Урок литературного чтения Литературная загадка. Сочинение загадок. Презентация этапов работы над проектом «Составляем сборник загадок»
Урок литературного чтения в 1 классе.
Тема урока: Литературная загадка. Сочинение загадок. Презентация этапов работы над проектом «Составляем сборник загадок».
Цели урока:
познакомить с литературными стихотворениями – загадками К. И. Чуковского, Ульяницкой Л., Яхнина Л., родителей учеников нашего класса;
попытаться выявить характеристики литературной загадки в сравнении с народной, учить разгадывать и составлять загадки;
развивать память, речь, мышление, воображение;
учить работать в паре и группе.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова;
сравнивать загадки разных авторов, в том числе и свои; находить в загадках слова, с помощью которых один предмет сравнивается с другим, и придумывать свои сравнения;
сочинять загадки на основе подсказки в учебнике и самостоятельно;
отгадывать загадки на основе ключевых слов загадки;
работать в группе; презентовать свои страницы сборника загадок;
оценивать свои достижения.
Оборудование: выставка сборников загадок каждой группы; оформление доски для путешествия в мир загадок, выполненное детьми;
ХОД УРОКА:1.Организационный момент.- Сегодняшний урок чтения начнём с речевой разминки. Зачем нам это нужно?2.Речевая разминка (напечатана на доске) Кто хочет разговаривать,Тот должен выговариватьВсё правильно и внятно,Чтоб было всем понятно.Мы будем разговариватьИ будем выговариватьТак правильно и внятно,Чтоб было всем понятно.Прочитайте медленно, только шевеля губами (немое кино),шёпотом, выразительно с разными интонациями: весело, удивлённо, сердито, обиженно.3. Актуализация знаний. Постановка целей урока.-Вы уже поняли, чем мы будем заняты на сегодняшнем уроке?-Сегодня мы путешествуем в увлекательный мир загадок, подводим предварительные итоги работы над проектом « Сочиняем сборник загадок», узнавая новое о них, будем пробовать себя в роли авторов загадок.
4. Работа по теме урока.- Маршрутом нашего путешествия будут странички ваших сборников загадок,и в это путешествие вас поведу я (раскрываю створки доски ), а каждая группа отправится в путь на своём виде транспорта (все рисунки на доске выполнены руками детей).1) Первый пункт путешествии я - ИСТОРИЯ ЗАГАДКИ ( на доске страницы книг с предисловиями).- Вы знаете загадки с самого детства. В 1 классе мы встречаемся с ними на всех уроках. Что же такое загадка?-Подберите однокоренные слова к слову» загадка» (загадывать, гадать, отгадывать, гадалка, отгадка , разгадка).-Что вы знаете об истории возникновения загадки, её роли в жизни людей? Свою страницу книги сейчас презентуют Вяликов С., Аникин А., Ермолаева Н.-Что могут добавить ребята из групп?
Вывод учителя: Сколько живёт человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков их создавал народ. Из глубины времён они донесли до нас мудрость русского народа. В них просто и красочно, кратко и выразительно человек описывал мир, явления природы, растения, животных. Загадка - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним хотя бы отдалённое сходство. В них слышна поэзия русского языка. В древности - это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас - забава. Загадка - мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.
