Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе Мой помощник — светофор (старшая группа)

Ховатова Т.С.
Методическая разработка занятия
Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе ДОУ
«МОЙ ПОМОЩНИК - СВЕТОФОР!»
Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.
Задачи:
Образовательная:
- продолжать знакомить с элементами дороги;
- совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;
- продолжать закреплять правила поведения на проезжей части;
- развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;
Развивающие:
- развивать у детей азы дорожной грамоты, расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора;
- развивать интерес к искусству аппликации, формировать умение аккуратно пользоваться клеем
-Воспитательная:
- формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;
- формировать желание соблюдать правила дорожного движения.
Активизация словаря: Закрепить в речи детей слова: пешеход, светофор, регулировать.
Методы и приемы: игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.
Оформление: На доске плакат, изображающий светофор, на полу зебра, нарисованная детьми на предыдущем занятии, на маленькой доске плакат из №9, 2009 года пособия «Путешествие на Зеленый свет».
Оборудование: машинки, мяч, большие круги из цветной бумаги (красного, желтого и зеленого цвета), черные прямоугольники и кружки разного цвета (в том числе: красный, желтый, зеленый), клей для каждого ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, представляете нас пригласили в город на Новогодний праздник к Деду Морозу и Снегурочке. Вам нравиться такая идея? (Да.)
Воспитатель: Только мне ребята страшно с вами туда ехать, ведь в городе много машин на дорогах. Как вы думаете, какие опасности нас могут ожидать? (могут задавить, можем потеряться, может случиться авария...)
Воспитатель: Правильно, все это очень опасно, но что же нам делать, ведь в город хочется?! (надо быть осторожными, слушаться)
Воспитатель: Как вы думаете, а существуют ли специальные правила, которые бы нам помогли избежать неприятностей? (Да) А вы знаете их? (Да, нет, нужно слушаться, идти рядом, держаться за руку...)
Воспитатель: Молодцы, но этого мало... Вот как мы будем переходить дорогу? («посмотрим, машин нет и перейдем», «очень быстро», «осторожно», «все вместе», «по специальной дорожке»)
Воспитатель: А как называется дорожка по которой можно пешеходу перейти улицу? (пешеходный переход) Молодцы, вы запомнили это название, а еще его называют зеброй. А почему? (потому что полосатая)
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру. Трое ребят возьмут машинки и будут постоянно ездить по нашей дороге, а девочки постараются перейти дорогу на другую сторону, а я посмотрю, что получиться. (девочки стараются перебежать не замечая зебры, мальчики мешают им это сделать) Ну как получается? (нет, мальчики мешают)
Воспитатель: Мальчики, почему у девочек не получилось перейти улицу? (девочки забыли о важной дорожке, которая нам помогает перейти улицу зебру) А знаете, что еще помогает нам перейти улицу... Хотите узнать? Отгадайте загадку:
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут, и помогут
Говорящие цвета.
(светофор)
Воспитатель: Правильно, ребята. На дороге помогает соблюдать правила дорожного движения светофор. А какие цвета есть у светофора? (Красный, желтый, зеленый) А теперь я хочу, чтоб вы внимательно послушали и запомнили! Светофор это техническое средство регулирования движения транспорта и пешеходов. Есть для вас в этом определении не понятные слова? (регулирования) Это значит управляет, показывает что надо делать, а показывает при помощи трех цветов. Назовите их пожалуйста. (Красный, желтый, зеленый) Я попрошу выйти трех ребят. Выберете пожалуйста какой нибудь из трех цветов. Когда я буду говорить про ваш цвет, вы поднимите его высоко вверх.
Зеленый сигнал разрешает движение. Это значит можно переходить дорогу.
Желтый сигнал предупреждается о смене сигнала. Это обозначает, что надо приготовиться.
Красный сигнал запрещает движение. Это говорит о том, что дорогу ни в коем случае нельзя переходить.
Воспитатель: Спасибо ребята за помощь, но я хочу проверить вашу внимательность. Когда я буду поднимать зеленый сигнал вы будите ходить по группе, желтый стоять, красный приседать. (игра с детьми 2-3 минутки)
Воспитатель: А как вы думаете в других странах тоже светофоры таких цветов? (да, нет) Мнения разделились. Что же будем делать? (надо кого то спросить, в интернете посмотреть, прочитать) Спросить сейчас не у кого, интернета у нас нет, поэтому я воспользуюсь советом тех ребят, которые предложили прочитать. А прочитаю вам о светофорах других стран в пособии «Путешествие на зеленый свет».
