РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я познаю мир»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по социальному направлению
кружок
«Я познаю мир»
4 года
(срок реализации программы)
7-11лет
(возраст обучающихся)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования ;
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Изучение природы родного края.
Развитие познавательного интереса учащихся к природе
Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от15 человек.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№
Название темы
Количество часов
Характеристика
деят-ти
всего
ауд
вне
ауд.
Как мы понимаем друг друга
5ч
Познакомиться с учителем и одноклассниками
Познакомиться и обсудить правила поведения в школе.
1
Вводное занятие. Как мы будем учиться.
1
1
-
2-3
Школьные правила вежливости.
2
1
1
4
Режим дня школьника.
1
1
5
Ты – ученик.
1
1
Как мы узнаём, что перед нами
2ч
Называть окружающие предметы и их признаки
Различать предметы и выделять их признаки
6
Что за словом?
1
1
-
7
Путешествие в Угадайку. КТД
1
-
1
Времена года
4ч
Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
8
Осенние посиделки.
1
1
9
Зимушка-зима.
1
1
10
Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны.
1
1
11
Весёлое лето.
1
1
-
Как ты узнаёшь мир
3ч
Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются
.
12
Глаза – главные помощники человека.
1
1
13
Память и ум – помощники человека.
1
1
14
Жить – с книгою дружить. КТД
1
1
Твоя семья и друзья
3ч
Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи.
Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой .
15
Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.
1
-
1
16
Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?
1
1
17
Без друга в жизни туго. Мои друзья
1
1
-
Что нас окружает
7ч
Экскурсия по станице.
Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.
Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии .
Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний
18
Моя станица. Достопримечательности станицы.
1
1
19
Мы – пешеходы.
1
-
1
20
Что такое профессия? Какие бывают профессии?
1
1
-
21
Из чего что сделано?
1
1
-
22
Водица-царица.(Три состояния воды)
1
-
1
23
Транспорт. Мы – пассажиры.
1
-
1
24
Мой путь от дома до школы. КТД
1
1
-
Живые обитатели планеты
8ч
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.)
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.
25
Живое и неживое.
1
1 -
26
Какие бывают растения? Какие бывают животные?
1
1
-
27
Путешествие по зоопарку.
1
1
28
Домашние любимцы и комнатные растения.
1
1
-
29
Собака – верный друг человека
1
1
-
30
Строение тела человека.
1
1
-
31
Правила поведения в природе.
1
1
32
Земля – наш общий дом.
1
1
-
Итоговое занятие
1ч
33
Итоговое занятие Игра «Поле чудес»
1
-
1
2-й класс
№ п/п
Название темы
Всего
Кол-во
часов
Характеристика
деятельности учащихся
ауд
вне
ауд
НАША ПЛАНЕТА
22 ч
1.
Мир живой и неживой природы.
1
1
2.
Вещи и вещества.
Разнообразие веществ.
1
1
3.
Как без часов определить время суток?
1
1
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий.
Извлекать необходимую информацию о планетах Солнечной системы.
4.
Форма Земли.
1
1
5.
О чём рассказывает Глобус.
1
1
6.
Викторина «Занимательная география»
1
1
7.
Звёзды, созвездия, планеты.
1
1
8.
Земное притяжение.
1
1
Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления .
9.
Почему день сменяется ночью?
1
1
Сравнивать и различать день и ночь.
Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года
10.
Почему бывает лето?
1
1
11.
Где живут белые медведи и слоны?
1
1
12.
Прозрачный невидимка (воздух)
1
1
Наблюдать погоду и описывать её состояния
Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра
Сравнивать погоду и климат
13.
Создание проекта «Солнечная система»
1
1
14.
Путешествие по карте России.
1
1
Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина .
15.
Адрес на глобусе и карте.
1
1
16.
Что обозначают на
карте с помощью цвета?
1
1
17.
Путешествие по материкам и океанам.
1
1
18.
Куда текут реки?
1
1
Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности.
Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.
19.
Как рождаются горы?
1
1
20.
Моря и острова.
1
1
21.
Обитатели морей.
1
1
22.
Проект «Моя страна»
1
1
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ
12 ч
23.
Великий круговорот жизни.
1
1
Характеризовать экосистемы
24.
Путешествие по природным зонам.
1
1
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон
Находить на карте изученные природные зоны
Обсуждать особенности 2-3 стран мира
Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте
25.
Красная книга.
1
1
26.
Жизнь леса.
1
1
27.
Хрупкая природа степей и пустынь.
1
1
28.
Где растут тропические леса.
1
1
29.
Жизнь в горах.
1
1
30.
Путешествуем по Европе.
.
1
1
.31
Страны Африки и Америки.
1
1
32.
Австралия. Антарктида.
1
1
Показывать территорию России, ее государственную границу
Находить на карте России родной регион.
33.
Моя Родина – Россия.
1
1
34.
Земля – наш общий дом.
Проект «Всемирная выставка»
1
1
ИТОГО:
34
3-й класс
Тема
Всего
Кол-во
часов
Характеристика деятельности учащихся:
ауд.
вне
ауд.
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ
3 ч
1.
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
1
1
Приводить примеры веществ
Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы
2.
Энергия. Что происходит при превращении энергии.
1
1
3.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
1
1
ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ,
ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ
4 ч
4.
Живая оболочка планеты.
1
1
Характеризовать место обитания живых организмов
5.
О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
1
1
Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого
6.
Солнце - как источник энергии.
1
1
Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов
7.
КВН «Планета загадок»
1
1
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4 ч
8.
