Выступление на МО Национально-региональный компонент на уроках родного языка



Подготовила
учитель родного языка
Чотчаева Л.А.
2015г.
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
По словам отечественного философа Александра Панина, «в современных условиях малые города и регионы выступают как центры культуры, сохраняющие культурную самобытность, исторические традиции, традиционный уклад жизни, ценности и установки», и разумное включение национально-регионального компонента в базовую и дополнительную части образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное –актуальным.  
Каждый из нас сталкивался с внедрением национально-регионального компонента в учебный процесс. Как это сделать, чтобы избежать столкновения интересов своих регионов и федерального государства?
Один из способов – активное приобщение учащихся к этнической культуре, используя возможности национально-регионального компонента на всех учебных дисциплинах.
Для современных школ характерна проблема поликультурного образования. За партами – смешанный состав учащихся, т.е. одновременно за партами учатся дети разных национальностей. Существующие разные стили жизни одинаково значимы и имеют право на существование. Изучение каждого из них способствует формированию основных ценностей общества. Несмотря на это, все они живут в одном крае, в одной местности, и нельзя любить нашу большую и прекрасную Родину, если не любишь, не знаешь своего края, города, посёлка, где родился, вырос и живёшь, потому что любовь к родному краю и есть любовь к своей Отчизне.
Я бы отметила еще одну проблему. Сейчас дети, принадлежащие какой-либо национальности, не знают своего родного языка, традиций, обычаев. Поэтому актуален и важен «национальный вопрос», формирование положительного отношения к собственной национальной культуре, воспитание культуры межнационального общения, умение понимать и принимать инокультуры других этносов.
Во все времена существования педагогики использовалась практика краеведческого принципа обучения. В настоящее время эта практика также имеет развитие.. Здесь национально-региональный компонент не выделяется в качестве самостоятельных учебных предметов, его содержание органично входит в учебные программы соответствующих образовательных областей.
Основными целями внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс являются:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы как ценности;
обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности;
развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;
применение знаний, умений в повседневной жизни.
На уроках я использую такие организационные формы учебной работы:
увеличение самостоятельной, индивидуальной, групповой работы учащихся;
отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения;
увеличение объёма практических работ поискового и исследовательского характера;
создание на уроках атмосферы творческого поиска, приобретения навыков эффективного использования компьютеров и других средств информации;
ведение справочников и архивов.
Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература, в частности, произведения местных авторов. Литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры. Эту проблему можно решить на материале литературы писателей и поэтов, которые жили или живут в родном крае.
Коллекции предметов материальной культуры в кабинете родного языка позволяют «прикоснуться» к историческому прошлому, увидеть реальные объекты, представляемые в воображении или виденные на иллюстрации, лучше понять, для чего служили или служат эти предметы, как их использовали или используют
В настоящее время появилась возможность использовать современную технику на уроке. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет делать урок более ярким и наглядным, представляет возможность вести обучение в индивидуальном темпе для каждого ученика.
Сейчас важно начать и успешно разрабатывать электронный вариант учебного материала по краеведению, оснащать серией презентаций к урокам. Мною выполнены презентации на темы: «Части речи», «Виды предложений», «Однородные члены», «Поэты и писатели Карачая», «Предметы быта», «Природа родного края», «Депортация народов Кавказа», и другие, которые помогают повысить интерес к урокам, наглядно увидеть иллюстрации в слайдах
Составляющие содержания национально-регионального компонента курса родного языка:
во-первых, включают словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края,
во-вторых, языковой материал: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.,
в–третьих, литературоведческий материал, состоящий из произведений национальных писателей.  
Отобранные мною тексты, и составленные задания к ним по разделам родного карачаевского языка на этнокультурном материале, отрывках из художественных, публицистических произведений карачаевских писателей, позволяют сформировать не только комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность школьника. Данные тексты можно использовать практически на каждом уроке родного языка, так как они не нарушают структуру урока, а, наоборот, способствуют заинтересованному и вдумчивому освоению содержания текста и лингвистических знаний. Таким образом, национально-региональный компонент – это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении родного языка; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление. Рассмотрим предлагаемые тексты, направленные на формирования языковой компетенции, при изучении некоторых разделов родного языка.
Тема: «Имя существительное»
Национально – региональный компонент: «Карачаевские сказки»
В сказках говорится о прошлом, о героях-воинах, о тупости и жадности купцов и богачей, есть сказки о животных. Народная фантазия приписывала животным образ жизни людей и наделяла человеческими качествами и характерами. Благодаря этому сказки ярко отражают жизненную обстановку и мораль. Для сказок характерны конкретность и выразительность.
Задания
Озаглавьте текст
Объясните значение выделенного слова …
Определите падеж имен существительных.
Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
Из предложения …, имена существительные, словосочетания.
Какие сказки вы можете назвать, главными героями которых являются животные. Какие человеческие качества и характеры высмеиваются в названной вами сказке?  
Тема: «Лексика»
Национально – региональный компонент : «Происхождение названия городов КЧР, рек»
Привожу наиболее распространённые версии происхождения
Задания
Прочитайте внимательно распространенные версии происхождения … Какая версия, на ваш взгляд, отражает название города, реки. Письменно обоснуйте свой ответ
Текст начинайте так: «На мой взгляд версия …..» или «Мне кажется, что….», или «Я считаю, что..». Приведите аргументы в защиту своей версии. Не забудьте сделать вывод.
 
Тема: «Стили речи»
Национально – региональный компонент : «Легенды о нартах Ерюзмек, Сосуркъа, Къара-Шауай")Задания для 7 класса
Спишите текст.
Определите стиль речи, укажите речевую ситуацию, в которой может быть использован этот текст.
Подчеркните слова и выражения, характерные для этого стиля речи.
Что вы узнали о нартах?
Объясните значение слова «тулпар, нарт».
Напишите свое продолжение истории о нартах
Задания для 9 класса
Определите стиль и тип речи текста.
А.публицистический стиль; рассуждение.
Б. Научно – популярный стиль; рассуждение.
В. Художественный стиль; повествование.
Г. Официально- деловой стиль; описание.
3.Из предложения … выпишите слово, образованное с помощью аффиксов.
4. Из предложения … выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
6. Среди предложений найдите простое односоставное предложение. Напишите его.
7. Найдите в тексте простое двусоставное нераспространенное предложение. Напишите его.
8. Среди предложений найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи сочинительного союза. Напишите предложение.
 
Тема: «Числительное»
Национально – региональный компонент: «История города».
Задание
Прочитайте внимательно текст.
Озаглавьте текст, спишите.
Пишите числительные словами.
Что вы узнали об истории родного города?
Что вы можете сделать в будущем для развития и процветания родного города, поселка?
Формирование культурологической компетенции в процессе освоения русского языка является для нас столь же важной проблемой, как и освоение языка в целом.
 
Национально-региональный компонент  в содержании общего среднего образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре КЧР каждым учащимся.
Считаю очень важным воспитывать у учащихся уважение к прошлому, - светлым и трагичным дням своего народа.
Я поставила перед собой задачу дальше работать над составлением рефератов, докладов по истории родного края. Хочу организовать поисково-исследовательскую работу с учащимися по изучению местной истории: собрать материал о писателях, о воинах-афганцах нашего района, возбудить интерес к семейным архивам, преданиям, легендам, любовь к родной истории.