Перспективное планирование в старшей группе. Региональный компонент Наш дом — Южный Урал


Пример региональной модели перспективного планирования («Я-концепция» личности)
Гендерная принадлежность
Русский быт, традиции
Мой дом
Мой детский сад (группа)
Моя семья
Моя улица
Люди близкого окружения (друзья, родные, соседи, знакомые, посторонние люди)
Мой район, город
Мой край
(область)
Моя Родина
Мои права и обязанности
Государственная символика
Народный календарь
(приметы, праздники, фитомедицина, пр.)
Устное народное творчество
(музыка, сказки, песни, загадки, прибаутки, прибауткиНародные игры
(хороводные, подвижные, соревновательного характера и пр.)
Рукотворный мир
(народное зодчество, декоративно -прикладное искусство и литературно- художественное творчество
Элементы культуры народов мира
Страны мира. Целостная картина мира
Я

Перспективное планирование по реализации программы воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики (5-6 лет)
«Наш дом – Южный Урал» ( региональный компонент)
Месяц Тема Цель Предварительная работа Материалы
Сентябрь
1 неделя «История жизни человека на Южном Урале» Обеспечить ознакомление детей с историей заселения Южного Урала людьми; о расселении первобытных людей.
Способствовать знакомству детей с понятиями «бронзовая», «медная» эпохи.
Формировать представление детей о добыче железной, медной руды, появлении первой металлургии; появлении городов-крепостей в эпоху бронзы; сюжеты первых рисунков людей (животные, сцены охоты).
Рассматривание иллюстраций по данной теме.
Иллюстрации с изображением заселения первобытных людей; городов-крепостей: первых рисунков людей.
Книга-альбом «Челябинская область».
2 неделя «Человек и его семья» Обеспечить ознакомление детей со смысловым значением слова «семья», состав семьи.
Способствовать знакомству с особенностями взаимоотношений между членами семьи; традициями в семье.
Пробудить чувства уважения к своим родителям. Рассматривание альбомов «Моя семья».
Составление рассказов о своей семье.
Чтение рассказов, стихотворений о семье.
Разучивание стихотворений о маме, папе.
Слушание музыкальных произведений и исполнение песен о семье, маме,папе. Альбомы для рассматривания «Моя семья».
Картотека загадок, стихотворений о семье.
3 неделя «Колыбельные» Добиться уточнения представления детей о колыбельных, их содержании, форме.
Добиться понимания роли колыбельных песен в жизни семьи, во взаимоотношениях родителей, бабушек, дедушек, детей (взаимная любовь, забота).
Обеспечить развитие умения видеть выразительные образы колыбельной, образные средства языка (эпитеты: точеная, золоченая), ритм, рифмы, наличие слов, создающих ритм колыбельной («баю-бай», «люли-люли»).Способствовать совершенствованию исполнительских умения детей.
Способствовать развитию творческих способностей детей (умение сочинять свои колыбельные песни).
Рассматривание книг с колыбельных песен с иллюстрациями.
Слушание колыбельных песен.
Сюжетно-ролевая игра «Горница». Книги колыбельных песен с иллюстрациями.
Фонотека колыбельных песен.
Дидактический материал: колыбель, люлька, кукла.
4 неделя «Каменных дел мастер» Обеспечить ознакомление детей с изделиями резчиков по камню, с уральскими промыслами – резьба по камню.
Способствовать развитию художественного вкуса.
Пробудить чувства гордости за умельцев родного края.
Чтение П. Бажова «Хозяйка Медной горы».
Рассматривание поделок из камня. Выставка поделок из камня (статуэтки, украшения, картины).
Октябрь 1 неделя «Человек и мир вокруг»
Формировать представление детей о народном представлении космоса, мира, природы.
Обеспечить ознакомление детей с понятиями «кочевой народ», «оседлый народ», с кочевыми и оседыми традициями народов Южного Урала (русские, башкиры, казахи, татары и др.). Рассматривание иллюстраций по данной теме.
Слушание песен народов Южного Урала. Альбом «Челябинская область.
Иллюстрации по данной теме.
Фонотека песен народов Южного Урала.
2 неделя «Жилище семьи»
Обеспечить ознакомление детей с традициями и обычаями, связанными со строительством и переселением в новый дом. Выбор материала для строительства нового дома. Выбор места строительства. Выбор времени строительства.
Способствовать ознакомлению с названиями и назначением частей народного жилища: окна, стены, двери, особенности планировки. Рассматривание иллюстраций по данной теме.
альбом «челябинская область».
Иллюстрации с изображением строительства жилища, частей жилища.
3 неделя «Пестушки, потешки, прибаутки»
Систематизировать знания детей о поэзии пестования, ее роли в воспитании детей в семье.
Способствовать развитию умения выделять в тексте образные средства языка.