Цепи питания
1
1
Характеризовать экосистемы и природные сообщества
Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.
9.
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
1
1
10.
Лесные заморочки. Игра «Детектив»
1
1
11.
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
1
1
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ
КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ
5 ч
12.
Растения и их роль на Земле
Экскурсия.
1
1
Выяснить роль растений в природе и жизни людей
13.
О братьях наших меньших.
1
1
Характеризовать условия, необходимые для жизни животных .
Характеризовать роль животных в природе и жизни людей .
14.
Рыбы и их многообразие.
1
1
15.
Час эрудитов «Птичьи имена».
1
1
16.
Проект «Сохраним красоту природы»
1
1
ТВОИ РОДНЫЕ
И ТВОЯ РОДИНА
3 ч
17.
Человек и его корни. Родословное древо семьи
1
1
Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений.
18.
Моя Родина – Россия!
1
1
19
Путешествие в прошлое.
История моей Родины.
1
1
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ,
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,
РОССИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ,
СОВЕТСКОЙ РОССИИ
И СССР 13 ч
20
Откуда пошла земля Русская!
1
1
Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры.
Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.
Принять посильное участие в их охране.
21
Ледовое побоище.
1
1
22
Слово о полку Игореве.
1
1
23
Московское государство.
1
1
24
Московский Кремль.
1
1
25
Смутное время в России.
1
1
26
Преобразования Петра I
1
1
27
Екатерина Великая
1
1
28
Михаил Васильевич Ломоносов
1
1
29
Отечественная война 1812 года.
1
1
30
Император Александр II
1
1
31
Времена Советской власти и СССР.
1
1
32
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»
1
1
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ
2 ч
33.
Российская Федерация
1
1
. Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.
34
Проект «Сохраним иоторию родного края»
1
1
ИТОГО:
34 ч
4-й класс
Тема
Все
го
Кол-во
часов
Характеристика деятельности учащихся
ауд
вне
вуд.
КАК РАБОТАЕТ
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
7 ч
1.
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
1
1
Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья
2.
Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.
1
1
3
Опора тела и движение
1
1
4
Наше питание
1
1
5.
О дыхании и вреде курения.
1
1
6.
Органы чувств человека.
1
1
7.
Диспут «Тело человека и охрана здоровья»
1
1
РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА
8 ч
8.
Растения и животные на службе у человека.
1
1
Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы..
9.
Изобретение рычага и колеса и их применение
1
1
10.
Свойства воды и воздуха и их использование человеком.
1
1
11
Как человек использует горные породы и минералы
1
1
12
Как обрабатывают металлы.
1
1
13
Невидимая сила
1
1
14
Человек проникает в тайны природы
1
1
15
Экологический проект «Земля – планета жизни»
1
1
ЧЕЛОВЕК И ЕГО
ВНУТРЕННИЙ МИР
3 ч
16
Как стать личностью?
1
1
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека
17
Эмоции и чувства
1
1
18
Как настроение?
1
1
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ
3 ч
1
1
Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций
19
Почему возникают конфликты?
20
Совесть.
1
1
21
Путешествие по правам человека.
1
1
ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
4 ч
22
Добро и зло в Первобытном мире
1
1
Оценивать легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.
23
Мир средневековых цивилизаций
1
1
24
Технические достижения эпохи Нового времени
1
1
25
21 век
ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
4 ч
26
« В некотором царстве, в тридевятом государстве»
1
1
Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.
27
Мы не похожи, ну и что же?
1
1
28
Пути духовных исканий.
1
1
29
Выставка работ «Дети разных народов»
1
1
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
5 ч
30
Что такое деньги.
1
1
31
Почему разные страны помогают друг другу?
1
1
32
Сказки разных народов
1
1
33
Глобальные проблемы
1
1
34
Проект «Моё человечество»
1
1
ИТОГО:
34
III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Как мы понимаем друг друга.( 5ч)
Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.
Школьные правила вежливости.
Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций
поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня.
Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)
Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.
Времена года (4 ч.)
Приметы осени. Листопад.
Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.
Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения –
признак весны.
Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.
Как ты узнаёшь мир (2 ч.)
Органы чувств человека.
Память – хранилище опыта. Ум.
Твоя семья и друзья (3 ч.)
Твоя семья и её состав.
Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.
Как вести себя на кухне, в ванне.
Значение общения в жизни человека.
Что нас окружает( 6 ч.)
Город (село) и его особенности.
Взаимосвязь людей разных профессий.
Зависимость человека от природы.
Три состояния воды.
Живые обитатели планеты (8 ч.)
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.
Сходство растений и животных.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека
о них.
Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.
Знакомство с назначением различных частей тела человека.
Правила поведения в природе.
Бережное отношение к окружающему миру.
КТД (3 ч.)
Конкурсные и развлекательные программы.
Свойства предметов, их части и действия с ними.
Книга хранит знания и опыт людей.
Правила безопасного поведения на улице.
Итоговое занятие. (1 ч.)
Игра «Поле чудес»
2 класс
Наша планета Земля (22 ч)
Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?
Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.
Земля – наш общий дом (12 ч )
Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса.
Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах. Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»
3 класс
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3 ч)
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
Энергия. Что происходит при превращении энергии.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)
Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок»
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ( 4 ч)
Цепи питания.
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
Лесные заморочки. Игра «Детектив»
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (5 ч )
Растения и их роль на Земле .Экскурсия.
О братьях наших меньших.
Рыбы и их многообразие.
Час эрудитов «Птичьи имена».
Проект «Сохраним красоту природы»
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА( 3 ч)
Человек и его корни. Родословное древо семьи.
·