Урок-практикум Первая медицинская помощь при остановке сердца

Методическая разработка урока-практикума по ОБЖ в 11 классе.
Пшидаток А.М., учитель ОБЖ
МБОУ СШ «5» п. Яблоновский Раздел: Основы медицинских знаний.
Тема: Первая медицинская помощь при остановке сердца несколькими спасателями. Класс: 11. Цель: Дать представление об алгоритмах действий при остановке сердца, научить учащихся правильному выполнению алгоритма первичных действий при сердечно-легочной реанимации (СЛР) несколькими спасателями. Задачи: Обучающие:
Познакомить учащихся с правилами экстренной медицинской помощи при остановке сердечной деятельности в случае механической травмы.
Научить учащихся проводить осмотр места происшествия.
Формировать умение выполнять СЛР в группе спасателей
Воспитательные:
Воспитание медицинской культуры личности, обеспечивающей адекватное поведение в чрезвычайных ситуациях.
Воспитание у старшеклассников чувства товарищества и ответственности.
Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Развивающие:
Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.
Формирование смекалки и морально-волевой подготовки в чрезвычайных ситуациях.
Тип урока: комбинированный. Методы обучения: индуктивный, дедуктивный, демонстрация, показ, объяснение, беседа, упражнение, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требований, проверка домашнего задания, иллюстрация. Формы работы: фронтальная, групповая. Место проведения: кабинет ОБЖ. Время проведения: 45 мин. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, робот-тренажер «Гоша», бинт, плащ палатка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока (3 мин.) Задача: обеспечить благоприятный для работы климат и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Учитель: В связи с увеличением темпа жизни, концентрацией населения в мегаполисах и ухудшением экологической и техногенной обстановки в мире в целом, увеличивается и риск внезапной смерти. Дорожно-транспортный травматизм занимает первое место в мире по числу погибших и по числу травмируемых. По статистике в московской области за 11 месяцев 2015 года в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибло около 1300 человек и 8500 было ранено. По данным Московского  городского научно-исследовательского института скорой помощи им.  Склифосовского примерно у 17 % ДТП причиной смерти были: кровотечение, асфиксия (удушье), шок и другие состояния, требовавшие немедленной доврачебной медицинской  помощи, которая им не была вовремя оказана.  Как мы с вами видим механическая травма, ведущая к смерти, по статистике одна из самых распространенных. На прошлых уроках мы говорили о том, что смерть бывает клинической и физической (биологической). Давайте еще раз вспомним, что можно отнести к частым причинам клинической смерти? Учащихся: приводят варианты своих ответов. Учитель: Итак, к частым причинам клинической смерти можно отнести: инфаркт миокарда; тяжелую механическую травму жизненно важных органов; действие электрического тока; острые отравления; удушье или утопление; общее замерзание; различные виды шока. Инфаркт чаще происходит у людей старшего и пожилого возраста, а вот механическую травму может получить любой человек в любом возрасте. Поэтому подробнее остановимся именно на ней, на механической травме. Причин и последствий механических травм множество. Алгоритмы действий спасателя при клинической смерти от механической травмы не одинаковы. Мало того, необходимо точно знать, что делать нужно и можно, а что делать нельзя в конкретной ситуации. На нескольких уроках мы с вами будем рассматривать ситуационные задачи, благодаря которым  научимся использовать разные алгоритмы действий при оказании ПМП с применением сердечно-легочной реанимации (СЛР).  Например, гораздо понятнее как действовать, когда вы являетесь свидетелем происшествия, потому, что вы можете предположить какие травмы привели к остановке сердца: человек шел по тротуару и вдруг на ваших глазах упал. Что мы можем предположить? Остановку сердца. С причиной остановки мы разбираться не будем. Нам нужно помочь пострадавшему. Другой пример: мы являемся свидетелем ДТП, следовательно, к остановке сердца могут привести травмы от ударов машиной или внутри машины. Соответственно, алгоритм наших действий при оказании ПМП и СЛР будет другим. Также на алгоритм действий при оказании ПМП и СЛР влияет наличие кровотечений. Мужчина со средними физическими данными может провести комплекс СЛР не более 3-4 мин. Вдвоем с помощником – не более 10 мин. Втроем с лицами любого пола и физическими данными – более часа. Привлечение третьего участника предоставляет возможность каждому из спасателей восстанавливать свои силы, не нарушая при этом режима реанимации.             Итак, сегодня на уроке мы узнаем, как осуществлять СЛР несколькими спасателями, научимся действовать согласовано. И как всегда вы получаете бонусы в виде патрона от АК за каждый правильный ответ.
