Описание слайдов к выступлению по теме: Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики
Слайд1.
Добрый день, уважаемые коллеги.
Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютера, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость обучающегося влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые.
Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией.
Слайд 2
Проблема обучению смысловому чтению становится наиболее актуальной в связи с процессами модернизации образования в РФ приоритетными направлениями в образовательной деятельности, отраженными в нормативных документах на Федеральном уровне. Современный ребенок в первом десятилетии 21 века значительно изменился. « Он обладает системно-смысловым типом сознания, у него преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и переработки текстовой информации уже на начальных этапах обучению чтения». Как вовлечь обучающихся в процесс активной деятельности, самостоятельного поиска, пробудить у них интерес к предмету? Все эти вопросы задаю себе, планируя урок. Для решения этой задачи предназначена одна из дисциплинарных программ реализующаяся в стандартах второго поколения – стратегия смыслового чтения.
Слайд 3
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
Слайд 4-по тексту слайда
Слайд 5
Умения и навыки работы с книгой обучающийся должен приобрести в школе. Перед нами стоит задача: «Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника». Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем этапам: до чтения, во время чтения и после чтения.
Текст учебника математики отличается от других учебников еще и тем, что он насыщен формулировками. Дети с большим трудом запоминают формулировки теорем, правил, они их не учат дословно, упуская порой важные слова или искажая смысл. Из-за этого у ребенка возникает неверное ощущение, что он все выучил хорошо, верно привел формулировку, и, как результат, обида на учителя, который снизил оценку
Слайд 6
1-этап работа до чтения
Здесь проходит работа с заголовком параграфа или главы. На этом этапе необходимо внутренне включить каждого ребенка в чтение. Большим «плюсом» в работе с книгой станет то, если обучающимся не составит труда по заголовку рассказать о том, что сегодня будет изучаться. Вся эта предварительная работа должна настроить обучающихся на дальнейшее приобретение знаний, т.е. должна послужить внутренним мотивом и затем помочь обучающимся выделить главное в тексте.
Слайд7
Чтобы научить школьников самим составлять вопросы к тексту, я стараюсь задавать по каждой части текста : «Что в этом фрагменте текста нового? Какие слова непонятны? Что кажется наиболее важным? Что надо обязательно запомнить?». Заметим, что после каждого параграфа в учебниках имеются вопросы к параграфу.
Слайд8
. Для заучивания формулировок можно использовать несколько приемов работы с текстом учебника.
Игра «Угадайка», Класс делится на 2 команды: одна начинает читать по учебнику любую часть правила (любые три слова), а вторая должна быстро отыскать в тексте учебника всю формулировку правила.
Слайд9
Чтение по ролям
Остальные же слушают и внимательно следят по тексту учебника, после представления свойств ученики могут задать вопросы «геометрическим фигурам», те в свою очередь при ответе могут пользоваться текстом учебника.
Слайд 10
Для обучения учеников самостоятельному чтению учебника математики можно предложить памятки, которые следует применять при работе с учебником, как на уроках, так и при выполнении домашнего задания
Слайд 11
В зависимости от темы составляются вопросы, находятся ответы. Работа с вопросами в конце текста поможет подвести итог урока и вновь осуществить повторение изученного теоретического материала. Мы должны показать обучающимся, что при выполнении домашнего задания сначала необходимо повторить объяснительный текст учебника и ответы на вопросы к нему и только после этого приступать к выполнению письменного задания.
Слайд 12
“ кто что понял?”
В основе работы по данному варианту дети читают одинаковые тексты. Они слушают первого отвечающего. Он рассказывает, что понял из текста, что его особенно заинтересовало, что осталось непонятным. Затем выступает другой обучающийся. Он уже не пересказывает текст, а высказывает свои соображения по поводу предыдущего выступления. Он может исправить предыдущего ученика, высказать свое мнение или согласиться. Следующий может попытаться ответить на вопросы, заданные предыдущим рассказчиком, согласиться или не согласиться с его оценками, выразить свой интерес, понимание или непонимание. По окончанию работы дети делают выводы: “Ответ помог мне разобраться в тексте, я раньше не понимал, а теперь”, “мне осталось неясным после сообщения , как”. Продуктом такой работы может быть, например, список вопросов к автору текста, на которые учащиеся не смогли ответить самостоятельно.
