«Реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта на уроках информатики в начальной школе на примере проектной деятельности»
УДК 004
Г.В.Баженова
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 2010
имени Героя Советского Союза М.П. Судакова
«Реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта на уроках информатики в начальной школе на примере проектной деятельности»
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Новые образовательные стандарты и программы ориентируют учителя не только на создание целостных (системных) представлений по изучаемой дисциплине, но и на целенаправленное развитие предметного мышления, информационных и интеллектуальных умений школьников, на формирование навыков предметного познания.
ФГОС НОО, тенденции, подходы, реализация, программы, проекты информационные технологии.
G.V.Bazhenova
Moscow National Financed Educational Institute
middle educational school № 2010
named in honor of Soviet Union’s Hero M.P. Sudakov
«Federal National Educational Standard’s realization on the informatics task in the primary school на in terms of project activity».
Beginni
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ealization, programs, information technology projects.
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню,
вовлеки меня - и я научусь» Древняя мудрость
Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступает порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Основными тенденциями ФГОС второго поколения являются:
Цель обучения: от усвоения знаний, умений и навыков к формированию умения учиться.
Содержание: от «стерильности» системы научных понятий к включению содержания в контекст решения жизненных задач.
Учебная деятельность: от стихийности к стратегии целенаправленной организации.
Учебный процесс: от ориентации на учебно-предметное содержание к пониманию смысла обучения.
Формы обучения: от индивидуальной деятельности к учебному сотрудничеству.
В новых стандартах обозначены основные подходы к обучению:
компетентностный подход (предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе),
проблемно-ориентированное развивающее образование (это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов, процесс взаимодействия учителя и учащихся ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализацию его личности).
личностно-ориентированное развивающее образование(предусматривает развитие каждого школьника, развитие его индивидуальности, навыков самостоятельной организации учебной деятельности, рефлексии, познавательной активности и творчества).
Исходя из этого, определены образовательные результаты:
личностные (развитие личностных качеств – умение учиться),
метапредметные (универсальные способы действий, ключевые компетенции, межпредметные связи),
предметные (разные виды результатов по предмету, умение решать жизненные задачи).
В проекте Д.А.Медведева «Наша новая школа», говорится о том, что главной задачей педагога является - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Сегодня информатика рассматривается как важнейший компонент общего образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования – в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков, основных психических качеств личности учащихся. Широкое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс лежит в основе практически всех концепций реформирования общеобразовательной школы, подтверждая рекомендации Министерства образования РФ об изучении пропедевтического курса информатики с I класса общеобразовательной школы в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования, И служит основой Базового курса информатики в средней школе.
В содержании курса выделяются 3 основные линии:
формирования предварительных понятий в области информатики и информационных технологий;
формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно использовать компьютер как инструмент практической деятельности в учебной и повседневной работе в соответствии с СанПиНами;
начало реализации проектной деятельности.
Исследования отечественных и зарубежных ученых показали, что информатика является системообразующим предметом, таким, как математика или язык, и составляет вместе с ними основу современного образования, становясь базой для создания интегрированной учебно-информационной среды.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Курс информатики для младших школьников характеризуется специфической инструментальной базой, в которую кроме традиционных элементов урока для данной возрастной группы(учебники, рабочие тетради, игровые приёмы на различных этапах проведения занятия –занимательные вопросы, задания, физкультминутки, считалки, стихотворения, беседы, логические задачи и др.) входят персональный компьютер, а также различные игровые компьютерные программы: обучающие, развивающие, контролирующие.
Изучение информатики в младшей школе должно соединять в себе две цели: общеобразовательную и прикладную.
Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты, позволяющие осуществлять как межпредметную, так и внутрикурсовую интеграцию, формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты. Особенностью проектной деятельности по информатике является широкое использование информационно-коммуникационных технологий при выполнении учебных проектов.
Есть краткосрочные проекты, соответствующих основным темам курса информатики, и долгосрочные проекты (срок реализации 3–4 месяца).
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д
Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы.
Метод проекта в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействуя все аспекты жизни детей в школе и дома. Постоянная необходимость учащихся делиться новыми впечатлениями развивает речь и воображение. Аргументация своих идей, правильное построение сообщения, умение работать в группе, всё это помогает детям в различных видах работ, как на уроках, так и во внеурочное время.
Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации проектно-исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к проектно-исследовательской работе. Выполняя проекты в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Обучение информатике в начальной школе это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования.
«Если мы будем учить сегодня так ,
как учили вчера, мы украдём у детей завтра»
Джон Дьюи
Литература
Баженова. Г. В., Ходакова Н.П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников (Электронная версия)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информационное образовательное пространство детства. Материалы научно-практической конференции.«Становление личности ребёнка в условиях информационного общества», М.: Издательство «Спутник+», 2009г-496 с
Информационное образовательное пространство детства. Материалы научно-практической конференции.«Роль мультимедиа презентаций в учебно-воспитательном процессе школы» М.: Издательство «Спутник+», 2010 г-371с
Проект по информатике «Куклы бывают разные». Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»,2012 г, Лауреат конкурса.; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]