Урок по русскому языку Правописание местоимений 3 лица с предлогами (4 класс)
Проект урока
Правописание местоимений 3 лица с предлогами
Русский язык. 4 класс
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Правописание местоимений 3 лица с предлогами»
Тип урока: объяснение нового материала
Задачи урока: систематизировать знания детей о местоимении, научить правильно писать и употреблять в речи местоимения 3 лица с предлогами, развивать речь, коммуникативные навыки, навыки взаимопроверки и самопроверки.
Ожидаемые результаты: Предметные: учащиеся научатся правильно писать и употреблять в речи местоимения 3 лица с предлогами.
Метапредметные: умение правильно оценивать и корректировать свою работу на уроке, умение управлять своим поведением и поведением партнера при работе в группе, умение полно и точно выражать свои мысли, доказывать своё мнение
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук у каждого учащегося, карточки с текстом, оценочные листы.
Исходный уровень знаний: учащиеся знают, что такое местоимение, его изменяемые и неизменяемые признаки, знают, что местоимение с предлогом пишется отдельно
Этапы урока: Организационный момент – 30сек.
Актуализация знаний – 13 мин
- самостоятельная работа на ноутбуках
Самоопределение к деятельности – 4 мин
Работа по теме урока – 15 мин
Физкультминутка – 1 мин
Закрепление изученного материала – 7 мин
Рефлексия – 2 мин
Подведение итогов урока – 3 мин
№
Этап урока
Деятельность учителя и обучающихся
Формируемые УУД
1
Организационный момент
30 сек.
У: Доброе утро всем
Дети: (хором): всем, всем – доброе утро!
У: Работу на уроке вы оцениваете сами в своём оценочном листе.
Личностные УУД
Формирование мотивов достижения
и социального
признания
2
Актуализация знаний
13мин.
У: Сегодня мы снова поговорим
о местоимениях. Вспомните, что такое местоимение?
Дети: Часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.
У: Назовите неизменяемые признаки местоимений
Дети: лицо
У: Изменяемые?
Дети: Падеж, число
Познавательные УУД
(общеучебные: осознанное и произвольное построение высказывания)
Самостоятельная работа на ноутбуках: выполнение тестов в программе ХL
Откройте задание №1 на своих ноутбуках,
(дети определяют лицо данных местоимений), после выполнения теста на ноутбуке появляется оценка, которую дети ставят в свой оценочный лист.
определи лицо
для неё
у тебя
с ними
ко мне
про них
около вас
о нас
без него
по тебе
со мной
из-за вас
перед ними
к ней
к вам
оценка
2
Если у тебя не «5» и ты не знаешь где ошибка, попроси помощи у соседа по парте
Откройте задание №2.
(Дети определяют падежи данных местоимений), оценка за задание выставляется в оценочный лист.
1
со мной
щелкни здесь
·
2
у вас
щелкни здесь
·
3
перед нами
щелкни здесь
·
4
про неё
щелкни здесь
·
5
для тебя
щелкни здесь
·
6
к нему
щелкни здесь
·
7
около нас
щелкни здесь
·
8
до них
щелкни здесь
·
9
после тебя
щелкни здесь
·
оценка
10
с вами
щелкни здесь
·
Если у тебя не «5» и ты не знаешь где ошибка, попроси помощи у соседа по парте
У: Как вы считаете, можно ли в нашей речи обойтись без местоимений?
Прочитайте текст (у каждого карточка с текстом)
Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Ласточка кружилась около меня. Ласточка жалобно кричала, словно я отнял у ласточки птенца, и просила отдать птенца обратно. Я не понимал, что ласточке нужно.
(По К. Паустовскому)
У: Что не нравится в тексте?
Дети: Повтор существительного ласточка и птенец.
У: Исправьте текст, заменив, где надо существительные на местоимения.
После выполнения задания открывается авторский вариант текста, дети сверяют свою работу с образцом и оценивают себя в оценочном листе
У: Как вы думаете, почему ласточка пристала к автору?
(Выслушиваются разнообразные ответы детей, после чего на доске открывается слайд со второй частью текста)
Человек идёт по лугу и спугивает сотни кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.
Познавательные УУД
(умение определять
лицо местоимения по
известному алгоритму)
(Логические-построение цепочки рассуждений)
Регулятивные УУД
(коррекция, саморегуляция)
Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
(умение извлекать и перерабатывать информацию, построение логической цепи рассуждений)
Регулятивные УУД
(контроль, коррекция,
Оценка, прогнозирование)
Личностные УУД
(умение эмоционально откликаться на художественные образы)
Контроль (сличение своего предположения с эталоном)
3
Самоопределение к деятельности
4мин.
У: Отгадайте загадки (демонстрируются слайды)
Моё стихотворение –
Про местоимения
Утром –
Так заведено –
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идёт оно
Розовой жар-птицей
А стемнеет – он придёт:
Тоненький, смущенный-
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл – плывёт она
В пелене тумана
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна
дети читают и отгадывают: солнце, месяц, луна
У: Запишите местоимения, которые встретились в загадках
( оно, он, она)
Какого местоимения не хватает в этом ряду?
