Методическая разработка по теме Приемы смыслового чтения на уроках математики
Приемы смыслового чтения на уроках математики
Е.Н. Денисова, учитель математики
МБОУ «Школа № 61»
Чтение сегодня, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования. Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий: Это означает, что на каждом предмете, в том числе и на уроках математики, должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.
Тексты, с которыми встречаются учащиеся при обучении в школе, можно разделить на художественные и нехудожественные тексты.
По своей структуре тексты бывают сплошные и несплошные.
К сплошным текстам относятся:
- описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);
- повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция и т.д.);
- рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).
К несплошным текстам относятся: графики, диаграммы, схемы, таблицы, план помещения и т.д.
На уроках математики нам встречаются и сплошные тексты (статья в учебнике), и чаще всего несплошные.
При работе с текстами веду работу в двух основных направлениях:
Работа с объяснительным текстом учебника.
Работа с текстом при решении текстовых задач.
Работа с объяснительным текстом учебника
Работа с текстом состоит из трёх этапов:
1 этап – Работа до чтения.
В начале урока можно предложить игру «Попробуй найти!», в ходе которой учитель сообщает классу название параграфа. Ученики должны быстро с помощью оглавления найти данный раздел учебника и зачитать несколько строк из него. Во время игры развиваются внимательность, быстрота реакции, ориентация в логическом изложении математического материала в учебнике. Большим «плюсом» в работе с книгой станет то, если учащимся не составит труда по заголовку рассказать о том, что сегодня будет изучаться.
Следующий приём, который учитель может использовать на этом этапе работы с книгой – это приём «Банк гипотез». Этот приём состоит в том, что ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться в некий виртуальный банк. Можно предложения учеников записать на отдельных листочках, сложить в коробочку (банк). Этот приём научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно – исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.
Приём «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?» может использоваться в начале урока, после сообщения темы, когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему. В начале изучения темы «Параллелограмм» можно предложить учащимся поиграть в игру «Верю - не верю»:
- Параллелограмм – это фигура с четырьмя тупыми углами.
- Диагонали параллелограмма равны.
- Противоположные стороны равны и параллельны.
- Диагонали параллелограмма пересекаются под прямым углом.
- Сумма двух соседних углов параллелограмма равна 180(.
- Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
2 этап – Работа с текстом учебника непосредственно.
Это само чтение. Тут необходимо подчеркнуть, что работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а впоследствии они сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника, параграфа, главы.
Основными целями чтения параграфа учебника могут быть:
- знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста,
- понимание информации,
- запоминание,
- использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях,
- подтверждение изученного или того, что знали ранее,
- отыскание примеров,
- подтверждение научных фактов,
- работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).
В зависимости от поставленной цели учитель должен организовать чтение параграфа одним из способов (опережающее чтение, углубленное чтение, выборочное чтение, чтение-сканирование, чтение вслух, чтение про себя, чтение по ролям, чтение-изучение, выборочное чтение, просмотр).
Для лучшего понимания прочитанного текста учебника можно использовать методический прием – «Инсерт». Технически он достаточно прост. Прием «Инсерт» - это маркировка текста по мере его чтения. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Знак
Значение знака
V
отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику
+
отмечается новое знание, новая информация
отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе
?
отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее
Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому».
Пример заполнения таблицы по теме «Многоугольник»
V
+
-
?
Многоугольник
Вершина многоугольника
Периметр многоугольника
Диагональ многоугольника
Угол многоугольника
Противоположные стороны, вершины многоугольника
Внутренняя, внешняя область многоугольника
Выпуклый многоугольник
(п-2)*1800
Определение многоугольника
Не понял как получили формулу
Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно школьники без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном тексте, сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него. Данный прием применяется для стимулирования более внимательного чтения.
Не простым, но в то же время необходимым способом получения информации из текста является составление плана прочитанного. Удачно составленный план говорит о конечном итоге, об умении анализировать текст, о степени усвоения содержания. По плану ученикам будет легко восстановить в памяти содержание прочитанного.
Еще одним способом обработки информации из текста является составление тезисов. Тезисы – это основные положения текста, которые доказывают, объясняют, поясняют материал в тексте. Если в плане в определенной последовательности даются только названия основных объектов в виде заголовков, то при составлении тезисов в той же самой последовательности даётся само содержание этих объектов.
3 этап – Работа после чтения.
После чтения параграфа или главы из учебника ученики должны обязательно высказать свое отношение и свои мысли о прочитанном, дать свою характеристику, привести свои примеры. Важно, чтобы ученики смогли сопоставить прочитанное с тем, что уже знали.
После изучения на уроке темы даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на «Дерево знаний» (изображение на листе ватмана или на школьной доске). В начале следующего урока ещё раз прочитывается текст учебника, после чего с «Дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них. Такая работа развивает самостоятельность мышления, речевые умения и снижает утомляемость.
Мощным визуальным инструментом развития перечисленных умений и навыков являются разнообразные графические схемы - разновидность информационных моделей, навыки построения и исследования которых в наши дни относятся к разряду общеучебных.
«Кластер» - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. «Кластер» является отражением нелинейной формы мышления. При построении «кластера» в центральном овале располагается ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы. В овалах второго уровня – понятия, раскрывающие смысл ключевого, а в овалах третьего уровня идет детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне. В итоге получается структура, которая графически отображает информационное поле данной темы.
Пример «Кластера» по теме «Квадратные уравнения»
«Денотатный граф» - способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Правила построения:
- Выделите ключевое понятие и проанализируйте его существенные признаки. Впишите ключевое понятие в верхний прямоугольник.
