3 кл. Занятие по внеурочке Я — наследник великой победы
Внеурочная деятельность в третьем классе.
Направление: социальное
Вид деятельности: социальное и художественное творчество
Кружок «Волшебный карандаш»
Тема: «Я – наследник Великой Победы.
Восприятие произведений разных видов искусства».
Цель занятия и ожидаемый результат:
Восприятие произведений разных видов искусства. Обсуждение, построенное на сравнении, нахождении общего и особенного в каждом виде искусства. Выделение эмоционально-образных характеристик произведений музыки, поэзии, живописи, графики, ДПИ. Использование музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.
Задачи:
Предметные УУД:
воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства;
выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства;
выполнять цветы в технике бумагопластики и украшать портрет фронтовика.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет;
- уметь самостоятельно строить творческую деятельность, уметь организовать место занятий;
Коммуникативные УУД:
выражать свое мнение о видах искусства;
принимать активное участие в различных видах совместной деятельности
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Регулятивные УУД:
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы с учетом характера сделанных ошибок;
Личностные УУД:
эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания;
первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества.
Задание:
Выполнить цветы гвоздики в технике бумагопластики и украсить портрет фронтовика для проекта «Бессмертный полк»
Материалы для учащихся:
Красные и белые цветные столовые салфетки, степлер, зеленая бумага, клей, портреты фронтовиков.
Материалы для учителя:
зрительный ряд: презентация, работы учителя в технике бумагопластики;
литературно-музыкальный ряд: видеоролик песни «Ехал я из Берлина», стихотворение Н Майданик «Нашей победе 70 лет», А. Терновский Погибшим и живым.
Оборудование к уроку:
Ноутбук, проектор, интерактивная доска, документ камера.
Слайд 1.
Майское утро,
Солнечный свет,
Нашей Победе
70 лет!
Красных тюльпанов
Алое пламя,
Как над Рейхстагом
Красное Знамя!
Битвы, походы –
Всё пережито,
Радость Победы!
Нет! Не забыто!
Мирное утро,
Солнечный свет,
Нашей Победе –
70 лет!
Н. Майданик- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу поздравить вас с наступающим праздником 70-летием Великой Победы! Через два дня все мы отправимся на парады и митинги, посвященные этому событию.
70-й раз День Победы празднует наша страна. И сегодня, так же как и много лет назад, этот праздник останется радостным и трагическим.
Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую мы за неё заплатили.
Ребята! А вы знаете, как праздновали день Победы в далёком 1945-ом году? Как вы думаете, откуда мы можем узнать об этом?
Спросить у ветеранов, у родителей, у бабушек и дедушек, из фильмов, из книг, из Интернета…
- Я предлагаю вам послушать одну из первых песен, посвященных этому событию. Но сначала послушайте воспоминания автора песни. Вот что рассказывал об обстоятельствах создания этой песни автор ее слов, поэт Лев Иванович Ошанин.
"Однажды утром я услышал, что наши части находятся на подступах к Берлину. И ощущение Победы, большой, долгожданной Победы, стало зримым, вошло в душу, отодвинуло все беды и печали войны. И я представил себе нашего парня, еще почти мальчишку, но уже зрелого солдата, человека, спасшего родную землю, и человека, у которого все впереди. И я увидел этого парня в его счастливом звонком полете домой, и сама собой пришла емкая и гордая строчка - "Ехал я из Берлина".
Эту строчку я носил с собой всюду, никому не рассказывал о ней. А песню не писал, не имел права, пока Победа не стала свершившимся фактом. И когда она пришла, я сразу легко начисто написал песню. Мне показалось, что по характеру "Ехал я из Берлина" наиболее близка солнечной палитре Дунаевского. Мы с ним давно собирались что-нибудь написать. И я отнес песню ему..."
Она стала по существу одной из первых песен Победы. В народе песню "Ехал я из Берлина" помнят и поют в первозданном виде, какой была она написана семь десятилетий назад.
Видеоролик песня «Ехал я из Берлина»
- Что почувствовали вы, посмотрев видеоролик?
Радость, гордость…
- Что помогло вам ощутить радость Победы, гордость за советских солдат?
Веселая песня, картины художников…
Записываю на доске высказывания детей по возможности столбиками о картинах и о чувствах
- Молодцы, ребята! Вы все правильно увидели и услышали и почувствовали! А теперь я предлагаю послушать стихотворение Возвращались солдаты с войны Слова Л. Мартынова (выходят дети, читают)
Слайд 2.
Возвращались солдаты с войны.
По железным дорогам страны
Слайд 3.
День и ночь поезда их везли.
Гимнастерки их были в пыли
Слайд 4.
И от пота еще солоныВ эти дни бесконечной весны.
Слайд 5.
Возвращались солдаты с войны.
И прошли по Москве, точно сны,—
Слайд 6.
Были жарки они и хмельны,
Были парки цветами полны.
Слайд 7.
В Зоопарке трубили слоны,—
Возвращались солдаты с войны!
Слайд 8.
Возвращались домой старики
И совсем молодые отцы —
Слайд 9.
Москвичи, ленинградцы, донцы...
Возвращались сибиряки!
Слайд 10.
Москвичи, ленинградцы, донцы...
Возвращались сибиряки!