2).Второй пункт путешествия - СЕКРЕТЫ ЗАГАДКИ . -Работаем с учебником на с. 68. -Прочитайте 1-ую загадку сначала про себя, потом классу выразительно.- Что это? Как догадались? (в старину одуванчик называли «одуван» от слова «одуть». В этом названии отражается особенность растения - его опушённые семена разносятся лёгким дуновением ветра).- Прочитайте следующую загадку. Кто автор? Откуда мы знаем Л.Яхнина?- Что это? Какие слова в загадках помогли разгадать их? (Слова, употребляемые для описания предмета в переносном значении, они указывают на признаки и свойства предмета).- Что же роднит все загадки? (в них перечисляются наиболее характерные признаки предмета, о котором придумана загадка).- Именно это поможет нам сочинять свои загадки.- Эти загадки народные или авторские? Чем они отличаются от народных?( вспомните отличия авторских и народных сказок). С народными загадками мы работали часто и даже проводили КВН. Сегодняшний урок о загадках авторских.-Пример авторской загадки - загадка К.И. Чуковского, которую загадает М.Шулика (про Марьюшку и копеечку).Мы пробовали сочинять загадки, работая над сборниками своих загадок и в классе, и дома; и самостоятельно, и с помощью родителей.- Сегодня продолжим эту работу. - Сначала выполним задание в парах (на партах задания на волнах, облаках, тропинках). Отгадайте, признаки какого предмета написаны на вашей полоске (пока выполняются задания, я снимаю с доски и раскладываю на парты страницы с загадками. Пары читают ответы, полоски крепятся на доску под гуся, щуку, лошадку).____________________________________________________________Слетает белой стаей, сверкает на лету, тает на ладони и во рту.Белый дед, старый, горбатый, лежит всю зиму - никто не поднимет. Весна придёт - сам уйдёт.Деревянные друзья, на которых можно лететь стрелой, но не летом , а зимой.Колючая, как ёж. Зимой ходит в летнем платье. Все готовят ей наряды.Пластмассово - железный. Говорить с ним бесполезно, а все с ним часто говорят.Хобот резиновый, желудок парусиновый. Любит глотать пыль и мусор.Стоит на столе молчком, задрав носишко. Если попросят, то сразу кланяется.Ездит медленно и чинно по полотняному полю. К нему идут с морщинами и складками, а уходят красивые и гладкие.Петушок без хвоста и гребешка. Весь день молчит, только утром кричит.Светится окошко, в нём живёт вся вселенная, но понарошку.Ночью всё преобразилось, засверкало серебром.Что за чудо то светило, что нам с неба светит мило? (Николь)
С ним нельзя дружить, потому что оно не живое.Оно повторяет все твои движения. (Аня)
Летит в окно на сладкий запах. Жужжит, кружит и всем надоедает. (Артём)
Летает, но не бабочка. Светится, но не лампочка. Маленький, но не муравей. (сочинила группа « Загадочный мир»)
Кисточка в его руке, белый холст на столе.Зиму превратит он в лето, ну, скажите, кто же это? ( Вика)
Он несётся и пыхтит, он дымит и тарахтит.Возит грузы и людей по дороге из жердей. (Сергей)
Он родом из жарких стран, его обожают мартышки (Еркеназ)
Высоко живёт. От него всё растёт. (Саша)
- Следующая задача обратная: нужно выразительно прочитать загадку , назвать автора, перечислить признаки предмета, позволившие вам отгадать загадку и, если хотите, дополнить своими признаками.
3). ПРИВАЛ с литературной загадкой (страница с текстом висит).-Её нам сочинили родители Марины Шулики, она нам её и проведёт.Раз, два, три, четыре, пять,Собрался некто погулять.Одел кафтан неброский с коричневой полоской,С серым жилетом, что носит зимой и летом.Пригладил вихорок и вышел за порог.Увидел голубей круг,Расхаживающих важно вокруг.Хотел пройтись точно так,Да понял быстро, что ходить не мастак.Может только летать и прыгать,Да хвостиком ловко дрыгать.Подскакал к голубям, хлеб клюющим,И стащил у них кусок пребольшущий.Голуби кричат: « Держи вора скорей!!!»Хлеб утащил хитрец -???????????( хором).
4).Следующий этап путешествия: СОВЕТЫ СОЧИНИТЕЛЯМ.(страницы висят).-Авторы страниц с советами сочинителям презентуют свои страницы (Ваня, Еркеназ, Анна). Что могут добавить ребята?- Сравните с советами в учебнике на с. 69.Читаем по цепочке.
5). Творческий этап: Мы – авторы (висят обложки книг и чудо-дерево).-В среду в начальной школе - конкурс стихов К. И. Чуковского. К нему Еркеназ с мамой «вырастила» чудо- дерево. Сегодня на нём выросли книжки с загадками.-А мы подошли к последнему этапу: творческому. Вот обложки ваших книг( авторы встают). Сегодня добавим ещё страницу в ваши книги.- Пересаживаемся для работы в группах, открываем рабочие тетради своих групп, в которых мы работаем над этим проектом. Прошу гостей дать слово, на которое дети будут придумывать загадку. -А гостям мы тоже дадим слово. Выберите сами того, кто вам его придумает( если не захотят, раздаю страницы детских книг).- Проверка работы. Загадки доработать в группах и оформить в книжку.8. ИТОГ УРОКА.