Решение практических задач как одно из требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Решение практических задач как одно из требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
В основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, ФГОС настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Следовательно, в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных знаний, научиться применять их в жизни.
Цель современного образования - «прикладная» направленность обучения. Но именно перевод «жизненной» ситуации в предметную область для детей и составляет основную трудность при решении задач. Сталкиваясь с непривычными по форме заданиями, ученик либо пытается реализовать привычные способы действия, либо просто отказывается от попыток найти ответ. Большие трудности при решении задач у учащихся вызывает привлечение собственного опыта или знания из других областей знаний.
Определим основные особенности учебных задач, которые не только влияют, но и препятствуют овладению «конкретными способами деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях». Выделенные характеристики относятся не к заданиям и задачам какой-либо конкретной современной системы, а к общим тенденциям современного образования.
1. Узкая «тематичность» предметных учебных задач. Основной массив заданий и задач относится, как правило, к конкретной теме и не предполагает применения знаний из других ранее изученных разделов этого предмета или других предметов. Каждая конкретная тема задает конкретные приемы, способы и правила решения. Учащимся остается лишь аккуратно применить формируемые способы решения тематических задач.
2. Наличие четкой или сравнительно определяемой классификации задач. Каждая учебная задача имеет некоторую «этикетку». При этом тип задачи задает и определенный, а часто и единственный способ ее решения.
3. Ограниченность методов и приемов обучения решению предметных задач самим содержанием этих задач. Если предметные задачи рассчитаны на один способ решения, то естественно и не предполагается обсуждения рационального способа решения. Не из чего выбирать! Поясним свою мысль более конкретно. Часто на уроках математики обсуждается вопрос о рациональном выборе решения при формировании навыков устного счета. А любая текстовая задача уже этого не требует.
4. Связные сплошные тексты задач, задающие непротиворечивую однонаправленную последовательность действий. Весь текст выдержан в жанре учебного, то есть «очищенного» от любой информации, конкретно не относящейся к решению задачи. От решающего не требуется привлечение дополнительных источников информации, личного опыта, знаний других предметов.
5. Преимущественное вербальное представление данных. Крайне редко необходимая информация представляется в графической, в табличной, и тем более знаковой формах одновременно.
6. Требование точного единственного ответа, выраженного в краткой форме. Как правило, наши задачи по математике не допускают примерной прикидки, приблизительности вычислений, примерной числовой оценки и тем более, оценки качественной.
7. Последовательность задач определяется принципом «от простого к сложному». При этом ученику не приходится возвращаться к предыдущей задаче для того, чтобы решить следующую. Все задания и задачи изолированы и не имеют общего, связного содержания.
Таким образом, часто предметные задачи весьма далеки от задач, которые возникают в реальной жизни.
Одним из путей решения этой дидактической проблемы является путь формирования знаний и умений в условиях решения самих реальных жизненных ситуаций. Иногда для этого при формулировании условий учебных задач достаточно заменить «гипотетические стеллажи с книгами» на подсчет конкретных книг на полках школьной библиотеки, а движение «странного автомобиля, который всегда продвигается со скоростью 50 – 60 км/ч», на гонки трассы Москва - Париж. Тогда наши задачи станут не практико-ориентированными, а практическими или учебно-практическими, не просто применимыми к жизни, а вполне реальными.
Задачи с практическим содержанием целесообразно использовать в процессе обучения для раскрытия многообразия применений математики в жизни, своеобразия отражения ею реального мира и достижения таких дидактических целей как:
- мотивация введения новых математических понятий и методов;
- иллюстрация учебного материала;
- закрепление и углубление знаний по предмету;
- формирование практических умений и навыков.
Через решение задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Для подтверждения достаточно рассмотреть тематику, сюжеты задач.
1. Задачи о труде людей – основа для психологической подготовки к труду. Эти задачи помогают учащимся понять его красоту и созидательную силу. На решении таких задач школьники учатся понимать, что все блага жизни создаются трудом и только трудом, знакомятся со многими профессиями: маляр, продавец, портниха, столяр, повар, рыбак, доярка, комбайнер.
Например, в 5-6 классах наряду с прикладными задачами из учебника по строительной тематике целесообразно предложить учащимся и другие задачи, составлению и решению которых способствуют различные формы сочетания классной и внеклассной работы. Ученикам, родители которых работают на стройке, дать задание подробно узнать о профессии строителя и составить так называемые «профессиональные задачи», те, которые их родители каждодневно решают на работе. Организовать встречи с такими родителями. Кроме того ребятам можно предложить оформить альбомы: «Математика в профессии родителей».
В 6-7 классах можно составить другие альбомы: «Математика и архитектура», «Математика и оборона страны», «Математика и экономика», «Математика и медицина», «Математика и сельское хозяйство», «Математика и спорт». В такие альбомы кроме самостоятельно составленных задач необходимо добавить соответствующие иллюстрации. Такая работа способна увлечь ребят. Они могут использовать и периодическую печать.
Учащимся 9 класса при изучении темы «Решение треугольников» предложить задачу на определение угла и высоты подъема железнодорожного полотна. В связи с этим можно рассказать о профессиях проектировщика и эксплуатационника.
2. Задачи, показывающие заботу государства о повышении благосостояния трудящихся, о подрастающем поколении, об охране окружающей среды.
3. Задачи о связи обучения с жизнью, об учебном труде учащихся и их общественно-полезных делах. Среди таких задач – задачи о помощи работникам сельского хозяйства, о спорте, участии в экологических субботниках. О сборе семян, лекарственных трав.
4. Всем известно, насколько актуальна задача формирования у школьников инициативы и чувства высокой ответственности, рачительного отношения к народному добру. Математический материал, который заложен в учебниках, дает большие возможности для экономического воспитания подрастающего поколения.
Сколько млн. учебников выпускается ежегодно в стране; сколько тонн бумаги для этого требуется? Понятие “ бесплатные учебники” становится реальным, а не отвлеченным, если учащиеся на уроке подсчитают:
а) стоимость учебников, полученных одним учеником;
б) стоимость учебников для учащихся всего класса;
в) стоимость всего тиража.
Информация, полученная в результате подсчетов на уроке запоминается надолго.
5. Формированию научного мировоззрения помогает нам введение в преподавание элементов историзма, библиографических справок. Например, при изучении темы “Аксиомы” в 7 классе можно рассказать историю возникновения геометрии как науки и о первой книге по геометрии - “Началах” Евклида.
6. При составлении задач, способствующих военно-патриотическому воспитанию школьников, можно использовать технико-эксплуатационные характеристики нашей военной техники и сопоставлять их с соответствующими показателями техники противника. После решения таких задач провести небольшую беседу о том, что в увеличении скорости самолетов и улучшении их технико-эксплуатационных показателей большую роль сыграли работы в области аэродинамики такие выдающиеся математики, как Келдыш, Кочин, Четаев. Отметить, что превосходство нашей боевой техники заключалось не только в авиации. Максимальная скорость среднего танка Т-34 – 55 км/ч, а немецкого танка такого же класса Т-III-40 км/ч. Решение таких задач способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.
7. Воспитание чувства красоты и гармонии математических законов. Здесь нужно, используя известные истины школьного курса математики, обнаружить в них общую, сильную идею, достойную удивления. И здесь, как нигде, уместны компьютерные презентации.
15