Учебно-методическая разработка для преподавателя для проведения открытого урока по учебной дисциплине «Право»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Карталинский многоотраслевой техникум»
Учебно-методическая разработка
для преподавателя
для проведения открытого урока
по учебной дисциплине
«Право»
Тема:
«Семейные правоотношения»
для студентов технического профиля
Автор разработки
преподаватель права
Давыдова Светлана Анатольевна
Бреды
2015
Номер группы:05МО «Механизация сельского хозяйства»
Дисциплина: право.
Раздел программы: Основные отрасли права.
Тема:Семейные правоотношения.
Тип урока:использование личностно-ориентированных технологий.
Цели урока:
Образовательная:1. Выяснить совокупность правовых норм, которая регулирует отношения между людьми в связи с вступлением в брак, созданием семьи.Развивающая:2. Развивать умение пользоваться соответствующей правовой нормой при разрешении конкретной жизненной ситуации, работать в группе, анализировать источники.
Воспитательная:3. Подвести обучающихся к пониманию того, что семейные отношения должны выстраиваться на основе не только любви, но и на взаимоуважении, доверии, равенстве, иначе придётся разрешать вопросы в судебном порядке, что способствует нарушению психического и физического здоровья всех членов семьи.
Формирование общих компетенций (ОК):
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК4.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 5.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 6.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
Форма проведения урока: урок с применением ИКТ
Формы работы студентов: индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
- словесные (приёмы: беседа, дискуссия)
- практические (приёмы: решение представленной ситуации, обсуждение вопросов в группах)
- контроль (самооценка, взаимооценка, оценка преподавателя)
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока:
1.Гамола А.И. «Семейное право»
2.АРМ
3.Тестовые задания
4.Презентация урока
5.Вальс Мендельсона
Структура урока:
1.Организационный этап - 5 мин
2.Этап изучение нового материала - 40 мин
3.Этап общения и систематизации знаний - 25 мин
4.Заключительный этап - 10мин
Межпредметные связи: обществознание, история
Семья – это кристалл общества. (В.Гюго)(слайд2)
Ход занятия
Элементы внешней структуры урока Элементы внутренней структуры урока Деятельность преподавателя Деятельность
студента
1.Вводная часть
2.Основная часть
3.Закрепление изученного материала.
Рефлексия – анализ себя и собственной активности
организационный момент
1.2Выстраивание ассоциативного ряда
2.Усвоение определений по теме «Семейные правоотношения»
2.1Развитие умения работать с терминологией
2.2Формирование коммуникативной компетентности
Развитие умения определить свою позицию по проблеме, умение аргументировать
1 .Приветствие
проверка присутствующих
проверка готовности к уроку
1.2Формулирует тему занятия.
1.2Какие ассоциации у вас возникают с понятием брак?(В результате беседы идёт выстраивание ассоциативного ряда: брак - любовный союз мужчины и женщины, брачный контракт, ЗАГС, семья, право, ответственность, семейный долг, рождение и воспитание детей и т.д).На доску выводятся все названные слова. – К какой отрасли права относится данное понятие? (семейному праву)(слайд 3)
2.Дать определения понятий
Семейное право-система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.4
Семья - круг лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой.4
Источники семейного права: Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ(1996 г.) и.др.5
Нормативные акты, регулирующие семейные правоотношения
Брак- Юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.6
Бракслово образовалось от старославянского «брачите, брать»- брать на себя, отбирать, выбирать хорошее.
Найдите в Конституции РФ статьи, касающиеся семейных отношений.Равенство прав и свобод мужчины и женщины (ст.19п.3)
Равенство прав и обязанностей родителей по воспитанию детей (ст.38 п.2)
Обязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях
4.Создание семьи - ответственный шаг в жизни человека. Её создание начинается с брака.
На основании определения найдите признаки брака?
Признаки брака:
Союз мужчины и женщины
Свободный союз
Единобрачный союз
Равноправный союз
Союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа
Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности
Вопрос о субъектах семейных правоотношений изучается с опорой на схему:
Субъекты семейных правоотношений

муж и жена (родители), дети, другие родственники,
усыновители и усыновленные. (слайд 5)
Вступление в брак и расторжение брака.
Задание:опираясь на статьи Семейного кодекса подготовить ответы на вопросы:
Каковы два основных условия заключения брака?
В каких случаях брак может быть заключен в день подачи заявления?
Разрешает ли закон многоженство? Приведите положение Семейного кодекса, являющееся основанием для правильного ответа?
Каковы обстоятельства, препятствующие браку?
Какой брак считается фиктивным?
Дискуссия по теме:«Гражданский брак»
Определите ваше отношение к теме, выберите позицию «за» или «против», будьте готовы ее аргументировать
Семейное право регулирует отношения не только отношения между супругами, но и между родителями и детьми.
Права и обязанности супругов.
Данный вопрос рассматривается на основе составления схемы и привлечения материала учебника.
Права и обязанности супругов

Договорной режим имущества супругов
Брачный договор - соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке в случае его расторжения:6
а) права и обязанности по взаимному содержанию
б) способы участия в доходах друг друга
в) порядок несения каждым из них семейных расходов
г) имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака
Понятие "брачный договор" появилось в российском законодательстве сравнительно недавно. Впервые возможность заключения между супругами договора о порядке владения имуществом была упомянута в 1994 году в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 256 "Общая собственность супругов"). А в новом Семейном кодексе РФ 1996 года брачному договору уделена отдельная глава.
