Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Я познаю мир» 1-4 классы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Порез Унинского района Кировской области имени Г.Ф. Шулятьева«Утверждаю»
Директор школы___________(Лялина Т.А.)
Рабочая программа внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Я познаю мир»
3 класс
Программа рассчитана
на детей с 7 до 10 лет (1-4 класс).
Программу составила:
учитель начальных классов
Кудрявцева О.Г.
Порез
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования ;При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Изучение природы родного края.
Развитие познавательного интереса учащихся к природе
Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от 5 -10 человек.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ Название темы Количество часов Характеристика
деят-тиДата
всего
В классе вне
класса План Факт
Как мы понимаем друг друга 5ч Познакомиться с учителем и одноклассниками
Познакомиться и обсудить правила поведения в школе.
1 Вводное занятие. Как мы будем учиться. 1 1 - 2-3 Школьные правила вежливости.
2 1 1 4 Режим дня школьника.
1 1 5 Ты – ученик.
1 1 Как мы узнаём, что перед нами 2ч Называть окружающие предметы и их признаки
Различать предметы и выделять их признаки 6 Что за словом?
1 1 - 7 Путешествие в Угадайку. КТД
1 - 1 Времена года 4ч Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» 8 Осенние посиделки.
1 1 9 Зимушка-зима.
1 1 10 Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. 1 1 11 Весёлое лето.
1 1 - Как ты узнаёшь мир 3ч Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются
12 Глаза – главные помощники человека.
1 1 13 Память и ум – помощники человека.
1 1 14 Жить – с книгою дружить. КТД
1 1 Твоя семья и друзья
3ч Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи.
Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой .15 Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. 1 - 1 16 Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?
1
1 17 Без друга в жизни туго. Мои друзья
1 1 - Что нас окружает 7ч Экскурсия по станице.
Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.
Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии .Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний 18 Моя станица. Достопримечательности станицы. 1 1 19 Мы – пешеходы. 1 - 1 20 Что такое профессия? Какие бывают профессии? 1 1 - 21 Из чего что сделано? 1 1 - 22 Водица-царица.(Три состояния воды) 1 - 1 23 Транспорт. Мы – пассажиры. 1 - 1 24 Мой путь от дома до школы. КТД 1 1 - Живые обитатели планеты 8ч Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.)
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.
25 Живое и неживое. 1 1 - 26 Какие бывают растения? Какие бывают животные? 1 1 - 27 Путешествие по зоопарку. 1 1 28 Домашние любимцы и комнатные растения. 1 1 - 29 Собака – верный друг человека 1 1 - 30 Строение тела человека. 1 1 - 31 Правила поведения в природе.
1 1 32 Земля – наш общий дом. 1 1 - Итоговое занятие 1ч 33 Итоговое занятие Игра «Поле чудес» 1 - 1 34-37
Поход по родному краю 4 4 Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-й класс
№ Название темы Количество часов Характеристика
деят-тиДата
всего
В классе вне
класса План Факт
НАША ПЛАНЕТА 22 ч 1. Мир живой и неживой природы. 1 1 Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий.
Извлекать необходимую информацию о планетах Солнечной системы.
Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления.
Сравнивать и различать день и ночь.
Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года.
Наблюдать погоду и описывать её состояния.
Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.
Сравнивать погоду и климат.
Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина.
Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности.
Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. 2.
Вещи и вещества.
Разнообразие веществ. 1 1 3.
Как без часов определить время суток? 1 1 4. Форма Земли. 1 1 5. О чём рассказывает Глобус. 1 1 6. Викторина «Занимательная география» 1 1 7. Звёзды, созвездия, планеты. 1 1 8. Земное притяжение. 1 1 9. Почему день сменяется ночью? 1 1 10. Почему бывает лето? 1 1 11. Где живут белые медведи и слоны? 1 1 12. Прозрачный невидимка (воздух) 1 1 13. Создание проекта «Солнечная система» 1 1 14. Путешествие по карте России. 1 1 15. Адрес на глобусе и карте. 1 1 16. Что обозначают на
карте с помощью цвета? 1 1 17. Путешествие по материкам и океанам. 1 1 18. Куда текут реки? 1 1 19. Как рождаются горы? 1 1 20. Моря и острова. 1
1 21. Обитатели морей. 1 1 22.
