Конспект урока по биологии Среда обитания организмов. Наземно-воздушная среда (11 класс)









Разработка урока по биологии в 11 классе
на тему: «Среда обитания организмов.
Наземно-воздушная среда»



учителя биологии
Устиновой Юлии Дмитриевны






Тема.
Среда обитания организмов. Наземно-воздушная среда.

Цель:
сформировать основные экологические понятия: экологические факторы, среда обитания, влияние факторов среды на развитие и формирование видов живых организмов.

Задачи:
Образовательные: систематизировать знания учащихся о видах экологических факторов, основных закономерностях влияния на живые организмы; сформировать представления о среде обитания как системе, о наземно-воздушной среде обитания и экологических группах организмов относительно ведущего фактора среды.
Воспитательные: формирование экологической культуры, экологической ответственности на основе полученных экологических знаний.
Развивающие: развивать у учащихся системное мышление, умение синтезировать и анализировать полученные знания.

Тип урока:
комбинированный.

Форма проведения
Эвристическая беседа, интерактивные технологии – мозговой штурм, системный анализ; здоровьесберегающие методы – гимнастика BrainGym.

Методы:
словесные, наглядные (мультимедийная презентация).

Программные ресурсы:
офисные программы.

Оборудование:
ИКТ, учебник, раздаточный материал, презентация к уроку.

ХОД УРОКА:


Организационный момент.

Учитель.
Постановка проблемы.
«Первоначально планета была без разумной жизни, но с атмосферой, водой, растительностью и животными. Также на планете имелись моря, горы и полезные ископаемые. Затем её заселили роботы. Атмосфера и полезные ископаемые были «израсходованы»: кислород сожжён в топках, а из ископаемых роботы сделали множество себе подобных. Воду они ликвидировали специально, чтобы не ржаветь, опасаясь ливней и наводнений, а также израсходовали её на охлаждение двигателей.
В результате их деятельности планета стала представлять собой ровный серый шар, без гор, воздуха и океанов, с покрытой пылью поверхностью».
Вы, наверное, узнали описание фантастической планеты Шелезяка из повести Кира Булычёва «Тайна третьей планеты»?
Вопрос: Подумайте, чем отличаются условия среды обитания роботов на планете Шелезяка от тех условий, в которых живём мы с вами на нашей уникальной планете?


Актуализация опорных знаний.
«Мозговой штурм»
Среда обитания - совокупность условий,
в которых обитают организмы


почва
вода
почва
солнечный свет атмосфера

Учитель.
Вывод: Совокупность этих факторов составляет среду обитания. Живые организмы нашей планеты освоили четыре основные среды обитания. Как вы думаете, какие?


Тема сегодняшнего урока – наземно-воздушная среда обитания. СЛАЙД 1
Тетради: число, тема урока.
Цель: Сегодня на уроке мы с вами вспомним: что такое экологические факторы и какими они бывают, определим ведущие факторы для организмов живущих на дне воздушного океана планеты, а также для каждого из нас. СЛАЙД 2.
Экологический фактор - это


Вывод: все составляющие окружающей среды, влияющие на состояние и свойства живых организмов и их сообществ, называются экологическими факторами. СЛАЙД 3
А какие группы экологических факторов вы знаете?
(Выделяют три группы факторов: АБИОТИЧЕСКИЕ, БИОТИЧЕСКИЕ, АНТРОПОГЕННЫЕ)
На слайде представлен организм. заяц Предположите, какие факторы среды действуют на них? Какие из них являются абиотическими? Какие биотическими? Какие антропогенными? Называете фактор и к какой группе он относится. СЛАЙД 4.
Сделайте вывод. СЛАЙД 5.

Учитель.
Изучение нового материала
Как вы думаете в какой среде обитает данный организм? (наземно-воздушной)

Учитель.
Наземно-воздушная среда представляет для нас особый интерес, поскольку именно здесь на границе двух оболочек Земли обитает подавляющее большинство животных и растений.
Наземно-воздушная среда характеризуется основными абиотическими факторами. СЛАЙД 6