Слайд 13
Применения элементов технологии развития критического мышления (ТРКМ), позволяет так же реализовать идеи Стратегии смыслового чтения на уроке математики. Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
Приведу примеры, используемых мною приёмов.
Учить выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними результативно при помощи кластера. Кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке. Предлагаю детям прочитать изучаемый материал, записать или зарисовать в середине листа основное слово (идею, тему), а по сторонам от него зафиксировать связанные с ним понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или работая в парах, группах, обучающиеся наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.
Составление кластера позволяет обучающимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Этот приём я использую как на этапе формирования новых знаний, так и при систематизации знаний. На заключительной стадии урока метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
СЛАЙД 14Приём КЛАСТЕР
Слайд 15-16
Прием «Ассоциативный куст»: пишем ключевое слово или заголовок текста, обучающиеся один за другим высказывают свои ассоциации, я записываю. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность обучающихся, настроить их на работу.
Можно при чтении текста делать остановки и выполнять заполнение по ходу чтения.
Слайд 17-18
(маркировка текста по мере чтения).
Этот приём формирует умение классифицировать и анализировать информацию, выделять новое. Этот приём я использую в классной и домашней работе, т.к. работа индивидуальная. Обучающиеся делают пометки в тексте: знают – «+»; новое – « - »; не понял, есть вопросы, проблема «?». Именно, с этой проблемы начинается изучение нового материала.
Применение этого приёма для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
Этот приём дает возможность создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а обучающемуся – классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.
Обычно достаточно интересным в этом приеме является знак “вопрос”. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать, что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается “за кадром”. А это стимулирует обучающихся к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации. Технологический прием “Инсерт” и таблица “Инсерт” делают зримыми процесс накопления информации, путь от “старого” знания к “новому”. Приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое. В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием “Маркировочная таблица” позволяет проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке один - два тезиса или положения.
Слайд 19-21
Слово “синквейн” происходит от французского “пять”.
Приём с использованием СИНКВЕЙНА развивает умение обучающихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Синквейны полезны обучаещемуся в качестве инструмента для синтезирования сложной информации,а учителю – в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа обучающихся. Синквейн – резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Использовать синквейны можно при изучении любой темы
Слайд 22-23
Толстые и Тонкие вопросы
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики.
Эта стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Слайд-24
хочется подчеркнуть, что переход к работе в условиях нового стандарта сделал вновь актуальными вопросы развития мыслительной культуры – умений анализировать информацию, структурировать ее в зависимости от целей использования и критического осмысления полученных результатов. Именно за эту культуру ума всегда боролось математическое сообщество. В последние годы появилось много диагностического материала для мониторинга умений работы с математическим текстом. Это задачи реальной математики ОГЭ и
Слайд 25-26
Приём «Составление краткой записи задачи» .
Знакомство с приемами решения задач - основной источник для развития УУД на уроках математики. В результате анализа задачи текст выступает как совокупность определенных смысловых единиц. Чтобы можно было работать только с существенными смысловыми единицами, текст задачи записывается кратко с использованием условной символики. Этот приём формирует умение целенаправленно читать текст задачи, задавать проблемные вопросы и вести обсуждение в парах.
Формы краткой записи, используемые мной: схема, таблица, ключевые слова.
Схема используется при решении задач на отношения между, задач на части Таблица – при решении задач на движение, работу и проценты Этот приём я использую при отработке новых знаний, на этапе формирование способов действий.
Слайд 27-28
Для анализа отношений и связей между данными задачи, текст переводится на язык графических моделей - чертежа, схемы, графика, таблицы, символического рисунка, формулы, уравнений и др. Перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношения, которые с трудом вычленяются при чтении текста.
Таким образом, решение даже обычной школьной задачи формирует умения смыслового чтения.