Проект «Моя страна» 1 1 ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ 12 ч 23. Великий круговорот жизни. 1 1 Характеризовать экосистемы.
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон.
Находить на карте изученные природные зоны.
Обсуждать особенности 2-3 стран мира.
Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.
24.
Путешествие по природным зонам. 1 1 25.
Красная книга. 1 1 26.
Жизнь леса. 1 1 Показывать территорию России, ее государственную границу.
Находить на карте России родной регион.
27.
Хрупкая природа степей и пустынь. 1 1 28.
Где растут тропические леса. 1 1 29. Жизнь в горах. 1 1 30. Путешествуем по Европе. 1 1 .31
Страны Африки и Америки. 1 1 32. Австралия. Антарктида. 1 1 33. Моя Родина – Россия. 1 1 34. Земля – наш общий дом.
Проект «Всемирная выставка» 1 1 35-38 Поход по родному краю 4 4 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-й класс
№ Название темы Количество часов Характеристика
деят-тиДата
Всего
В классе Вне
класса План Факт
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ 3 ч Приводить примеры веществ
Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы 1. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? 1 1 2. Энергия. Что происходит при превращении энергии. 1 1 3. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» 1 1 ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ,
ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ 4 ч 4. Живая оболочка планеты. 1 1 Характеризовать место обитания живых организмов 5.
О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. 1 1 Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого 6.
Солнце - как источник энергии.
1 1 Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов 7.
КВН «Планета загадок»
1 1 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4 ч 8. Цепи питания 1 1 Характеризовать экосистемы и природные сообщества
Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.
9.
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
1 1 10. Лесные заморочки. Игра «Детектив» 1 1 11. Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». 1 1 ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ
КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ 5 ч 12. Растения и их роль на Земле
Экскурсия. 1 1 Выяснить роль растений в природе и жизни людей
13. О братьях наших меньших. 1 1 Характеризовать условия, необходимые для жизни животных .
Характеризовать роль животных в природе и жизни людей .14. Рыбы и их многообразие. 1 1 15. Час эрудитов «Птичьи имена».
1 1 16. Проект «Сохраним красоту природы» 1 1 ТВОИ РОДНЫЕ
И ТВОЯ РОДИНА 3 ч 17. Человек и его корни. Родословное древо семьи
1 1 Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений. 18. Моя Родина – Россия!
1 1 19 Путешествие в прошлое.
История моей Родины. 1 1 ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ,
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,
РОССИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ,
СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР 13 ч 20 Откуда пошла земля Русская! 1 1 Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры.
Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.
Принять посильное участие в их охране.
21
Ледовое побоище. 1 1 22 Слово о полку Игореве. 1 1 23
Московское государство. 1 1 24
Московский Кремль. 1 1 25
Смутное время в России. 1 1 26 Преобразования Петра I
1 1 27
Екатерина Великая 1 1 28
Михаил Васильевич Ломоносов 1 1 29 Отечественная война 1812 года.
1 1 30
Император Александр II 1 1 31 Времена Советской власти и СССР. 1 1 32 Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»1 1 СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ 2 ч 33. Российская Федерация
1 1 Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д. 34 Проект «Сохраним иоторию родного края» 1 1 35-38 Поход по родному краю 4 4 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4-й класс
№ Название темы Количество часов Характеристика
деят-тиДата
всего
В классе вне
класса План Факт
КАК РАБОТАЕТ
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА 7 ч 1. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. 1 1 Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья
2. Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. 1 1 3 Опора тела и движение
1 1 4 Наше питание
1 1 5. О дыхании и вреде курения. 1 1 6. Органы чувств человека. 1 1 7. Диспут «Тело человека и охрана здоровья» 1 1 РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА 8 ч 8. Растения и животные на службе у человека. 1 1 Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы.
9. Изобретение рычага и колеса и их применение 1 1 10. Свойства воды и воздуха и их использование человеком. 1 1 11
Как человек использует горные породы и минералы 1 1 12
Как обрабатывают металлы. 1 1 13 Невидимая сила
1 1 14 Человек проникает в тайны природы 1 1 15 Экологический проект «Земля – планета жизни» 1 1 ЧЕЛОВЕК И ЕГО
ВНУТРЕННИЙ МИР 3 ч 16 Как стать личностью?
