МДК 01 Теория и практика сестринского дела Практическое занятие № 2.Тема занятия: «Обучение в сестринском деле»
ГБОУ СПО СК «Буденновский медицинский колледж»
«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 24232 Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
МДК 01 Теория и практика сестринского дела
Практическое занятие № 2
ПМ 04 МДК 04.01 34.02.01 Сестринское дело
ПМ 05 МДК 05.01 31.02.02 Акушерское дело
ПМ 07 МДК 07.01 31.02.01 Лечебное дело
Тема занятия: «Обучение в сестринском деле»
1. Цели занятия:
Учебная:
1. Познакомить с понятием «Обучение», видам и методами обучения.
2. Формирование компетенции: ПК 2, 4, 5, 9;ОК 1-13.
3. Формирование практического опыта: консультирование пациента и его родственников по вопросам ухода и само-ухода; подготовка пациента к само-уходу, используя подходящие методы обучения; использовать сестринский процесс для обучения пациента (этапы).
Воспитательная:
Стремиться воспитать уважительное отношение к правам и достоинствам пациента. Воспитывать ответственное отношение к выполнению профессиональных обязанностей, заботиться о безопасности своего здоровья и здоровья пациентов. Соблюдать принципы профессиональной этики.
Развивающая:
Способствовать развитию личностных качеств, необходимых в деятельности медицинской сестры, трудолюбия, развивать мыслительные способности, привить любовь к данной деятельности, активизировать познавательную деятельность студента.
2. Интеграционные связи
Дисциплины обеспечивающие: ОГСЭ.00Общий гуманитарный и социально-экономический цикл ОГСЭ.01. Основы философии; ОП.00Общепрофессиональные дисциплины- ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП.02. Анатомия и физиология человека, ОП.03. Основы патологии, ОП.05. Гигиена и экология человека, ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии, ОП.09. Психология, ОП.11. Безопасность жизнедеятельности.
Дисциплины обеспечиваемые: ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий- МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение, МДК.01.02. Основы профилактики, МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению
ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, МДК.02.02. Основы реабилитации
ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях- МДК.03.01. Основы реаниматологии, МДК.03.02. Медицина катастроф.
3. Оснащение:
Дидактический материал: стандарты (технологии) действий медсестры, тесты, ситуационные задачи, тестовые задания, методические указания для самостоятельной работы на занятии.
4. Место проведения занятия: кабинет доклинической практики.
5. Основные этапы занятия:
Расчет времени:
Организационная часть (проверка формы одежды, готовность обучающихся к занятию, проверка присутствующих) – 5 минут.
Начальная мотивация учебной деятельности (название темы занятия, ее цели, значение связь с современностью, перспективы развития. Изложение плана проведения занятия) – 10 минут.Контроль знаний (тестовые задания, устный фронтальный опрос) – 30 минут.
Изучение нового материала – 15 минут.
Самостоятельная работа учащихся ( работа в дневниках, построение схем, работа с алгоритмами ) – 180 минут.
Закрепление (решение тестовых заданий ) – 20 минут.
Подведение итогов занятия (работа над ошибками – анализ, выводы, выставление оценок с комментированием) – 5 минут.
Домашнее задание – 5 минут.
6. Ход занятия:
Методика проведения занятия и его содержание: практическое
Организационный момент: отмечается внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, цели с проведением мотивации и реализации профильности.
Проверка готовности студентов по теме данного практического занятия:
Контроль уровня знаний:
1. Диктант 3 варианта.
1. Фронтальный опрос.
Самостоятельная работа студентов:
Оформляют тетради и дневники, словарики.
На примере ситуационных задач определяют нарушение удовлетворения потребностей пациента, осуществляют постановку сестринских диагнозов.
Закрепление.
1. Тест 2 варианта.
Подведение итогов занятия:
Проведение анализа допущенных ошибок, выставление оценок с комментированием.
Домашнее задание: « Сестринский процесс. Документация сестринского процесса».
Знать:
-первичная оценка потребности; признаки нарушения функций;
-особенности потребности в разных возрастных группах;
-выявлять возможные проблемы пациента в связи с нарушением удовлетворения потребности;
-осуществлять возможные сестринские вмешательства при нарушении удовлетворения потребности;
-документирование этапов сестринского процесса в сестринской истории наблюдения.
Литература:
1. Т. П. Обуховец, О.В. Чернова «Основы сестринского дела».
2. Т.П. Обуховец «Основы сестринского дела. Практикум».
3. С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела».
4. С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Практическое руководство к предмету Основы сестринского дела».
Преподаватель
Парасич Н.Н.
ВОПРОСЫ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА
ВОПРОСЫ ЭТАЛОН ОТВЕТОВ
1.Дайте определение понятия «обучение в сестринском деле».
2.В чем заключается цель сестринской педагогики?
3.Назовите задачи обучения в сестринском деле.
4.Охарактеризуйте формальное и неформальное обучение.
5.Назовите сферы обучения.
6.Как происходит процесс обучения в познавательной сфере?