Слайд 29
Решение контекстных задач, которые в методической литературе принято называть практико-ориентированными – это один из приёмов развития смыслового чтения, вовлечения, обучающихся в процесс активной деятельности. В задаче описывается некоторая жизненная ситуация.
Данные задачи заставляют проанализировать ситуацию, которая вполне может возникнуть в жизни обучающихся. Проверяют умение проводить вычисления, включая округление и оценку результатов действий. При делении получается число, которое по правилу округляется в сторону недостатка. Но, исходя из контекста задачи, округление производим с избытком.
Слайд 30
Если невнимательно прочитать условие и не отделить условие задачи от вопроса, не оценить критически полученный результат, то обучающиеся не сделав проверку, дают неверный ответ. Казалось – бы, так просто, а фактически сложно, потому, что из - за простоты мы не обращаем внимания на подобные мелочи.
Слайд 31
Казалось бы, проще задачи не придумаешь, 20:3. Но нацело не делится, значит нужно вернуться и проанализировать текст задачи с точки зрения бытовой применимости. Те дети, которые не умеют этого делать, получают один из ответов: 6 палатки или 6 палаток. При этом они совершенно не задумываются, что два туриста будут ночевать либо под открытым небом, либо прикрываясь частью брезента, оторванной от целой палатки. Развитие математической грамотности обучающихся напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения. Чтобы справиться с решением задачи, дети должны:
- осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;
- уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;
- уметь критически оценивать данную информацию;
- уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.
СЛАЙД 32
Приём на выход проектных работ
умение структурировать материал;
обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите я нахожу в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности обучающихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Организация обучения по формированию исследовательской деятельности ведет к развитию познавательных потребностей и способностей обучающихся, приобретению специальных знаний, необходимых для проведения исследования.
В соответствие с требованиями ФГОС, обучающиеся в основной школе должны обладать регулятивными умениями поиска решения задач. Внеурочные занятия «Как решать задачу?» должны вернуться в практику школы.
Слайд 33
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»).
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы
Уточняющие вопросы
Интерпретационные (объясняющие) вопросы.
Творческие вопросы.
Оценочные вопросы.
Практические вопросы
Слайд 34
Работа в данном направлении обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизируют умственную деятельность обучающихся, прививает интерес к изучаемому предмету.
Слайд 35 Приём «Ключевые слова» Это слова, по которым можно составляем рассказ, задачу или определения некоторого понятия.
Слайд 36
Прием “Верные или неверные утверждения Этот приём формирует умение анализировать информацию, умение оценивать факты, умение отражать своё мнение.обучающиеся выражают своё отношение к ряду утверждений по правилу: верно - «+», неверно - «- ». Этот приём я использую на этапе актуализации знаний, устранения пробелов.
Слайд 37
Приём «Верите ли вы»
Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.
Проводится в начале урока, после сообщения темы.Затем просим детей установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. Вопросы могу задавать я или обучающиеся при проверке правил д/з.
Слайд 38
Данные приёмы помогают мне развивать логическое мышление, мотивировать обучающихся не только для работы на уроке, но и формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о её значимости для развития цивилизации
Учитывая стратегии и приёмы современных подходов к чтению, могу порекомендовать учителям предметникам следующее:
выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения обучающимися нового материала;
формировать у школьников интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;
определять характер деятельности различных групп обучающихся при работе с учебником;
предвидеть возможные затруднения обучающихся в тех или иных видах учебной деятельности;
повышать уровень самостоятельности обучающихся в чтении по мере их продвижения вперед;
организовывать различные виды деятельности обучающихся с целью развития у них творческого мыщления;
обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.
Применение приёмов технологии развития критического мышления позволяет формировать культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, развитие критической позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе, т.е. формировать «человека думающего». Обучающийся становится субъектом учебно-познавательной деятельности, у него развиваются мыслительные умения, необходимые для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.
Слайд 39
Мы готовим детей к переводным экзаменам, ОГЭ и ЕГЭ, но при этом забываем, что самый главный экзамен на зрелость наших выпускников – жизнь. Как сдадут его наши ученики? Очень хочется верить, что успешно. А для этого наши уроки должны стать уроками жизни.
15