Характеристика абиотических факторов (в тетрадь)
Низкая плотность воздуха затрудняет поддержание формы тела и потому провоцирует образование опорной системы. Так, водные растения не имеют механических тканей: они появляются только у наземных форм. У животных обязательно имеется скелет: гидроскелет (как у круглых червей, например), или наружный скелет (у насекомых), или внутренний (у млекопитающих).
Подвижность воздушных масс обеспечивает существование аэропланктона. В его состав входит пыльца, семена и плоды растений, мелкие насекомые и паукообразные, споры грибов, бактерий и низших растений. Эта экологическая группа организмов адаптировалась благодаря большой относительной площади поверхности крыльев, выростов и даже паутины, либо за счет очень мелких размеров. СЛАЙД 7.
Жизнь на планете не возможна без солнечного света. В его спектре выделяют три участка, которые отличаются биологическим действием на организм. СЛАЙД 8
Работа с учебником.
На странице 157 характеристика участков спектра солнечных лучей. Ваше задание – прочитать и рассказать, что вы узнали об этих излучениях.
Найдите в вашем мини-словарике терминов как называются светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения.
СЛАЙД 9 По отношению к условиям освещенности растения и животные делят:
На столах среднего ряда есть табличка факультативных гелиофитов. Назовите эти растения.
Ребята, объясните, почему в холодных частях ареала чаще можно встретить темноокрашенных рептилий, в отличие от теплых регионов. Например, обитающие за полярным кругом гадюки преимущественно черные (меланисты), а на юге – светлоокрашенные.
(Черный цвет поглощает тепло, а гадюки нагревают тело на солнце, поэтому за полярным кругом гадюки темноокрашенные.)
Верно ребята. Вы знаете, что рептилии холоднокровные и темноокрашенные быстро нагреваются и становятся более активными. Главным источником тепла на Земле является солнечное излучение, поэтому свет и тепло выступают сопряжено. Тепло один из наиболее важных факторов, определяющих существование развитие и распространение организмов по Земному шару. При этом важно не только количество тепла, но и распределение его в течение суток, вегетационного сезона, года. Приход тепла к разным участкам планеты, естественно, неодинаков, с удалением от экватора не только снижается поступление его, но и увеличивается амплитуда сезонных и суточных колебаний.
Температурные пределы, в которых может протекать жизнь, составляет всего 300°, от -200°С до +100°С, но для большинства организмов и физиологических процессов этот диапазон еще уже – от 39° в море (-3,3 – +35,6°С) до 125° на суше (-70 – +55°С). Нормальное строение и работа белка осуществляются при 0-+50°С. Значение температуры заключается в том, что она изменяет скорость протекания физико-химических реакций в клетках, а это отражается на росте, развитии, размножении, поведении и во многом определяет географическое распространение растений и животных.

По отношению к температуре все организмы делятся на криофилы (холодолюбивые) и термофилы (теплолюбивые).
Криофилы не выносят высоких температур и могут сохранять активность клеток при -8-10°С (бактерии, грибы, моллюски, членистоногие, черви и др.). Они населяют холодные и умеренные зоны земных полушарий. ПРИМЕР. В условиях Крайнего Севера, в Якутии деревья и кустарники не вымерзают при – 70°С. “Рекордсмен” – лиственница даурская. За полярным кругом при такой же температуре выживают лишайники, некоторые виды водорослей, ногохвостки, в Антарктиде – пингвины. Семена и споры многих растений, нематоды, коловратки переносят замораживание до температуры близкой к абсолютному нулю (271°С). Животные больших глубин переносят температуры около 0°С.
Термофилы приспособились к условиям высоких температур, обитают преимущественно в тропических районах Земли. Среди них также преобладают беспозвоночные (моллюски, членистоногие, черви и др.), многие из которых живут только в тропиках. ПРИМЕР. Пресмыкающиеся, некоторые виды жуков, бабочек выдерживают температуру до 45–50°С. В пустыне Палестины максимальная активность у кузнечиков наблюдается при 40-градусной жаре. В горячих источниках Калифорнии при температуре 52°С обитает рыба – пятнистый ципринодон, а на Камчатке при 75–80°С живут сине-зеленые водоросли. Верблюжья колючка, кактусы переносят нагревание воздуха до 70°С.

Чтобы пережить неблагоприятные условия, живые организмы могут впадать в анабиоз.
Что такое анабиоз? (работа со словарем)

Учитель
Задание. Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела) и хладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела).
Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга, белый медведь.
Температурный режим наземно-воздушной среды изменчив. Поэтому многие обитатели суши эврибио
·нтны к этому фактору, т. е. способны существовать в широком диапазоне температур и демонстрируют весьма различные способы терморегуляции.
Найдите в ваших словариках определение терморегуляции и запишите его в тетрадь.
5.Влажность. В процессе эволюции у растений и животных выработался многочисленные сложные приспособления, позволяющие поддерживать водный баланс и обеспечивать экономное расходование воды. Растения пустынь и степей приспособились к острому дефициту влаги, болотные и влажно-тропические растения – к избытку, а лесным видам необходима высокая влажность воздуха и умеренная влажность почв. Как и в отношении остальных факторов, эти приспособления-адаптации группируются в анатомо-морфологические, физиологические и поведенческие. Источниками влаги для растений служат запасы ее в почве и атмосфере (осадки, туманы, конденсаты), для наземных животных – вода в водоемах, водяные пары в атмосфере и сочная пища. Влажный воздух обладает хорошей теплопроводностью.
Найдите в учебнике примеры приспособлений
6. Газовый состав.
Давайте вспомним, какие газы являются главными составляющими нижних слоев атмосферы). ( кислород-21%, углекислый газ – 0.03%, азот – 78%).
Газовый состав наземно-воздушной среды отличается высоким содержанием кислорода: оно более чем в 20 раз выше, чем в водной среде. Это позволяет животным иметь очень высокий уровень обмена веществ. Поэтому только на суше могла возникнуть гомойоте
·рмность способность поддерживать постоянную температуру тела, в основном, за счет внутренней энергии. Благодаря гомойотермности птицы и млекопитающие могут сохранять жизненную активность в самых суровых условиях

Гимнастика для мозга BrainGym.


Закрепление изученного.
Метод «Микрофон».
Что такое экология?
Кто предложил термин «Экология» и когда? (Геккель, 1866 год)
Что такое экологические факторы?
Какие группы экологических факторов вы знаете?
Какие основные среды обитания освоили живые организмы планеты Земля?
Перечислите основные факторы наземно-воздушной среды.



Домашнее задание.
П. 25, с. 156-160, заполнить таблицу (наземно-воздушная среда), Креативное задание.


Рефлексийная анкета.


Подведение итогов и оценивание.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15