Урок по русскому языку Правописание местоимений 3 лица с предлогами (4 класс)




Проект урока
Правописание местоимений 3 лица с предлогами


Русский язык. 4 класс
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Правописание местоимений 3 лица с предлогами»
Тип урока: объяснение нового материала
Задачи урока: систематизировать знания детей о местоимении, научить правильно писать и употреблять в речи местоимения 3 лица с предлогами, развивать речь, коммуникативные навыки, навыки взаимопроверки и самопроверки.
Ожидаемые результаты: Предметные: учащиеся научатся правильно писать и употреблять в речи местоимения 3 лица с предлогами.
Метапредметные: умение правильно оценивать и корректировать свою работу на уроке, умение управлять своим поведением и поведением партнера при работе в группе, умение полно и точно выражать свои мысли, доказывать своё мнение
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук у каждого учащегося, карточки с текстом, оценочные листы.
Исходный уровень знаний: учащиеся знают, что такое местоимение, его изменяемые и неизменяемые признаки, знают, что местоимение с предлогом пишется отдельно
Этапы урока: Организационный момент – 30сек.
Актуализация знаний – 13 мин
- самостоятельная работа на ноутбуках
Самоопределение к деятельности – 4 мин
Работа по теме урока – 15 мин
Физкультминутка – 1 мин
Закрепление изученного материала – 7 мин
Рефлексия – 2 мин
Подведение итогов урока – 3 мин

















Этап урока
Деятельность учителя и обучающихся
Формируемые УУД

1
Организационный момент
30 сек.


У: Доброе утро всем
Дети: (хором): всем, всем – доброе утро!
У: Работу на уроке вы оцениваете сами в своём оценочном листе.

Личностные УУД
Формирование мотивов достижения
и социального
признания


2
Актуализация знаний

13мин.


У: Сегодня мы снова поговорим
о местоимениях. Вспомните, что такое местоимение?
Дети: Часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.
У: Назовите неизменяемые признаки местоимений
Дети: лицо
У: Изменяемые?
Дети: Падеж, число

Познавательные УУД
(общеучебные: осознанное и произвольное построение высказывания)




Самостоятельная работа на ноутбуках: выполнение тестов в программе ХL

Откройте задание №1 на своих ноутбуках,
(дети определяют лицо данных местоимений), после выполнения теста на ноутбуке появляется оценка, которую дети ставят в свой оценочный лист.


 
определи лицо
 
 

 
 
 
 

 
для неё
 
 

 
у тебя
 
 

 
с ними
 
 

 
ко мне
 
 

 
про них
 
 

 
около вас
 
 

 
о нас
 
 

 
без него
 
 

 
по тебе
 
 

 
со мной
 
 

 
из-за вас
 
 

 
перед ними
 
 

 
к ней
 
 

 
к вам
 
 

 
 
 
 

 
оценка
2
 


Если у тебя не «5» и ты не знаешь где ошибка, попроси помощи у соседа по парте



Откройте задание №2.
(Дети определяют падежи данных местоимений), оценка за задание выставляется в оценочный лист.
1
со мной
 
 

 
щелкни здесь
·
 
 

2
у вас
 
 

 
щелкни здесь
·
 
 

3
перед нами
 
 

 
щелкни здесь
·
 
 

4
про неё
 
 

 
щелкни здесь
·
 
 

5
для тебя
 
 

 
щелкни здесь
·
 
 

6
к нему
 
 

 
щелкни здесь
·
 
 

7
около нас
 
 

 
щелкни здесь
·
 
 

8
до них
 
 

 
щелкни здесь
·
 
 

9
после тебя
 
 

 
щелкни здесь
·
 
оценка

10
с вами
 
 

 
щелкни здесь
·
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 


Если у тебя не «5» и ты не знаешь где ошибка, попроси помощи у соседа по парте


У: Как вы считаете, можно ли в нашей речи обойтись без местоимений?
Прочитайте текст (у каждого карточка с текстом)
Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Ласточка кружилась около меня. Ласточка жалобно кричала, словно я отнял у ласточки птенца, и просила отдать птенца обратно. Я не понимал, что ласточке нужно.
(По К. Паустовскому)
У: Что не нравится в тексте?
Дети: Повтор существительного ласточка и птенец.
У: Исправьте текст, заменив, где надо существительные на местоимения.