способствовать исполнению детьми потешек, прибауток в театрализованных играх, на фольклорных праздниках. Совершенствовать исполнительские умения детей. Рассматривание книг с потешками, прибаутками, пестушками с иллюстрациями.
Рисование иллюстраций к потешкам.
Инсценировать потешки.
Чтение потешек, прибауток, пестушек. Картотека пестушек, потешек, прибауток.
Книги потешек, прибауток ,пестушек с иллюстрациями.
4 неделя «Златоуст – город мастеров»
Обеспечить ознакомление детей со старейшим городом металлургов – Златоустом – родиной булатной стали.
Способствовать ознакомлению с понятием «Златоустовская гравюра».
Рассматривание иллюстраций с изображением города Златоуста. Рассматривание произведений Златоустовской гравюры. Картотека стихов о г. Златоусте.
Карта.
Иллюстрации с изображением г. Златоуста.
Выставка произведений Златоустовских мастеров.
Ноябрь 1 неделя «Человек и календарь природы» Способствовать развитию представления о том, что все народы, живущие на Южном Урале (кочевые, оседлые), жили по определенному порядку, ладу.
Обеспечить ознакомление дошкольников с народными пониманием порядка, правилами природы, мира, по которым жили люди на Южном Урале, - народы жили по определенному календарю.
Рассматривание иллюстраций
по данной теме. Иллюстрации по данной теме. Альбом «Челябинская область».
2 неделя «Предметы народного домашнего быта» Обеспечить ознакомление детей с семантическим значением слова «утварь».
Способствовать знакомству с различными видами утвари в доме.
Пробудить чувства бережного отношения к домашней утвари.
Рассматривание иллюстраций с изображением домашней утвари. Иллюстрации с изображением домашней утвари.
Картотека загадок о домашней утвари.
3 неделя «Небылицы» Добиться уточнения представления о жанровых особенностях небылиц.
способствовать развитию умения рассуждать, развивать логичность и доказательность высказываний.
Обеспечить развитие умение придумывать небылицы по аналогии с готовыми текстами.
Способствовать развитию чувства юмора.
Рассматривание книг с небылицами с иллюстрациями.
Рисование иллюстраций к небылицам
Инсценировать небылицы.
Чтение народных небылиц и авторских К. Чуковского, Д. Хармса. Книги с небылицами с иллюстрациями.
Картотека небылиц.
4 неделя «Мастера чугунного литья» Обеспечить ознакомление детей с городами Урала (Куса, Касли) их геральдикой.
Способствовать знакомству с художественным литьем из чугуна.
Рассматривание иллюстраций с изображением каслинского литья. Иллюстрации с изображением геральдики городов Касли, Куса.
Выставка изделий каслинского литья.
Декабрь 1 неделя «Человек и природа Южного Урала» Способствовать ознакомлению детей с природно-географическими зонами Южного Урала: лесная, горная, лесостепная, степная.
Обеспечить знакомство детей с названиями некоторых природных объектов (озер, рек, гор,др.), отражающих историю родного края, поэтическое отношение народов к родной природе.
Способствовать ознакомлению детей с животными, птицами, растениями, обитающими в регионе.
Подвести к мысли, что каждый человек должен жить в согласии с природой, беречь, любить ее, не вредить ей. Рассматривание иллюстраций с изображением животных, растений, птиц Южного Урала; природно-географических зон; рек, озер, гор.
Чтение легенд об озерах, реках, горах Южного Урала.
Чтение стихотворений о природе Южного Урала.
Иллюстрации с изображением животных, растений, птиц Южного Урала; природно-географических зон; рек, озер, гор.
Картотека художественного слова о природе Южного Урала.
Легенды об озерах, реках, горах Южного Урала.
Презентация «Животный и растительный мир Южного Урала», «Реки, озера, горы Южного Урала».
2 неделя «Особенности взаимоотношений в семье» Обеспечить знаниями детей о народных особенностях режима семьи.
Способствовать ознакомлению детей со взаимоотношениями супругов в семье: отец (муж) – хозяин дома, кормилец семьи, выполняет самую тяжелую работу, защита, опора всей семьи, заботиться о родителях, братьях и сестрах; мать (жена) – хозяйка дома, приучает детей к домашней работе, «ведет» дом, следит за взаимоотношениями в семье. Рассматривание иллюстраций по данной теме.
Чтение пословиц, стихотворений, рассказов о семье. Иллюстрации по данной теме.
Картотека пословиц, стих-ний о семье.
3 неделя «Заклички и приговорки» Добиться уточнения представления о жанровых особенностях закличек, приговорок.
Способствовать развитию умения произносить заклички выразительно (интонация просьбы).
Способствовать развитию творческих способностей.
Чтение и заучивание закличек и приговорок.
Игры-инсценировки по закличкам и приговоркам. Картотека закличек и приговорок.