7.Как происходит процесс обучения в эмоциональной сфере?
8.Как происходит процесс обучения в психомоторной сфере?
9.Назовите методы обучения.
10.Какой способ передачи информации обладает наибольшей способностью воспроизведения?
11.Что такое «мотивация» и для чего она необходима в обучении?
12.Назовите этапы процесса обучения.
13.В чём заключается оценка исходного уровня знаний и умений пациента?
14.От чего зависит способность пациента к обучению?
15.Для чего необходима постановка целей в обучении?
16.Назовите виды контроля знаний и умений.
…это процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента.
…передача знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту или его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близкие усваивают и формируют навыки для удовлетворения жизненно важных человеческих потребностей.
- пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и укрепить здоровье (или коррекция существующего образа жизни);
- подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни.
Формальное обучение - медсестра целенаправленно обучает навыкам, приемам выполнения привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи и т.п. Неформальное - при выполнении других обязанностей медсестра беседует о волнующих людей проблемах, представляет необходимую информацию или помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у других специалистов.
… познавательная, эмоциональная, психомоторная.
…человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритетную) от информации второстепенной.
…человек реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально, изменяет свое поведение, выражая это чувствами и мыслями.
…человек обучается новым действиям благодаря умственной и мышечной деятельности; уверенно их выполняет; способен изменить двигательную реакцию в необычной ситуации.
Словесные: рассказ, беседа, лекция.
Наглядные: иллюстрация, демонстрация.
Практические: отработка самих манипуляций
(измерение АД, смена повязок, введение инсулина и т.д.).
Активные: анализ конкретных ситуаций, решение задач,
дискуссия, тренинг, ролевая игра и т.п.
...требующий активного участия (игра, разбор конкретной ситуации, практика).
Мотивация – это осознанное стремление пациента обучаться и выполнять необходимые действия. Именно мотивация стимулирует отношение пациента к обучению, с целью сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья.
1 этап – обследование пациента и сбор информации;
2 этап – определение проблем;
3 этап – планирование;
4 этап – реализация намеченного плана;
5 этап – оценка результата.
… определение имеющихся у человека знаний и умений и его отношение к информации, которую ему предстоит узнать.
… от возраста, физического состояния и состояния сознания.
- дает направление в деятельности медицинской сестры и пациента в процессе обучения;
- используется для определения результатов обучения.
… исходный, текущий и итоговый.
Диктант
по теме: «Обучение в сестринском деле».
В-1
1.Обучение - часть педагогической деятельности.
2.Цель обучения – поддержание определенного уровня качества жизни.
3.Обучение происходит в двух сферах.
4.Желание и готовность к обучению зависят только от умственных способностей обучаемого.
5.Окружающая обстановка влияет на успешность обучения.
6.Критерием оценки способности к обучению является физическое состояние человека.
7.Процесс обучения включает пять этапов.
8.При обучении пациента медсестра пользуется стандартным планом.
9.Беседа является педагогическим приёмом.
10.Мотивация обучения – обоснование необходимости учиться.
Диктант
по теме: «Обучение в сестринском деле».
В-2
1.Желание и готовность к обучению зависят только от умственных способностей обучаемого.
2.Окружающая обстановка влияет на успешность обучения.
3.Критерием оценки способности к обучению является физическое состояние человека.
4.Обучение - часть педагогической деятельности.
5.Цель обучения – поддержание определенного уровня качества жизни.
6.Обучение происходит в двух сферах.
7.Процесс обучения включает пять этапов.
8.При обучении пациента медсестра пользуется стандартным планом.
9.Беседа является педагогическим приёмом.
10.Мотивация обучения – обоснование необходимости учиться.
Диктант
по теме: «Обучение в сестринском деле».
В-3
1.Процесс обучения включает пять этапов.
2.При обучении пациента медсестра пользуется стандартным планом.
3.Беседа является педагогическим приёмом.
4.Мотивация обучения – обоснование необходимости учиться.
5.Обучение - часть педагогической деятельности.
6.Цель обучения – поддержание определенного уровня качества жизни.
7.Обучение происходит в двух сферах.
8.Желание и готовность к обучению зависят только от умственных способностей обучаемого.
9.Окружающая обстановка влияет на успешность обучения.
10.Критерием оценки способности к обучению является физическое состояние человека.