Права и обязанности детей:
Жить и воспитываться в семье
На общение с родителями и другими родственниками
На защиту
Выражать своё мнение
На имя, отчество, фамилию
Имущественные права
Обязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях
Решение задач, тест(см.приложение)
Определите свою собственную роль в процессе занятия:
1. Я - объект (что со мной делали?)
2. Я субъект (что я делал?)
Раскройте структуру своей учебной деятельности на данном уроке7
Подведение итогов урока, выставление оценок, комментирование работы студентов, инструктаж по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы. Приветствие педагога,
адаптация к рабочему месту
1.2Размышления студентов над поставленной темой.
Тему урока записывают в тетрадь
Запись понятий
Самостоятельная работа студентов
Заполнение схемы
Самостоятельная работа с СК РФ
Студенты заполняют данную схему
Записывают в тетрадь.
Анализируют собственную деятельность науроке, записывают и осознают домашнее задание.
Литература
1.Гамола А.И. «Семейное право», издательство Академия 2011г.
2.Грудцына Л.Ю.Большой юридический справочник для физических и юридических лиц [Электронный ресурс]. Режим доступа: books-scan.ru/7257-grudcyna-l-yu-bolshoy-yuridicheskiy-spravochnik-dlya-fizicheskih-i-yuridicheskih-lic.html
3.Данилов Е.Л. Семейные споры и комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. – М., 2010
4.Певцова Е.А Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования,издательство Академия 2013г.
5.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
6.«Семейный кодекс Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995)(действующая редакция от 20.04.2015)
7.Электронныйресурс:www.consultant
Приложение 1
1.В ходе судебного разбирательства по разделу имущества семьи Крюковых гражданка Крюкова попросила не включать в общую собственность золотое кольцо, полученную ею в наследство от деда .Как поступит суд? Свой ответ поясните.
2.Семья Петровых заключила брак 15 ноября 2011 года. В феврале 2012 года у них родилась дочь. Но семейные отношения не сложились. Муж подал заявление о расторжении брака в Суд.  Когда будет расторгнут брак?
3.Андрей и Татьяна находящаяся на 6-м месяце беременности, подали заявление в органы ЗАГСа о заключении брака, высказав просьбу об уменьшении сроков ожидания дня регистрации. Им было отказано, сославшись на срок  - 1 месяц.
4.Евгений (19 лет) и Ирина (15 лет) подали заявление о заключении брака в органы ЗАГСа. Им было отказано. Как должны поступить работники ЗАГСа?
5.Сергей и Наталья подали заявление в органы ЗАГС 15 февраля 2010 года. День регистрации брака был назначении им на 23 апреля 2010 года. В день регистрации брака Наталья оказалась в больнице. Сергей потребовал заключить брак, так как имеет нотариальную доверенность от Натальи. Как должны поступить работники ЗАГСа?
Статья 11. Порядок заключения брака
[Семейный кодекс РФ] [Глава 3] [Статья 11]1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.
При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.
При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.
2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).
Статья 13. Брачный возраст
[Семейный кодекс РФ] [Глава 3] [Статья 13]1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.
Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
Статья 11. Порядок заключения брака
[Семейный кодекс РФ] [Глава 3] [Статья 11]1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.
При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.
При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.
2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).
Ответы:
1.Драгоценности отнесут к вещам личного пользования – не делиться.
2. У мужа не примут заявление в суд т. к. ребенку меньше года. Расторжение брака возможно только по достижению ребенком 1 года
3.Неправомерно. ЗАГС  может  произвести регистрацию без сроков ожидания исходя из особых обстоятельств -  ожидаемая серьезная операция, близкое рождение ребенка.
4.Отказано правомерно, т. к Ирина (15 лет)  не достигла  брачного возраста.
5.Работники ЗАГС откажут , т.к . по закону личное присутствие сторон при заключении брака обязательно .
Приложение 2
Тест
Тестовые задания по вариантам (необходимо выбрать и отметить один или несколько правильных вариантов ответов).
1.Брачный возраст в России определён:
а. 16 лет; б. 18 лет.
2. Брак не может быть заключён между…
а. близкими родственниками; б. несовершеннолетними; в. лицами без определённого места жительства.
3. Какое из обстоятельств делает невозможным вступление в брак?
а. различие национальностей; б. одна из сторон уже состоит в браке; в. отсутствие денежных средств.
4. Согласно принципам семейного права
а. главой семьи является мужчина; б. вопрос решается по общему согласию супругов;
в. супруги обладают равными правами.
5. Брак в РФ заключается…
а. в суде; б. в церкви; в. в органах ЗАГС.
6. Над несовершеннолетними в возрасте до 14 лет устанавливается:
а. наблюдение; б. попечительство; в. опека.
7. Закончите следующее предложение: В случае если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей, закон предусматривает…
а. проведение с ними специальных разъяснительных бесед;
б. лишение родительских прав;
в. конфискацию имущества.
8. Для того, что бы приобрести полную дееспособность необходимо:
а. достичь 18 лет; б. вступить в брак; в. получить паспорт.
9. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно вправе:
а. совершать мелкие сделки; б. распоряжаться стипендией.
10. При взаимном согласии на расторжение брака и отсутствии совместных детей супруги будут разведены:
а. в суде; б. в ЗАГСе.