4 неделя «Что дает нам край родной» Способствовать обобщению и закреплению знаний детей по народным промыслам Южного Урала.
Обеспечить закрепление умения различать работу резчиков по камню, златоустовскую гравюру, художественное литью из чугуна.
Рассматривание карты и атласа Челябинской области.
Рассматривание иллюстраций народных промыслов Южного Урала. Карта и атлас Челябинской области. Иллюстраций и изделия народных промыслов Южного Урала.
Январь 1 неделя «Человек и календарные традиции» Способствовать формированию представления детей о тесной взаимосвязи человека, его семьи, рода с природой.
Обеспечить ознакомление детей с календарными обрядами и традициями народов Южного Урала.
Рассматривание иллюстраций по данной теме. Иллюстрации по данной теме.
2 неделя «Нравственные основы семьи» Способствовать ознакомлению детей с традициями и обычаями, связанные с укреплением семьи, со знанием своей родословной. Отношение семьи к грамотности, к знаниям, к книге.
Обеспечить сведениями об отношениями в семье и к старым людям, больным и сиротам, к малым детям. Отношение семей к людям, попавшим в беду. Поощрение и наказание детей в семьях.
Пробудить у детей чувство любви, заботу, милосердие. Рассматривание иллюстраций по данной теме. Иллюстрации по данной теме.
3 неделя «Докучные сказки» Добиться уточнение знаний детей об особенностях содержания и формы докучных сказок.
Показать способ бытования докучных сказок в современной жизни.
Вызвать желание рассказывать докучные сказки.
Способствовать развитию чувства юмора.
Чтение докучных сказок. Картотека докучных сказок с иллюстрациями.
4 неделя «Легенды Южного Урала» Способствовать воспитанию у детей умений понять основное содержание произведений.
Обеспечить развитие словесного творчества на основе фольклора. Способствовать обогащению речи детей лексикой фольклорных произведений. Чтение легенд Южного Урала. Книга «Легенды Южного Урала».
Февраль 1 неделя «Человек и природа» Обеспечить сведениями о семантическом значении слова «природа» - то, что дано при рождении («при родах», «при роде»). «Род», «родня», «природа» - лова, обозначающие условия жизни любого народа.
Помочь понять детей, что родственные отношения в семье сравнивались с природными явлениями.
Обеспечить ознакомление детей с фольклором народов Южного Урала, отражающим сравнение человека, его характера, отношения в семье,с людьми, с природой.
Рассматривание иллюстраций по данной теме.
Чтение фольклора народов Южного Урала. Иллюстрации по данной теме.
Картотека фольклора народов Южного Урала.
2 неделя «Семья и домашнее хозяйство» Способствовать формированию у детей знаний о распределении обязанностей по ведению хозяйства в семье.
Вызвать желание детей принимать участие в домашнем хозяйстве
Рассматривание иллюстраций по данной теме.
Чтение пословиц и поговорок о труде. Иллюстрации по данной теме.
Картотека пословиц и поговорок о труде.
3 неделя «Дразнилки» Способствовать ознакомлению детей с дразнилками, их назначением (осмеять отрицательные черты характера), формой (наличие рифмующихся слов) и происхождением.
Обеспечить развитие умения правильно оценивать типичные жизненные ситуации.
Способствовать развитию умения правильно реагировать на дразнилку, не обижаться, уметь отвечать на дразнилку. Заучивание дразнилок.
Картотека дразнилок.
4 неделя «Город Миасс – частица Челябинской области» Способствовать расширению представления детей о месторасположении города и области.
Способствовать активизации, понятия «Область», «карта».
Пробудить чувства гордости за родной край. Рассматривание иллюстраций о природе родного края.
Составление рассказов по ним.
Оформление альбома с картами Челябинской области. Рассматривание карты Челябинской области.
Чтение художественной литературы о родной крае.Иллюстрации о природе родного края.
Карта Челябинской области.
Художественной литературы о родной крае.Март 1 неделя «Город Миасс – моя Родина» Обеспечить закрепление детей знаний – название города, свой домашний адрес.
Способствовать расширению и обогащению знаний детей о родном городе.
Обеспечить ознакомление детей с геральдикой города.
Пробудить чувства гордости за «малую» Родину. Рассматривание открыток, фотографий о Миассе.
Чтение и заучивание стихотворений миасских поэтов.
Оформление стенда «Миасс – мой город».
Открытки, фотографии о Миассе.
Картотека стихотворений миасских поэтов. Стенд «Миасс – мой город».
2 неделя «Сила семьи в ее родне» Способствовать формированию представления о родственных связях в семье, об отношении к родне. Традиции и обычаи, связанные с поддержанием родственных, добрососедских отношений.
Обеспечить знакомство детей со значением слов «родня», «родственник», «племянник», «племянница», «двоюродный».
