РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я познаю мир»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по социальному направлению
кружок
«Я познаю мир»
4 года
(срок реализации программы)
7-11лет
(возраст обучающихся)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования ;
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Изучение природы родного края.
Развитие познавательного интереса учащихся к природе
Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от15 человек.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения



Название темы

Количество часов


Характеристика
деят-ти



всего

ауд
вне
ауд.



Как мы понимаем друг друга



Познакомиться с учителем и одноклассниками


Познакомиться и обсудить правила поведения в школе.


1
Вводное занятие. Как мы будем учиться.
1
1
-


2-3
Школьные правила вежливости.

2
1
1


4
Режим дня школьника.

1

1


5
Ты – ученик.

1

1



Как мы узнаём, что перед нами




Называть окружающие предметы и их признаки
Различать предметы и выделять их признаки

6
Что за словом?

1
1
-


7
Путешествие в Угадайку. КТД


1
-
1



Времена года




Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»

8
Осенние посиделки.

1

1


9
Зимушка-зима.

1

1


10
Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны.
1

1


11
Весёлое лето.

1
1
-



Как ты узнаёшь мир




Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются
.

12
Глаза – главные помощники человека.

1
1



13
Память и ум – помощники человека.

1
1



14
Жить – с книгою дружить. КТД

1

1



Твоя семья и друзья




Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи.
Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой .

15
Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.
1
-
1


16
Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?

1


1


17
Без друга в жизни туго. Мои друзья

1
1
-



Что нас окружает



Экскурсия по станице.

Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.

Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии .

Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний

18
Моя станица. Достопримечательности станицы.
1

1


19
Мы – пешеходы.
1
-
1


20
Что такое профессия? Какие бывают профессии?
1
1
-


21
Из чего что сделано?
1
1
-


22
Водица-царица.(Три состояния воды)
1
-
1


23
Транспорт. Мы – пассажиры.
1
-
1


24
Мой путь от дома до школы. КТД
1
1
-



Живые обитатели планеты



Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.)

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.


25
Живое и неживое.
1

1 -


26
Какие бывают растения? Какие бывают животные?
1
1
-


27
Путешествие по зоопарку.
1

1


28
Домашние любимцы и комнатные растения.
1
1
-


29
Собака – верный друг человека
1
1
-


30
Строение тела человека.
1
1
-


31
Правила поведения в природе.

1

1


32
Земля – наш общий дом.
1
1
-



Итоговое занятие





33
Итоговое занятие Игра «Поле чудес»
1
-
1




2-й класс
№ п/п
Название темы
Всего
Кол-во
часов
Характеристика
деятельности учащихся




ауд
вне
ауд



НАША ПЛАНЕТА
22 ч




1.
Мир живой и неживой природы.
1

1


2.

Вещи и вещества.
Разнообразие веществ.
1

1


3.

Как без часов определить время суток?

1

1
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий.




Извлекать необходимую информацию о планетах Солнечной системы.

4.
Форма Земли.

1

1


5.
О чём рассказывает Глобус.

1
1



6.
Викторина «Занимательная география»
1
1



7.
Звёзды, созвездия, планеты.
1
1



8.
Земное притяжение.
1

1
Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления .

9.
Почему день сменяется ночью?

1
1

Сравнивать и различать день и ночь.
Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года


10.
Почему бывает лето?

1
1



11.
Где живут белые медведи и слоны?
1
1



12.
Прозрачный невидимка (воздух)
1

1
Наблюдать погоду и описывать её состояния
Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра

Сравнивать погоду и климат


13.
Создание проекта «Солнечная система»
1
1



14.
Путешествие по карте России.

1
1

Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина .

15.
Адрес на глобусе и карте.
1
1



16.
Что обозначают на
карте с помощью цвета?
1
1



17.
Путешествие по материкам и океанам.
1
1



18.
Куда текут реки?

1
1

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности.
Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.


19.
Как рождаются горы?

1
1



20.
Моря и острова.

1

1



21.
Обитатели морей.
1
1



22.

Проект «Моя страна»
1
1




ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ
12 ч





23.

Великий круговорот жизни.

1

1
Характеризовать экосистемы

24.

Путешествие по природным зонам.
1
1

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон

Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон

Находить на карте изученные природные зоны

Обсуждать особенности 2-3 стран мира
Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте



25.

Красная книга.
1

1


26.

Жизнь леса.
1
1



27.

Хрупкая природа степей и пустынь.
1

1


28.


Где растут тропические леса.
1
1



29.

Жизнь в горах.
1
1




30.

Путешествуем по Европе.
.
1
1



.31

Страны Африки и Америки.

1
1



32.
Австралия. Антарктида.

1
1

Показывать территорию России, ее государственную границу
Находить на карте России родной регион.


33.
Моя Родина – Россия.

1
1



34.
Земля – наш общий дом.
Проект «Всемирная выставка»
1
1




ИТОГО:
34








3-й класс


Тема
Всего
Кол-во
часов
Характеристика деятельности учащихся:




ауд.
вне
ауд.



ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ
3 ч




1.
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
1
1

Приводить примеры веществ
Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы

2.
Энергия. Что происходит при превращении энергии.
1

1


3.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
1

1



ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ,
ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ
4 ч






4.

Живая оболочка планеты.
1
1

Характеризовать место обитания живых организмов

5.

О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
1

1
Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого

6.

Солнце - как источник энергии.

1

1
Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов

7.

КВН «Планета загадок»

1
1




ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4 ч




8.
Цепи питания
1
1

Характеризовать экосистемы и природные сообщества

Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.