Ключ к тесту:
В-1 1 (+),2(+),3(-),4(-),5(+),6(-),7(+),8(-),9(+),10(+)
В-2 1(-),2(+),3(-),4(+),5(+),6(-),7(+),8(-),9(+),10(+)
В-3 1(+),2(-),3(+),4(+),5(+),6(+),7(-),8(-),9(+),10(-)
Тестовые задания по проверке и коррекции исходного уровня знаний по теме «Обучение в сестринском деле»
ВАРИАНТ 1
Инструкция: выбрать все правильные ответы
Пациент – это человек:
обратившийся за медицинской помощью
находящийся на медицинском наблюдении
любой, пришедший в ЛПУ
Диагностика и лечение заболеваний, болезненных состояний называется:
деонтология
медицина
психология
этика
Изменения в физиологическом, психосоциальном и духовном состояниях человека называется:
болезнь
болезненное состояние
здоровье
нездоровье
Личное ощущение нездоровья, болезни называется:
болезнь
болезненное состояние
Специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела называется:
врач
медсестра
санитарка
Функции медсестры включают в себя все, кроме:
обучения
осуществление ухода
исполнение врачебных назначений
диагностика заболеваний
В понятие холистический подход к здоровью входит все, кроме:
социальное здоровье
физическое здоровье
общественное здоровье
духовное здоровье
Основные приемы активного слушания:
внимание, «присутствие»
умение добросовестно молчать
подтверждать понимание
активно задавать вопросы
настойчиво выдвигать контраргументы
Вербальное общение будет эффективным, если:
выбирать нужную громкость
говорить о своих переживаниях
не злоупотреблять специальной терминологией
выйти из комнаты
перебивать собеседника
К элементам активного слушания относится:
молчание
зрительный контакт
мимика
плач
поощряющие вербальные компоненты
К элементам эффективного общения не относится:
обеспечение безопасности отправителя
сообщение
подтверждение полученной информации
отправитель
четкость речи
канал общения
На эффективность общения медицинской сестры и пациента влияет:
наличие четкой цели в беседе
внешний вид медсестры
наличие свободных мест в отделении
красота рук медсестры
тональность голоса медсестры
депрессивное состояние пациента
Тестовый контроль по теме «Обучение в сестринском деле»
ВАРИАНТ 2
Инструкция: выбрать один правильный ответ
0-1397000
1.Сфера обучения, в которой человек овладевает умениями, называется:
эмоциональная
познавательная
чувствительная
психомоторная
При проведении оценки уровня знаний, следует учитывать такие факторы, как:
возраст, образование, социальный статус
состояние здоровья на момент проведения оценки
возраст, образование, уровень знаний родственников
возраст, образование и уровень знаний, состояние здоровья на момент проведения оценки, врачебный диагноз
При определении целей в эмоциональной сфере обучения, используются глаголы:
отражающие ощущения пациента
реакции оценки пациентом тех или иных явлений
отражающие ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений
глаголы, определяющие умения и знания пациента
Медицинская сестра в своей профессиональной деятельности занимается обучением:
пациентов и их семей
студентов-практиков
младшего медперсонала
коллег
Процесс обучения начинается с:
выбора места обучения
выбора метода обучения
оценки обучаемости пациента
планирования времени необходимого для обучения
Процесс обучения обязательно заканчивается:
выпиской пациента
оценкой результата обучения
отчетом м/с
составления инструкции для пациента
Обучение в эмоциональной сфере имеет цель:
изменение отношения пациента с каким-то фактом
обретение новых умений
приобретение новых знаний
приобретение новых знаний и умений
Процесс обучения обязательно заканчивается:
выпиской пациента
оценкой результата обучения
отчетом м/с
составлением инструкций
Обучение в эмоциональной сфере имеет цель:
изменение отношения пациента к каким-то факторам
обретение новых умений
приобретение новых знаний
приобретение новых знаний и умений
Суть обучения в познавательной сфере:
предоставление информации
выяснение желаний, потребностей, амбиций
обучение физическим действиям, приемам, упражнениям
оценка личности
формирование или изменение поведения, отношение к себе ,другим, здоровью
11. Суть обучения в эмоциональной сфере:
предоставление информации
оценка личности
обучения физическим действиям, приемам, упражнениям
оценка личности
формирование или изменение поведения, отношение к себе, другим, здоровью
Суть обучения в психомоторной сфере:
предоставление информации
определение уровня знаний
обучения физическим действиям, приема, упражнениям
оценка личности обучающегося
формирование или изменение поведения, отношений к себе, другим, здоровью
Эталоны ответов к тестовым заданиям по проверке и коррекции исходного уровня знаний по теме «Обучение в сестринском деле»
1 Вариант-381019431000639572019431000
№ вопросаОтветКритерии оценки1 1 «5» - 90% правильных ответов (допустима 1 ошибка) 2 2 «4» - 89- 80 % правильных ответов (допустимо 2 3 1 ошибки) 4 2 «3» - 79-70 % правильных ответов (допустимо 3 ошибки) 5 2 «2» - менее 70 % правильных ответов (более 3 ошибок) 6 4 7 3 8 1,2,3 9 1,2,3 10 2,3,5 11 1 12 1,2,5,6 Эталоны ответов к тестовым заданиям по теме «Обучение в сестринском деле»2 Вариант
3 вопросаОтветКритерии оценки1 4 «5» - 90% правильных ответов (допустима 1 ошибка) 2 4 «4» - 89- 80 % правильных ответов (допустимо 2 3 3 ошибки) 4 1 «3» - 79-70 % правильных ответов (допустимо 3 ошибки) 5 3 «2» - менее 70 % правильных ответов (более 3 ошибок) 6 2 7 1 8 4 9 1 10 1 11 5 12 3