- Как можно более точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие и его существенные признаки, отражающие движение от понятия к его существенным признакам. Это могут быть самые разнообразные глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение понятия. Впишите глаголы в прямоугольники второго уровня.
- Конкретизируйте в прямоугольниках следующего уровня смысл выбранных вами глаголов для более полного раскрытия ключевого понятия.
- Следите за чередованием имени (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи) и глагола.
- Проверяйте каждый блок включенной в граф информации с целью исключения возможных ошибок, несоответствий и противоречий.
Кроме графических схем в процессе осмысления прочитанного текста очень неплохо зарекомендовали себя приёмы «Кубик Блума» и «Синквейн».
«Кубик Блума». На гранях кубика написаны начала вопросов:
«Почему»,
«Объясни»,
«Назови»,
«Предложи»,
«Придумай»,
«Поделись»
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
К примеру, вопрос, начинающийся со слова «Назови» может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний.
Вопросы, начинающиеся со слов «Почему» соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением.
Отвечая на вопрос «Объясни» ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.
И, конечно же, задания «Предложи», «Придумай», «Поделись» направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.
Вполне очевидно, что банальная зубрёжка не поможет ученику результативно усвоить учебный материал. Возможны два режима использования данного приёма: учитель задает соответствующие вопросы, ученики формулируют вопросы. Причём можно заметить, что не только гораздо легче ответить на вопросы репродуктивного характера, но и сформулировать их. Сложнее сформулировать вопросы, направленные на поиск причинно-следственных связей. Еще сложнее сформулировать вопросы-задания, начинающиеся со слов «Предложи», «Придумай», «Поделись».
«Синквейн». Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности. Структура «синквейна»:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).
Движение
Встречное Противоположное
Читать Чертить Решать
Знаю формулу для решения
S=V
· t
Текст учебника математики отличается от других учебников еще и тем, что он насыщен формулировками. Дети с большим трудом запоминают формулировки теорем, правил и алгоритмов выполнения того или иного действия, они их не учат дословно, упуская порой важные слова или искажая смысл. Из-за этого у ребенка возникает неверное ощущение, что он все выучил хорошо, верно привел формулировку, и, как результат, обида на учителя, который снизил оценку. Для заучивания формул и правил можно использовать следующие приемы работы с текстом:
- текст правила разрезать таким образом, что на каждом элементе было не больше трех слов, знаки препинания, формулы, перемешать их и собрать заново;
- заполнение пропусков в доказательстве или решении задачи;
- исправление деформированного текста (из текста выбрасываются некоторые слова и предлагается их восстановить или в текст вводятся лишние слова и предлагается их исключить).
А можно использовать мнемоническими правилами.
Мнемоника - искусство запоминания - помогает выучить громоздкие формулы или правила, переводя их на язык смешных ассоциаций, созвучных фраз или стихов. Мнемонических правил много Можно использовать готовые, а можно придумывать самим. Например, чтобы запомнить значение числа ( в виде десятичной дроби использую следующее двустишие:
Это я знаю и помню прекрасно:
Пи - многие знаки мне лишни, напрасны.
Число букв в каждом слове дает соответствующую цифру в десятичном представлении числа ( ( 3,14159265358.
Или для запоминания определения биссектрисы угла – стихотворение про «крысу».
Работа с текстом при решении текстовых задач
Текстовые задачи всегда относились к заданиям, наиболее сложным для овладения учащимися, поскольку, в отличие от конкретных заданий, решение которых выполняется по вполне определенному алгоритму, требуют содержательного осмысления. Одним из приёмов развития смыслового чтения - составление краткой записи условия задачи.
Форму краткой записи я условно подразделяю на три способа:
схема;
ключевые слова с указанием связей;
таблица.
Схемой удобно решать задачи на отношения между величинами, которые выражены словами «в раз меньше (больше)», задачи на части. В этом случае меньшую величину обозначают какой-нибудь фигурой (круг, квадрат, отрезок и пр.), а остальные величины соответствующим количеством фигур, исходя из условия задачи.
Если схема составлена, то задача решается действиями, без использования стандартного в таких случаях, алгебраического метода.
Использовать ключевые слова с указанием связей между величинами удобно при решении задач на нахождение дроби от числа и целого, по значению его дроби. Сначала выписываются ключевые слова в задаче, затем по тексту находятся известные величины и записываются к соответствующим ключевым словам, если величина неизвестна, то ставится знак «?». Затем с помощью стрелок указываются связи между данными ключевыми словами.
Использование таблицы при составлении краткой записи применяю к задачам на движение и на работу. Основные особенности предлагаемого подхода связаны с тем, что главная задача сфокусирована на тщательном прочтении предлагаемого текста. Чтобы чтение стало осмысленным, необходимо чтобы оно сопровождалось дополнительным заданием, например, выбором ключевых слов, поэтапным заполнением таблицы. Данные приёмы развивают в ученике навык работы с письменным текстом, учат анализировать данные, логически структурировать информацию, выбирать главное, а также повышают качество учебной деятельности в целом.
Научить школьника приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научить ученика самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.
Рассмотренные приёмы работы с текстом учебника обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизирует умственную деятельность учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.
Библиографический список
Н.Н. Сметанникова Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М.: Баласс, 2011 г.
А. И. Люберанский Формулы и мнемонические правила. Журнал «Математика в школе» № 6, 1999 г.
О.В. Соболева Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст. – М.: 2012 г.
Г.Г. Граник Как учить работать с книгой. – М.: 2007 г.
15