Прежде вспомним материал, изученный на предыдущем уроке.
II. Проверка домашнего задания (10 мин.) Учитель: - Поясните, что такое реанимация? - Дайте понятие клинической смерти. - Сколько клетки головного мозга могут прожить без циркуляции крови? - Что может повлиять на время клинической смерти? - Назовите признаки клинической смерти. - Назовите признаки отсутствия дыхания. - Назовите признаки прекращения сердечной деятельности. - Для чего нужен прекардиальный удар? - Насколько эффективен прекардиальный удар? - Сколько можно делать прекардиальных ударов: 2 или 3? - Когда нельзя делать прекардиальный удар? - Что такое фибрилляция сердца? - Почему на живом человеке прекардиальный удар и СЛР делать запрещается?
Учащиеся: отвечают на вопросы: Реанимация – это восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма. После прекращения работы сердца и легких клетки тела живут от 3 до 7 мин. Этот короткий период называется клинической смертью. Клиническая смерть является последней обратимой фазой умирания, при которой, несмотря на отсутствие кровообращения в организме и прекращение снабжения его тканей кислородом, в течение определенного времени еще сохраняется жизнеспособность всех органов, в том числе и высших отделов центральной нервной системы. Благодаря этому имеется возможность восстановления жизненных функций организма с помощью реанимационных мероприятий.             В обычных температурных условиях клиническая смерть продолжается 3-7 минут, после чего восстановить нормальную деятельность центральной нервной системы невозможно. Время клинической смерти может быть дольше, если на пострадавшего воздействуют низкие температуры – например утопление в холодной воде. Признаками клинической смерти являются: отсутствие сознания, дыхания и сердечной деятельности. Признаком отсутствия дыхания является состояние, когда в течении 10-15 сек. нет отчетливых координационных дыхательных движений. Признаком прекращения сердечной деятельности является отсутствие пульса на сонных артериях. При клинической смерти необходимо немедленное проведение сердечно-легочной реанимации. Прекардиальным ударом можно заставить сердце заработать так же синхронно, как и прежде. Цель удара как можно сильнее сотрясти грудную клетку, что станет толчком к запуску остановившегося сердца. Если удар нанесен в течение первой минуты после остановки сердца, то вероятность оживления превышает 50 %. Если после этого сердце не «запустилось», то тогда приступают к СЛР. При нанесении удара в случае наличия пульса на сонной артерии, есть риск спровоцировать остановку сердца. При клинической смерти необходимы немедленный массаж сердца и искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание). На живом человеке прекардиальный удар и СЛР делать запрещается, т.к. это может примести к сбою сердца и его остановке.
III. Усвоение новых знаний (25 мин.).
Задача: применять различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу. Учитель: Во всех алгоритмах действий оказания ПМП и проведения СЛР есть общая основа, которую мы рассмотрим на сегодняшнем уроке, кроме того мы это будем делать в группе, т. е. несколькими спасателями. Первое с чего мы должны начать, оказавшись на месте происшествия, это его первичный осмотр. Осматриваем именно место происшествия. Первичный осмотр производим уже во время подхода к пострадавшему. На что мы обращаем внимание?
Что случилось? Здесь мы понимаем, что произошло: падение с высоты; человека сбила машина; упал кирпич на голову; есть ли кровотечение (это мы оцениваем по наличию крови рядом с пострадавшим или на нем самом) и т.п.
Что может быть опасным для нас. Электрические провода, которые лежат на пострадавшем или зажаты в его руке; тяжелый предмет рядом с пострадавшим, ведь второй кирпич может упасть на нас. Если пострадавший лежит на дорожном полотне или на обочине мы должны понимать, что если не промаркировать место происшествия или не поставить помощника, то следующая машина из-за поворота может наскочить на нас. Также мы должны понимать, что если мы пренебрежем этим правилом, то на месте происшествия может оказаться уже два человека. И шансы выжить двум уменьшаются тоже в два раза.