1 1 Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека 17 Эмоции и чувства 1 1 18 Как настроение? 1 1 ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ 3 ч 19 Почему возникают конфликты? 1 1 Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций 20 Совесть.
1 1 21 Путешествие по правам человека. 1 1 ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 4 ч
22 Добро и зло в Первобытном мире 1 1 Оценивать легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. 23 Мир средневековых цивилизаций 1 1 24 Технические достижения эпохи Нового времени 1 1 25 21 век ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕЧЕЛОВЕЧЕСТВО 4 ч 26 « В некотором царстве, в тридевятом государстве…» 1 1 Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. 27 Мы не похожи, ну и что же?
1 1 28 Пути духовных исканий.
1 1 29 Выставка работ «Дети разных народов» 1 1 ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО 5 ч 30 Что такое деньги. 1 1 31
Почему разные страны помогают друг другу? 1 1 32 Сказки разных народов
1 1 33 Глобальные проблемы
1 1 34 Проект «Моё человечество» 1 1 35-38 Поход по родному краю 4 4 III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Как мы понимаем друг друга.( 5ч)
Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.
Школьные правила вежливости.
Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций
поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня.
Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)
Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.
Времена года (4 ч.)
Приметы осени. Листопад.
Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.
Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения –
признак весны.
Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.
Как ты узнаёшь мир (2 ч.)
Органы чувств человека.
Память – хранилище опыта. Ум.
Твоя семья и друзья (3 ч.)
Твоя семья и её состав.
Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.
Как вести себя на кухне, в ванне.
Значение общения в жизни человека.
Что нас окружает( 6 ч.)
Город (село) и его особенности.
Взаимосвязь людей разных профессий.
Зависимость человека от природы.
Три состояния воды.
Живые обитатели планеты (8 ч.)
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.
Сходство растений и животных.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека
о них.
Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.
Знакомство с назначением различных частей тела человека.
Правила поведения в природе.
Бережное отношение к окружающему миру.
КТД (3 ч.)
Конкурсные и развлекательные программы.
Свойства предметов, их части и действия с ними.
Книга хранит знания и опыт людей.
Правила безопасного поведения на улице.
Итоговое занятие. (1 ч.)
Игра «Поле чудес»
III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2 класс
Наша планета Земля (22 ч)
Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?
Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.
Земля – наш общий дом (12 ч )Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса.
Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах. Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»
III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3 класс
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3 ч)
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
Энергия. Что происходит при превращении энергии.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)
Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ( 4 ч)
Цепи питания.
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
Лесные заморочки. Игра «Детектив»
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (5 ч )Растения и их роль на Земле .Экскурсия.
О братьях наших меньших.
Рыбы и их многообразие.
Час эрудитов «Птичьи имена».
Проект «Сохраним красоту природы»
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА( 3 ч)
Человек и его корни. Родословное древо семьи.
Моя Родина – Россия!
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР (13 ч)
Откуда пошла земля Русская!
Ледовое побоище.
Слово о полку Игореве.
Московское государство.
Московский Кремль.
Смутное время в России.
Преобразования Петра I
Екатерина Великая
Михаил Васильевич Ломоносов
Отечественная война 1812 года.
Император Александр II
Времена Советской власти и СССР.
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (2ч)
Российская Федерация
Проект «Сохраним иоторию родного края»
III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4 класс
КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (7ч)
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.
Опора тела и движение
Наше питание
О дыхании и вреде курения.
Органы чувств человека.
Диспут «Тело человека и охрана здоровья»
РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (8ч)
Растения и животные на службе у человека.
Изобретение рычага и колеса и их применение
Свойства воды и воздуха и их использование человеком.
Как человек использует горные породы и минералы
Как обрабатывают металлы.
Невидимая сила
Человек проникает в тайны природы
Экологический проект «Земля – планета жизни»
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (3ч)
Как стать личностью?
Эмоции и чувства
Как настроение?
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (3ч)
Почему возникают конфликты?
Совесть.
Путешествие по правам человека.
ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (4ч)
Добро и зло в Первобытном мире
Мир средневековых цивилизаций
Технические достижения эпохи Нового времени
21 век
ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (4ч)
« В некотором царстве, в тридевятом государстве…»
Мы не похожи, ну и что же?
Пути духовных исканий.
Выставка работ «Дети разных народов»
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5ч)
Что такое деньги.
Почему разные страны помогают друг другу?
Сказки разных народов
Глобальные проблемы
Проект «Моё человечество»
IY. Планируемые результаты
1 класс:
Личностными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2 класс:
Личностные результаты :Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем .Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3 класс:
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты. Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
4 класс:
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты
- 2 класс
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
3- 4 класс
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
4.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
На первом уровне школьник должен уметь:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.:перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.На втором уровне школьник должен уметь:
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
На третьем уровне школьник должен уметь:
наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях
уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам
ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Индивидуальная работаУчастники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
Работа в парахЧерез работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
Групповая работаРабота в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея экологической целостности мира;
идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Учебный курс «Я познаю мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
№ п/пНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
Библиотечный фонд. (для учителя)
1 Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу! 1
2 Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии. 1
3 Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. 1
4 Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие. 1
5 Л.Экономов. Мир наших чувств 1
6 Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.
1
7 А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека Библиотечный фонд. (для учеников)
1 Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения 1
2 Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений 1
3 Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе:
/ Под ред.И. Д. Зверева 1
4 Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия 1
5 Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей 1
6 Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы 1
7 Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся 1
8 Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе 1
9 Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов 1
10 Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края. 1
11 Тайны живой природы. Рик Моррис 1
Наглядные пособия
1 натуральные живые пособия :растения, животные. 2 коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; 2
3 гербарии; коллекции насекомых; 3
4 изобразительные наглядные пособия – таблицы 5
5 предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества Технические средства обучения.
1 компьютер, 1
2 медиапроектор1
3 экран 1
Экранно-звуковые пособия
1 Диск. «Звуки живой природы» 1
2 Фильм «Многообразие животного мира» 1
3 Фильм «Природа в разное время года» 1
4 Фильм «Бережем природу» 1
5 Презентация «Человек как часть природы» 1
6 Презентация «Что такое снег» 1
7 Презентация «Мой край в разное время года» 1
8 Презентация «Виды транспорта на улице моего края» 1
9 Презентация «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений» 1
10 Презентация «Звери и растения нашего края». 1
11 Презентация «Красная книга» 1
Список использованной литературы
А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. «Я и мир вокруг» учебник для 1 класса в 2 - х частях– М. Баласс, 2011.
А. А Вахрушев, О.В Бурский Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс, – М.: Баласс, 2011.
А. А Вахрушев, О.В Бурский, О.А. Родыгина Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир»– М.: Баласс, 2011.
А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. «Наша планета Земля» учебник в 2 ч. – М.: Баласс, 2011.
А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.2 класс - М.: Баласс, 2011.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для 2-го класса. - М.: Баласс, 2011.
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.Окружающий мир. «Обитатели Земли» 3-й класс. Учебник – 144 с., ил.. – М.: Баласс, 2118.
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.Окружающий мир. «Моё Отечество» 3-й класс. Учебник – 144 с., ил.. – В 4 частях. – М.: Баласс, 2011.
Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., СизоваЕ.В.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса. – М.: Баласс, 2011.
Сизова Е.В., Харитонова Н.В.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса - М.: Баласс, 2011.
Данилов, Д. Д., Белицкая, Г. Э., Иванова, Н. В., Кузнецова, С. С., Тырин, С. В. Окружающий мир. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 211.
Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова , И. В.Харитонова, С. С. Кузнецова, Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество». 4 класс. – М.: Баласс, 2011.
Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и природа: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2011
Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и природа: Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и природа» 4 класс. – М.: Баласс, 2011.
Сизова Е.В., Стойка Е.И.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество») для 4-го класса.- М.: Баласс, 2011
2.Информационно-коммуникативные средства.
Окружающий мир : электронное приложение к учебнику А. А. Вахрушева
3.Наглядные пособия.
Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А. Вахрушева.
4.Материально-технические средства.
Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.