Во всем мире наиболее распространены светофоры трех цветов: красного, желтого и зеленого. Сигналы могут быть расположены вертикально (красный всегда сверху, а зеленый снизу) или горизонтально на проезжей части для транспорта (красный сигнал всегда слева, а зеленый справа).
Физкультминутка “Пешеходный светофор”.
На посту стоят два брата:
То один здесь, то другой.
Поворот головы то в одну сторону, то в другую, руки за головой.
На посту стоят два брата,
Каждый бравый часовой.
Ноги врозь, руки – в стороны. Наклоны в право и влево..
Вот выходит братец красный,
Он спешит предупредить:
«Стойте, граждане, опасно
Вам сейчас переходить!»
Ноги вместе, носки врозь приседаем 4 раза.
Встал на пост зеленый братец,
Улыбаясь, говорит:
«Вот теперь стоять вам хватит,
Проходите, путь открыт!»
Марширование на месте.
Днем и ночью оба брата
Службу верную несут.
Вы их слушайтесь, ребята.
Вас они не подведут...
Дыхательное упражнение. Медленно разводим руки по кругу и отпускаем вниз на вдох и выдох.
Воспитатель: Теперь проверим, кто внимательно слушал. На столах лежит прямоугольник черного цвета это светофор, также там находятся кружки разного цвета, есть клей. Ваше задание правильно склеить светофор и принести мне. Итак на старт, внимание, марш! (ребята самостоятельно выполняют задание) Какие молодцы! Почти все справились! Ваши светофорики мы положим на выставку, чтоб родители увидели какие вы молодцы. Только вы им обязательно расскажите какой цвет, что обозначает.
Воспитатель: А мы продолжаем. И теперь пришло время выяснить, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения. Ребята, встаньте по кругу. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы отвечаете на вопрос и возвращаете мяч.
1. Кто идёт по тротуару? (пешеход)
2. Если на светофоре горит красный цвет, то что мы должны делать? (стоять и ждать)
3. Для чего нужен светофор? (Он показывает людям и машинам когда можно двигаться, а когда подождать.)
4. Как на дороге обозначается пешеходный переход? (Специальной разметкой – «зебра».)
5. Что нам говорит желтый цвет светофора? (Приготовься)
6. Какие цвета на светофорах в других странах? (Такие же как и у нас.)
7. Для чего горит зеленый цвет светофора? (можно переходить дорогу)
10. Можно играть детям около дороги?
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? А, что особенно запомнилось? Замечательно, сейчас я вас проверю. Я буду зачитывать вопросы и если вы согласны с утверждением, то дружно говорите фразу «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны – молчите.
Кто из вас идет вперед только там, где пешеход?
Кто ватагою весёлой каждый день шагает в садик?
Кто вперёд всегда идёт, широко разинув рот?
Кто машины пропускает, ПДД все соблюдает?
Кто шагает без разбора на сигналы светофора?
Кто дорогу перейдёт только там, где переход?
Кто пинает мяч весёлый на дороге перед домом?
Знает кто, что красный свет – это значит хода нет?
Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?
Знает кто, что свет зелёный означает – путь открыт?
Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?
Кто ГИБДД помогает, за порядком наблюдает?
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с игрой. А теперь послушайте внимательно!
Целый день на дорогах сильное движение
Не ослабляйте внимание даже на мгновение.
Через дорогу там шагай, пешеход,
Где установлен пешеходный переход.
Цветных сигналов у светофора три:
Хорошо их заучи.
Шутить с дорогою нельзя.
Внимание и осторожность - твои друзья!
Шалить вблизи проезжей части опасно -
Это даже дошкольникам ясно!
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения. Старайтесь быть предельно внимательными на дороге, чтобы не доставлять неприятности ни себе, ни близким вам людям.
Используемая литература:
Пособие по правилам дорожной безопасности «Путешествие на зеленый свет. Светофор» - М.: Кедр, - №9, 2009. - стр. 12-13, 16-18, 26, 32.
Пособие по правилам дорожной безопасности «Путешествие на зеленый свет. Я пассажир» - М.: Кедр, - №10, 2009. - стр. 15 (рисунок).
Заголовок 115