Слайд 11.
Возвращались сибиряки —
И охотники, и рыбаки,
Слайд 12.
И водители сложных машин,
Слайд 13.
И властители мирных долин,—
Слайд 14.
Возвращался народ-исполин...
Возвращался? Нет! Шел он вперед!
Слайд 15.
Шел вперед победитель - народ!
Отключаю презентацию
- Спасибо, ребята, садитесь!
- Я снова задаю вам вопрос: что почувствовали вы, прослушав стихотворение?
Радость за то, что возвращались солдаты с войны домой.
Записываю на доске высказывания детей
- А что помогло вам испытать чувства радости, гордости, о которых вы говорили?
Песня, музыка, стихи, картины, фотографии
- Как можно назвать все, что вы перечислили?
Произведения искусства, виды искусства.
- О чем рассказали вам произведения разных видов искусства?
Произведения разных видов искусства рассказали о Победе
- А теперь скажите, какие из произведений искусства вы восприняли наиболее близко? Что вам больше понравилось и почему?
Рассказывают и объясняют почему
- Итак, мы с вами прослушали песню и стихотворение, посмотрели картины и фотографии, посвященные дню Победы. А теперь скажите, как вы думаете какая тема нашего занятия?
Разные виды искусства, рассказывающие о Победе.
Предложения детей записываю на доске, затем переключаюсь на презентацию Слайд 16.
«Восприятие произведений разных видов искусства»
- Ребята, а лично вас это событие – Победа в Великой Отечественной войне как-нибудь касается?
Мои родственники воевали. Мне родители рассказали о них. Мы сделали фотографию. Мы написали рассказ для книги.
- Для чего вы все это делали.
Для того, чтобы знать, чтобы помнить.
- Правильно, для того, чтобы помнить и рассказать когда-нибудь своим детям, потому что вы - наследники Великой Победы, вы будете хранить и передавать правду о Великой Отечественной войне и о Великой Победе. Щелчок
В исполнении Кати Голованевой послушайте стихотворение Виктора Турова Дедушкин портрет
Бабушка надела ордена
И сейчас красивая такая!
День Победы празднует она,
О войне великой вспоминая.
Грустное у бабушки лицо.
На столе солдатский треугольник.
Дедушкино с фронта письмецо
Ей читать и нынче очень больно.
Смотрим мы на дедушкин портрет
И разводим ручками с братишкой:
- Ну какой, какой же это дед?
Он же ведь совсем ещё мальчишка!
- Спасибо, Катя, садись!
Ну, а теперь мы с вами займемся творчеством.
На прошлом занятии мы с вами говорили о символах Победы, назовите их.
Георгиевская лента, голубь мира, красная гвоздика.
Слайд 17.
- Голубя мира мы с вами уже сделали. Сегодня я предлагаю сделать по два цветочка красной гвоздики.
Показываю технику выполнения через документ камеру.
Для этого мы берем красные салфетки, обводим по трафарету и вырезаем кружочки. Степлером в центре кружочка делаем крестик. По краям делаем надрезы.
Теперь берем зеленую бумагу, отрезаем полоску, складываем в несколько раз и вырезаем листочки. У гвоздики они тоненькие и длинные. Приклеиваем листочки к красным кружочкам. Выполняем второй цветок.
Теперь готовые символы приклеим к фотографии и распушим гвоздичку.
Отключаю документ-камеру, включаю презентацию
Скажите, сегодня мы с вами занимались какой работой? Что мы делали?
Украшали
- Правильно, украшали т.е. декорировали, выполняли декоративную работу. Декоративно-прикладное искусство – это еще один вид искусства, который нам поможет подготовиться к празднованию 70-летия Великой Победы.
А теперь я прошу вас всех выйти и встать в круг.
Слайд 18.
Рефлексия:
- Я прошу вас рассказать о тех людях, портреты, которых вы держите в руках.
Рассказы детей
- Ребята, вам нравятся ваши работы? Скажите, для чего мы с вами это все делали.
9 мая пойдем на демонстрацию, примем участие в акции «Бессмертный полк».
- Вы это делали только по приказу ради участия в акции? Вам лично каждому это для чего?
Я буду помнить о своих родственниках-фронтовиках, я горжусь Победой нашего народа.
- Что нового вы узнали, готовясь к празднованию 70-летия Победы?
Что мои родственники тоже воевали во время Великой Отечественной войны, мы узнали их имена, где они воевали, какие награды имели…
- Я очень рада, что готовясь к этому замечательному празднику, вы так много узнали о той далекой, такой страшной Великой Отечественной войне. Вы проделали такую огромную работу, собирая сведения о родственниках-ветеранах той войны. И вы выполнили такие замечательные работы, с которыми отправитесь на демонстрацию 9 Мая.
Слайд 19.
Закончить урок мне хочется стихотворением А. Терновского
Погибшим и живым
Погибшим –
Быть бессменно на посту,
Им жить в названьях улиц и в былинах.
Их подвигов святую красоту
Отобразят художники в картинах.
Живым –
Героев чтить, не забывать,
Их имена хранить в бессмертных списках,
Об их отваге всем напоминать
И класть цветы к подножьям обелисков!
Слайд 20.
На этом наше занятие закончено, до встречи на празднике, до свидания!