Конспект урока в 7 классе на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»
Конспект урока в 7 классе на тему:«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»Цель урока: - обобщить и систематизировать знания учащихся ;-выработать последовательность действий при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи;-развивать логическое мышление и внимание;-воспитать уважительное отношение друг к другу в процессе парной, коллективной работы.Оборудование: тесты, схема-алгоритм, таблицы о правописании НЕ с разными частями речи.Ход урока1. Вступительное слово учителя.Учитель. Ребята, сегодня у нас урок-практикум. К слову практикум подберите однокоренные слова: практика, практикант, практиковать, практичный.Какое определение даётся в словаре Ожегова слову практикум? ( Работа с толковым словарём)2. Работа по теме урока.Тема сегодняшнего урока актуальная и трудная. Почему? Докажите.Во-первых, НЕ употребляется со всеми самостоятельными частями речи.Во-вторых, НЕ пишется слитно и раздельно.Объявляется цель урока.Как можно группировать правила написания НЕ с разными частями речи?1. НЕ с существительными, прилагательными, наречиями.2. НЕ с глаголами, деепричастиями.3. НЕ с причастиями4. НЕ с местоимениями4. Работа с таблицей «НЕ с существительными, прилагательными, наречиями »(ученик рассказывает правила, а другой доказывает примерами)Задание 1: Спишите, раскрывая скобки, обозначая орфограмму.(Не)везение; проблема (не)простая, а сложная; (не)удачно; (не)внимание, а рассеянность; (не)знакомый автор, (не)здоровье, (не)по-дружески, вовсе (не)интересно.Работа с таблицей «НЕ с глаголами, деепричастиями»(ученик рассказывает правила, а другой доказывает примерами).Проверка домашнего задания. Памятка «Как обращаться с учебником»Задание 2: Выполните творческую работу, вставляя вместо точек нужные глаголы.1. Дело лени .. .2. Дважды в год лета .3. Без труда и рыбку из пруда.О чём эти пословицы? Объясните их смысл.Работа с таблицей «НЕ с причастиями»(ученик рассказывает правила, а другой доказывает примерами).Задание3. «Конкурс грамотеев»(Не)скрываемое отчаяние, (не)меркнувшая слава, (не)выразимая печаль, никому (не)признающийся, ни на чём (не)основанная надежда, (не)утверждённый проект, (не)пропускавшие света окно, (не)скрываемое восхищение, окно (не)занавешено шторой.
Работа с таблицей «НЕ, НИ с местоимениями»(ученик рассказывает правила, а другой доказывает примерами).
Задание 4. Игра «Нарисуй созвездие»слитно раздельно (Не)который, (не)с кем, (не)сколько, (не)во что, (не)который, (не)у кого.Работа с алгоритмом «НЕ с разными частями речи»Что такое алгоритм? (Работа с толковым словарём)
Задание 5. Комментированный словарный диктант.
(Не)безынтересно, (не)мог, (не)вооружённый знаниями человек, (не)считая, (не)выполненное задание, (не)взрачно, (не)бьющееся стекло, (не)к кому, (не)вкусный, (не)доверие, (не)был, (не)вежливо, а грубо.
Задание 6. Выполнить тест по теме «НЕ с разными частями речи».1. «Чужой» среди «своих».Найди его.а) (не)здороваясьб) (не)завлекаяв) (не)навидяг) (не)чувствуя2. 2. «Чужой» среди «своих».Найди его.а) (не)надолгоб) (не)крепков) (не)закрытог) (не)лепо3. НЕ пишется раздельно.а) (не)изученный материалб) (не)забудкав) ещё (не )продуманный ответг) (не)опасное существо4. Где допущена ошибка?а) далеко неполный ответб) почуять недоброев) путь недлинен, а коротокг) не забывший обо мне5. Выберите правильный вариант.а) не взгодыб) конверт не заклеенв) непришитый воротничокг) незваный гость.
Комплексный анализ текста.
Перед вами стихотворение А.Пушкина:
Роняет лес багряный свой убор,Сребрит мороз увянувшее поле,Проглянет день как будто поневолеИ скроется за край окружных гор.Пылай, камин, в моей пустынной келье;А ты, вино, осенней стужи друг,Пролей мне в грудь отрадное похмелье,Минутное забвенье горьких мук.
Печален я: со мною друга нет,С кем долгую запил бы я разлуку,Кому бы мог пожать от сердца рукуИ пожелать веселых много лет.Я пью один; вотще воображеньеВокруг меня товарищей зовет;Знакомое не слышно приближенье,И милого душа моя не ждет.
Я пью один, и на брегах НевыМеня друзья сегодня именуют...Но многие ль и там из вас пируют?Еще кого не досчитались вы?
.
Прочитайте стихотворение пушкина.. Определите стиль и тип речи. К какому виду описаний, известных вам, можно отнести этот текст?
Постарайтесь выбрать такую интонацию при чтении, которая соответствовала бы содержанию, ритму и форме стихотворения.
Отчего зависит выбор интонации?
Определите, прямой или обратный порядок слов использует автор в произведении
Объясните написание НЕ со словами.
Какие виды орфограмм встретились в тексте?
Подводится итог урока, выставляются оценки учащимся.Дифференцированное домашнее задание: 1. Написать сочинение на тему: «Частица НЕ».2. Упражнение 203.