязнять окружающую среду)

Делают предположения
целеполагание
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Познавательные:
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;


4.
Первичное усвоение новых знаний.
ПОВТОРЕНИЕ ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЯ
Учитель: Вы все говорите правильно. Послушайте несколько интересных фактов
Один литр сточных вод приводит в негодность сто литров чистой воды.
Пять грамм нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метров поверхности воды.
Автомобиль, проехавший 100 км потребляет годовую норму воздуха на одного человека

-Что может случиться в будущем , если это не остановить?
- Какая наука занимается предотвращением этого?

Учитель: Всё живое на земле взаимосвязано, причем так тесно, что небольшое происшествие в природе может привести к необратимым последствиям в жизни людей. Это наука о нашем общем доме.

Учитель: Посмотрите на доску.

цветок
солнце

бабочка
осадки

человек
почва


Прочитайте слова 1 столбика, к какой природе они относятся?
Прочитайте слова второго столбика, к какой природе они относятся?
Зависят ли объекты живой природы от неживой и наоборот?

Перед вами карточки желтого цвета. Каждая группа определит связь объекта живой природы с неживой.

I группа: с каким объектом неживой природы связан цветок?
II группа: с каким объектом связана бабочка?
III группа: с каким объектом связан человек?

Дети работают в группах, показывая связь стрелочками на карточках. затем каждая группа рассказывает о своей работе.

Учитель: Посмотрите, что у вас получилось.
Какой вывод можно сделать?
Вывод: Земля – наш общий Дом. И как важно, чтобы в Доме нашем не было печали, горя, чтобы в нём царило спокойствие, мир и счастье.

Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающая чистотой квартира. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей среде нужны хорошо подготовленные специалисты и таковыми являются экологи.
2.ПОВТОРЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИКА
Учитель: Посмотрите на экран и скажите каким словом можно назвать то, что изображено? ( Экономика.)
Да, хозяйственная деятельность общества называется экономика.
- Для чего нужна экономика?
(для удовлетворения потребностей человека)
Вспоминают изученное , работают в группах,выясняют взаимосвязь объектов живой и неживой природы
Слушают учителя , высказывают своё мнение
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
Коммуникативные:
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Познавательные: установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,


5.
Первичная проверка понимания
1 .ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим с вами о двух сторонах экономики.
-Первую сторону вы уже назвали.


-Вторую сторону экономики вы назовёте после ответов на вопросы:
-Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей? (бутылка, салфетка, пакет)
-Как?
-Что сделает человек с этими предметами, когда их использует?
-Куда выбросит?
-Все ли люди так поступают?
-Что произойдёт с планетой, если все будут разбрасывать мусор?
-Как вы думаете, какая вторая, неприятная и опасная сторона экономики?



-Из таблицы мы видим, что все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде и это проблема .
- Таким образом, основное противоречие между экономическим и экологическим развитием заключается в том, что, с одной стороны, экономика должна развиваться, с другой стороны, это развитие порождает пагубные для окружающей среды последствия.

Учитель: Давайте вспомним некоторые отрасли экономики. Посмотрите на картинку, какая это промышленность?
Как вы думаете, может ли человек сейчас прожить без этих отраслей?
Только ли одну пользу приносят эти отрасли?

Учитель: Перед вами белые карточки с текстами. На основе данных текстов выявите плюсы и минусы отраслей машиностроения, химической и горнодобывающей промышленности. Запишите их в таблицы.

МАШИНОСТРОЕНИЕ
ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ГОРНОДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

+
-
+
-
+
-


Давайте проверим, что у нас получилось.

Учитель: Это ещё раз показывает, как экономика поворачивается к людям другой стороной – опасной и неприятной. Мы говорим, что экономика нужна , чтобы правильно вести хозяйство, а хозяйственная деятельность наносит вред природе и здоровью людей.