9.

Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.

1

1


10.
Лесные заморочки. Игра «Детектив»
1
1



11.
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
1
1




ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ
КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ

5 ч








12.
Растения и их роль на Земле
Экскурсия.
1

1
Выяснить роль растений в природе и жизни людей


13.
О братьях наших меньших.
1
1

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных .
Характеризовать роль животных в природе и жизни людей .


14.
Рыбы и их многообразие.
1
1



15.
Час эрудитов «Птичьи имена».

1
1



16.
Проект «Сохраним красоту природы»
1

1



ТВОИ РОДНЫЕ
И ТВОЯ РОДИНА

3 ч




17.
Человек и его корни. Родословное древо семьи

1
1

Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений.


18.

Моя Родина – Россия!

1
1




19
Путешествие в прошлое.
История моей Родины.
1

1




ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ,
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,
РОССИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ,
СОВЕТСКОЙ РОССИИ
И СССР 13 ч

















20

Откуда пошла земля Русская!
1
1

Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры.

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.


Принять посильное участие в их охране.


21

Ледовое побоище.
1
1



22
Слово о полку Игореве.
1

1


23

Московское государство.
1
1



24

Московский Кремль.
1
1



25

Смутное время в России.
1
1



26
Преобразования Петра I

1
1



27

Екатерина Великая
1
1



28

Михаил Васильевич Ломоносов
1
1



29
Отечественная война 1812 года.

1
1



30

Император Александр II
1
1



31
Времена Советской власти и СССР.
1

1


32
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»
1

1



СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ
2 ч




33.
Российская Федерация

1
1

. Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.



34

Проект «Сохраним иоторию родного края»

1

1



ИТОГО:
34 ч





4-й класс

Тема
Все
го
Кол-во
часов
Характеристика деятельности учащихся




ауд
вне
вуд.



КАК РАБОТАЕТ
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

7 ч





1.
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
1
1




Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья


2.
Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.
1
1



3
Опора тела и движение

1

1


4
Наше питание

1
1




5.

О дыхании и вреде курения.
1
1



6.
Органы чувств человека.
1
1



7.
Диспут «Тело человека и охрана здоровья»
1
1




РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА
8 ч




8.
Растения и животные на службе у человека.
1

1


Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы..



9.
Изобретение рычага и колеса и их применение
1
1



10.
Свойства воды и воздуха и их использование человеком.
1
1



11

Как человек использует горные породы и минералы
1
1



12

Как обрабатывают металлы.
1
1



13
Невидимая сила

1
1



14
Человек проникает в тайны природы
1

1


15
Экологический проект «Земля – планета жизни»
1
1




ЧЕЛОВЕК И ЕГО
ВНУТРЕННИЙ МИР

3 ч




16
Как стать личностью?

1
1

Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека


17

Эмоции и чувства

1


1



18

Как настроение?

1

1




ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ
3 ч







1

1


Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций









19
Почему возникают конфликты?





20
Совесть.

1
1



21
Путешествие по правам человека.
1

1



ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
4 ч






22
Добро и зло в Первобытном мире
1
1

Оценивать легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.

23
Мир средневековых цивилизаций
1
1



24
Технические достижения эпохи Нового времени
1
1



25
21 век






ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

4 ч







26
« В некотором царстве, в тридевятом государстве»
1

1
Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.

27
Мы не похожи, ну и что же?

1
1



28
Пути духовных исканий.

1

1


29
Выставка работ «Дети разных народов»
1
1




ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

5 ч





30
Что такое деньги.
1
1




31


Почему разные страны помогают друг другу?

1

1



32
Сказки разных народов

1

1


33
Глобальные проблемы

1
1



34
Проект «Моё человечество»
1
1




ИТОГО:
34







III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Как мы понимаем друг друга.( 5ч)
Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.
Школьные правила вежливости.
Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций
поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня.
Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)
Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.
Времена года (4 ч.)
Приметы осени. Листопад.
Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.
Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения –
признак весны.
Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.
Как ты узнаёшь мир (2 ч.)
Органы чувств человека.
Память – хранилище опыта. Ум.
Твоя семья и друзья (3 ч.)
Твоя семья и её состав.
Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.
Как вести себя на кухне, в ванне.
Значение общения в жизни человека.
Что нас окружает( 6 ч.)
Город (село) и его особенности.
Взаимосвязь людей разных профессий.
Зависимость человека от природы.
Три состояния воды.
Живые обитатели планеты (8 ч.)
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.
Сходство растений и животных.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека
о них.
Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.
Знакомство с назначением различных частей тела человека.
Правила поведения в природе.
Бережное отношение к окружающему миру.
КТД (3 ч.)
Конкурсные и развлекательные программы.
Свойства предметов, их части и действия с ними.
Книга хранит знания и опыт людей.
Правила безопасного поведения на улице.
Итоговое занятие. (1 ч.)
Игра «Поле чудес»


2 класс
Наша планета Земля (22 ч)
Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?

Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.
Земля – наш общий дом (12 ч )
Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса.
Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах. Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»


3 класс


ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3 ч)

Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?

Энергия. Что происходит при превращении энергии.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)

Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.

Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок»




ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ( 4 ч)

Цепи питания.

Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.

Лесные заморочки. Игра «Детектив»

Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».

ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (5 ч )

Растения и их роль на Земле .Экскурсия.

О братьях наших меньших.

Рыбы и их многообразие.

Час эрудитов «Птичьи имена».

Проект «Сохраним красоту природы»

ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА( 3 ч)

Человек и его корни. Родословное древо семьи.


·