Дети: Они
Докажите свой выбор.
Дети: все местоимения 3 лица.
У: Чем интересны местоимения 3лица?
Дети: У местоимений 3лица можно определить род
Познавательные УУД
(логические: анализ, сравнение) общеучебные)
4
Работа по теме урока
Работа в группах
15мин
У: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Дети: Вероятно, о местоимениях 3 лица
У: Мы разделились на 3 группы. Каждая группа получает задание – исправить полученный текст и сформулировать вывод по данному заданию.
1 группа
Медвежонок отправился бродить по поляне. Вдруг он остановился. Перед им сидела большая лягушка. Она только
очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ей лапу. Лягушка прыгнула в воду. Медвежонок сунул лапу в воду и
потряс ею. Куда же убежал от его новый приятель?
2 группа
Лиса – хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Зимой у её красивая шерсть. Лисий мех тёплый,
прочный. Из его делают воротники и шапки. Летом лиса худая. Шерсть на ей висит клочьями.
3 группа
Из рощицы вышла птица. Пёрышки у её были окрашены в светлый цвет и на их – тёмные пятна и чёрточки. Это была глухарка. Вслед за ей выскочили глухарята. Интересно было наблюдать за ими.
Отчет каждой группы
Вывод детей: у местоимений 3лица в косвенных падежах с предлогом в начале слова добавляется буква н.
Оцените свою работу в группе в оценочном листе.
Умение выделять и формулировать познавательную цель
Познавательные УУД
(выдвижение гипотез и их обоснование)
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера при работе в группе)
Регулятивные УУД
(умение выполнять задание в соответствии с целью)
Коммуникативные УУД (умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической речью в соответствии с нормами родного языка.)
5
Физкультминутка
1мин.
У: Если я назову местоимение, вы хлопаете, если какую-то другую часть речи – топаете
6
Закрепление полученных знаний
Работа с учебником
7мин
У: Откройте справочное пособие по русскому языку с.169 упр.105
Спишите, раскрыв скобки. Определите число и падеж местоимений.
Играю с (он), надеюсь на (она), напишу (они), увижусь с (она), хвалила (он), посмотрел на (они), отошёл от (она), находился с (он), спросил про (она).
Взаимопроверка тетрадей, обсуждение в парах, выставление оценки за задание в оценочный лист.
ПознавательныеУУД
Регулятивные (умение принять и удержать учебную задачу)
Коммуникативные УУД (сотрудничество, умение придти к единому мнению, умение определить степень успешности работы товарища))
7
Рефлексия
2мин
У: Какой из этапов урока вам понравился? Обведите его в оценочном листе красным цветом.
Что не понравилось? Обведите этот этап урока синим цветом. Коротко напишите, что не удалось и над чем хотелось бы ещё поработать.
Поставьте итоговую оценку за весь урок.
Регулятивные УУД
(осознание качества своей работысобственных достижений)
8
Подведение итогов
3мин
Что нового вы узнали о местоимениях?
Пригодятся ли в повседневной жизни знания о местоимениях?
Дети: Наша речь станет богаче, человек с правильной речью – интересный собеседник.
Познавательные УУД
Личностные УУД (смыслообразование: ради чего мы изучаем местоимения и вообще русский язык)
Оценочный лист:
Ф.И_____________________________________
Задание №1
Задание №2
Работа в парах
Сам. Работа в тетради
Итоговая (ученик)
Итоговая (учитель)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список используемой литературы
Я.Ш. Гараева Поурочные разработки по русскому языку 4 класс, Москва, Вако 2008
О.В.Сафронова приглашаем на урок 4 класс, Волгоград, Учитель 2009
О.В.Узорова, Е.А.Нефедова Справочное пособие по русскому языку Москва, 2007
М.Рамзаева Русский язык 4 класс, Москва, Прсвещение, 2006
Бланк для оценки урока № 1
Ф.И.О. учителя: Воронина Ирина Васильевна
Класс: 4 Учебный предмет: Русский язык Дата: Дата:11.06.13
Тема урока: Правописание местоимений 3 лица с предлогами
Параметры оценки
Балл
Самооценка учителя
Оценка преподавателя
1. Содержательность, соответствие содержания возможностям учащихся
4
2. Реализация компетентностного подхода
3
3. Творческий или репродуктивный характер учебных заданий
4
4. Развивающая направленность заданий
4
5. Структура урока и логика его построения
3
6. Формы организации деятельности учащихся
4
7. Методы обучения и методические приемы
3
8. Соответствие наглядности требованиям ФГОС НОО
4
9. Целесообразность и функциональность используемых средств обучения
4
10. Организация оперативной обратной связи
3
11. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей
2
12. Формирование мотивационного компонента учебной деятельности
3
13. Постановка учебных задач. Организация целеполагания
3
14. Формирование личностных УУД
3
15.Формирование познавательных УУД
4
16. Формирование регулятивных УУД
4
17. Формирование коммуникативных УУД
4
18. Психологический климат урока
5
15