Итак, мы должны обезопасить себя, а потом пострадавшего. Прекратить действие на пострадавшего вредных воздействий и немедленно начать СЛР. Показ учителем алгоритма действий при первичном осмотре и далее осуществление СЛР несколькими спасателями (осмотр места происшествия, дистанционный осмотр пострадавшего, определение клинической смерти, положение пострадавшего, положение спасателя, распределение обязанностей и действия спасателей: положение рук и ног, точность и сила удара и надавливаний, барьер из ткани на рот пострадавшего, соотношение вдуваний и надавливаний, положение головы при вдуваниях, если вдувание не проходит  - это легко увидеть по надувающимся щекам пострадавшего, смена спасателей). Ритм надавливаний на грудную клетку должен соответствовать частоте сердечных сокращений  в состоянии покоя, примерно 1 раз в секунду.             Во время кровотечения СЛР и остановку кровотечения делают одновременно! Если спасатель один, то сначала СЛР, а потом остановку кровотечения. Но есть особенности: при артериальном кровотечении сначала останавливают кровь (очень быстро), а потом СЛР. Почему?
Учащиеся: дают ответы на вопрос.
Учитель: Рассмотрим особенности действий, когда помощь оказывают два спасателя, без кровотечения у пострадавшего. Смена спасателей происходит каждые 2-3 минуты по команде того, кто делает непрямой массаж сердца. Как вы думаете, почему нельзя пренебрегать правилом ротации участников каждые 2-3 минуты?
 Учащиеся: дают ответы на вопрос (велика вероятность обморока спасателя, который делает искусственную вентиляцию легких (ИВЛ). Если помощь оказывают три человека, то двое делают СЛР, а третий останавливает кровотечение. Если кровотечения нет, то третий спасатель придерживает ноги пострадавшего выше уровня головы. Для чего это нужно?
Учащиеся: дают ответы на вопрос (чтобы увеличить количество крови в области сердца и головы).
Учитель: Такое расположение спасателей и их распределение функций позволяет: избегать столкновения головами, рационально использовать свои силы (физически слабого участника следует чаще располагать в ногах пострадавшего), привлекать к выполнению СЛР любого необученного человека, которому сначала доверяют поддерживание ног, а затем, по мере ротации спасателей, привлекать к реанимации. Характерные ошибки при оказании ПМП и СЛР: отсутствие анализа опасностей для спасателя, долгое определение необходимости проведения СЛР, пострадавший на мягком (на диване), нет барьера, не обеспечена проходимость дыхательных путей (сомкнутые зубы не являются препятствием), не освобождено туловище от одежды, не защищен мечевидный отросток, неправильное положение рук спасателя, отрыв рук спасателя от грудины пострадавшего, недостаточные удар и надавливание, прекращение выполнения при переломе ребер, прекращение выполнения до приезда скорой помощи. Сейчас мы делимся на группы по 4 человека, из которых один - «пострадавший», остальные - спасатели. Ваша задача отработать алгоритм действий, с которыми вы сегодня ознакомились, каждый раз меняя «пострадавшего».




IV. Подведение итогов урока (5 мин.). Задача: систематизировать новые для учащихся знания. Учитель:
Назовите алгоритм действий непрямого массажа сердца.
Перечислите правила искусственной вентиляции легких.
Каковы характерные ошибки при СЛР.
Для чего нужен первичный осмотр места происшествия?
Приведите алгоритм первичного осмотра места происшествия.
Какое должно быть положение пострадавшего при проведении СЛР?
Зачем освобождать пострадавшего от одежды?
Принципы распределения спасателей при СЛР.
Учащиеся: дают ответы на вопросы.
Учитель: Давайте вспомним общие правила, которые нужно знать и всегда помнить в ЧС.
 Учащиеся:                           Правило 1. Не теряйтесь, что бы с вами не случилось. Постарайтесь побыстрее взять себя в руки, сожмите волю в кулак и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой.             Правило 2. В любой ситуации всегда боритесь до конца только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства.             Правило 3. Никогда не пренебрегайте советами опытных, знающих людей. Не надо считать, что вы всё знаете по данному вопросу. Жизнь безгранична. Любая мелочь в ней – тоже.             Правило 4. Будьте добры к людям, попавшим в беду. Никогда не проходите мимо, если можете чем-то им помочь. Помните: добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит. Сбор у детей выданных «бонусов» за правильные ответы, выставление отметок.
V. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению (2 мин.). Учитель: на следующем уроке мы отработаем до приобретения устойчивых навыков проведения СЛР в паре и в тройке. Для этого необходимо: принести медицинскую маску и ознакомиться с электронным вариантом атласа добровольного спасателя (под редакцией В. Г. Бубнова,

15