- Ребята, подумайте, каково же решение этой проблемы?
-Попробуем выявить причины этой проблемы и найти пути решения .
(совершенствование технологий эксплуатации природных ресурсов, строительство очистительных сооружений на заводах и фабриках, создание заповедников
ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ КАТАСТРОФА
Крушение самолета
Автомобильная авария
Прорыв трубопровода
Поезд сошёл с рельсов
Обвалился потолок в доме
Кораблекрушение
Учитель: Посмотрите на экран и подумайте каким одним словом можно объединить эти события?
- Это катастрофы.
А сейчас давайте прочитаем значение этого слова в словарях.
Существует еще такое понятие, как экологическая катастрофа.
Экологическая катастрофа – длительная засуха, выброс загрязняющих веществ, массовый мор скота, мощный разлив нефти и другие.
- Сегодня мы начнем более подробно разбираться в этом вопросе.
Учитель: Мне хочется привести примеры экологической катастрофы.
№1 Чернобыльская катастрофа (СССР)
- Вот послушайте печальную историю. 26 апреля 1986 года в Украине на Чернобыльской АЭС произошел взрыв. Посмотрите чем это все обернулось.
Ролик №2
Вы знали об этой катастрофе?
До сих пор люди всей планеты помнят эту трагедию.
№2 Гибель Аральского моря, Казахстан
Учитель: А вот еще одна история. Аральское море являлось четвертым по площади озером в мире после Каспийского моря. Его обмеление началось в 1960-х, когда большую часть стока Сырдарьи и Амударьи отвели в каналы, орошающие поля.
В результате море значительно отступило от своего берега, и обнажилось дно. Посмотрите как катастрофически быстро море мельчает из года в год. На данный момент от моря осталось меньше одной десятой части от начального его размера.
Ролик № 3
К сожалению, это произошло из-за необдуманных действий человека. Но к счастью люди опомнились и в настоящее время идет борьба по предотвращению этой катастрофы. Будем надеяться, что Аральское море возродится.

Выясняют положительные и отрицательные стороны различных отраслей экономики, работают с текстом







































































Работают со словарями











































Наблюдают , делают вывод.

Учаться выслушивать мнение другого.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
Познавательные:овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений
умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

6
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Учитель: Конечно, я показала вам далеко не все экологические катастрофы, которые произошли на нашей земле. О других экологических катастрофах вы можете узнать из других источников: учебника, газеты, энциклопедии, интернет.Это и будет вашим домашним заданием

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике
Взаимодействуют с учителем
Развитие регуляции учебной деятельности
Регулятивные: планирование.
Личностные: самоопределение.
Познавательные: рефлексия деятельности.
Личностные: самоопределение, самооценка.

7.
Физминутка
???





7.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Вы сегодня очень хорошо отвечали. Я думаю, вам не составит труда выполнить следующий тест.
ТЕСТ?????
Учитель: Ребята, мы с вами теперь знаем причины загрязнения окружающей среды и знаем, что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию.
-Вы же хотите жить на чистой планете, дышать свежим воздухом, пить чистую воду?

Перед вами ладошки. Если у вас....

Я всё понял и у меня всё получилось
Мне понравилось, но у меня остались вопросы
Мне не понравилось и у меня осталось очень много вопросов

А теперь вы подойдете к нашей планете и не просто протяните к ней свои руки, но и скажите как вы лично поможете ее сохранить ( посажу растения, уберу мусор)

Учитель: Посмотрите, от ваших предложений Земле стало радостно. Она снова улыбается.
Все в ваших реках. От того как мы будем беречь планету зависит не только наше будущее, но и будущее остальных поколений.

В заключении нашего урока предоставим слово вашему однокласснику.

Пусть живёт с человеком природа,
Как с хорошим соседом всегда.
Будут чистыми для народа.
Луг и поле, земля и вода.
Берегите землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите! ...

Учитель: Вам понравился урок?
Желаю вам, ребята Быть честными, быть верными И каждый день следить, Чтобы своей планете Ничем не навредить!

Спасибо за урок. До свидания.
Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока
Взаимодействуют с учителем


Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний





































ПРИЛОЖЕНИЕ1