Способствовать формированию добросердечного, дружелюбного отношения к родственникам. Рассматривание иллюстраций по данной теме.
Чтение пословиц, стихотворений, рассказов о семье. Иллюстрации по данной теме.
Картотека пословиц, стих-ний о семье.
3 неделя «Пословицы и поговорки» Способствовать обогащению представления детей о пословицах, поговорках (значение, содержание, форма).
Способствовать развитию умения задумываться над смыслом пословиц, соотносить с ситуациями, возникающими в жизни.
Пробудить интерес к языку, желание сделать свою речь выразительной. Чтение фольклора звукоподражание, объяснение незнакомых слов, просмотр иллюстраций.
Заучивание пословиц и поговорок. Картотека альбома с иллюстративным материалом.
4 неделя «Легенды Южного Урала» Способствовать воспитанию у детей умений понять основное содержание произведений.
Обеспечить развитие словесного творчества на основе фольклора. Способствовать обогащению речи детей лексикой фольклорных произведений. Чтение легенд Южного Урала. Книга «Легенды Южного Урала».
Апрель 1 неделя «Южный Урал – моя Родина» Способствовать расширению представления детей о месторасположении города и области.
Обеспечить ознакомление детей с понятиями «область», «карта», «Южный Урал».
Способствовать расширению представления о родине не как о городе и крае, а как о регионе.
Пробудить чувство гордости за родной край. Рассматривание иллюстраций о природе родного края, составление рассказов по ним.
Оформление альбома с картами Челябинской области. Рассматривание карты Челябинской области. Чтение
Иллюстрации о природе родного края.
Картотека художественного слова о природе родного края. Карта Челябинской области
2 неделя «Здоровье – успех и богатство семьи» Обеспечить ознакомление детей с народными домашними способами лечения больных в семьях.
Способствовать представлению детей о народном закаливание в семье. Рассматривание иллюстраций по данной теме.
Заучивание пословиц о здоровье. Иллюстрации по данной теме.
Картотека пословиц о здоровье
3 неделя «Калейдоскоп русских народных сказок» Способствовать приобщению детей к устному народному творчеству – сказкам.
Обеспечить закреплению знаний детей о разнообразии фольклорного жанра.
Пробудить эмоционально-положительные эмоции к этому виду народного искусства.
Выставка «В гостях у сказки». Выставка рисунков детей совместно с родителями по русским народным сказкам. Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Пальчиковая кукла – Петрушка. Настольный театр.
Картотека книг русских народных сказок. Рисунки детей к сказкам. Иллюстрации к сказкам.
4 неделя «Легенды Южного Урала» Способствовать воспитанию у детей умений понять основное содержание произведений.
Обеспечить развитие словесного творчества на основе фольклора. Способствовать обогащению речи детей лексикой фольклорных произведений. Чтение легенд Южного Урала. Книга «Легенды Южного Урала».
Май 1 неделя «Россия – Моя Родина» Способствовать ознакомлению детей с природой, историей, культурой России.
Обеспечить ознакомление с национальной геральдикой России.
Пробудить чувство любви и привязанности к своей стране. Рассматривание иллюстраций о природе России, национальной геральдики.
Чтение и разучивание стихотворений о России.
Слушание песен о России. Иллюстрации о природе России, национальной геральдики.
Картотека стихотворений о России.
Фонотека песен о России.
2 неделя «Калейдоскоп устного народного творчества» - итоговое занятие Способствовать приобщению детей к устному народному творчеству – сказкам.
Обеспечить закреплению знаний детей о разнообразии фольклорного жанра.
Пробудить эмоционально-положительные эмоции к этому виду народного искусства.
Выставка «В гостях у сказки». Выставка рисунков детей совместно с родителями по русским народным сказкам. Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Пальчиковая кукла – Петрушка. Настольный театр.
Картотека книг русских народных сказок. Рисунки детей к сказкам. Иллюстрации к сказкам.
3 неделя «Урал – край голубых озер» Способствовать ознакомлению детей с озерами нашего края, с легендами о них.
Пробудить бережное отношение к природе родного края.
Рассматривание фотографий, открыток с изображением озер (Тургояк, Ильмень, Кошкуль, Еловое, Кисегач).
Чтение легенд, сказаний об этих озерах, стихотворений миасских поэтов.
Фотографии, открытки с изображением озер (Тургояк, Ильмень, Кошкуль, Еловое, Кисегач).
Картотека легенд, сказаний об этих озерах, стихотворений миасских поэтов.
4 неделя «Легенды Южного Урала» Способствовать воспитанию у детей умений понять основное содержание произведений.
Обеспечить развитие словесного творчества на основе фольклора. Способствовать обогащению речи детей лексикой фольклорных произведений. Чтение легенд Южного Урала. Книга «Легенды Южного Урала».