После выполнения задания открывается авторский вариант текста, дети сверяют свою работу с образцом и оценивают себя в оценочном листе
У: Как вы думаете, почему ласточка пристала к автору?
(Выслушиваются разнообразные ответы детей, после чего на доске открывается слайд со второй частью текста)
Человек идёт по лугу и спугивает сотни кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.



Познавательные УУД
(умение определять
лицо местоимения по
известному алгоритму)
(Логические-построение цепочки рассуждений)
Регулятивные УУД
(коррекция, саморегуляция)




















Коммуникативные УУД








































Коммуникативные УУД



Познавательные УУД
(умение извлекать и перерабатывать информацию, построение логической цепи рассуждений)








Регулятивные УУД
(контроль, коррекция,
Оценка, прогнозирование)


Личностные УУД
(умение эмоционально откликаться на художественные образы)
Контроль (сличение своего предположения с эталоном)






3
Самоопределение к деятельности

4мин.


У: Отгадайте загадки (демонстрируются слайды)
Моё стихотворение –
Про местоимения
Утром –
Так заведено –
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идёт оно
Розовой жар-птицей
А стемнеет – он придёт:
Тоненький, смущенный-
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл – плывёт она
В пелене тумана
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна


дети читают и отгадывают: солнце, месяц, луна
У: Запишите местоимения, которые встретились в загадках
( оно, он, она)
Какого местоимения не хватает в этом ряду?
Дети: Они
Докажите свой выбор.
Дети: все местоимения 3 лица.
У: Чем интересны местоимения 3лица?
Дети: У местоимений 3лица можно определить род

Познавательные УУД
(логические: анализ, сравнение) общеучебные)



4

Работа по теме урока


Работа в группах
15мин

У: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Дети: Вероятно, о местоимениях 3 лица
У: Мы разделились на 3 группы. Каждая группа получает задание – исправить полученный текст и сформулировать вывод по данному заданию.
1 группа

Медвежонок отправился бродить по поляне. Вдруг он остановился. Перед им сидела большая лягушка. Она только
очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ей лапу. Лягушка прыгнула в воду. Медвежонок сунул лапу в воду и
потряс ею. Куда же убежал от его новый приятель?

2 группа
Лиса – хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Зимой у её красивая шерсть. Лисий мех тёплый,
прочный. Из его делают воротники и шапки. Летом лиса худая. Шерсть на ей висит клочьями.

3 группа
Из рощицы вышла птица. Пёрышки у её были окрашены в светлый цвет и на их – тёмные пятна и чёрточки. Это была глухарка. Вслед за ей выскочили глухарята. Интересно было наблюдать за ими.

Отчет каждой группы
Вывод детей: у местоимений 3лица в косвенных падежах с предлогом в начале слова добавляется буква н.

Оцените свою работу в группе в оценочном листе.







Умение выделять и формулировать познавательную цель






Познавательные УУД
(выдвижение гипотез и их обоснование)
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера при работе в группе)

Регулятивные УУД
(умение выполнять задание в соответствии с целью)











Коммуникативные УУД (умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической речью в соответствии с нормами родного языка.)

5
Физкультминутка
1мин.
У: Если я назову местоимение, вы хлопаете, если какую-то другую часть речи – топаете


6
Закрепление полученных знаний

Работа с учебником
7мин

У: Откройте справочное пособие по русскому языку с.169 упр.105
Спишите, раскрыв скобки. Определите число и падеж местоимений.
Играю с (он), надеюсь на (она), напишу (они), увижусь с (она), хвалила (он), посмотрел на (они), отошёл от (она), находился с (он), спросил про (она).

Взаимопроверка тетрадей, обсуждение в парах, выставление оценки за задание в оценочный лист.

ПознавательныеУУД
Регулятивные (умение принять и удержать учебную задачу)




Коммуникативные УУД (сотрудничество, умение придти к единому мнению, умение определить степень успешности работы товарища))


7
Рефлексия
2мин

У: Какой из этапов урока вам понравился? Обведите его в оценочном листе красным цветом.
Что не понравилось? Обведите этот этап урока синим цветом. Коротко напишите, что не удалось и над чем хотелось бы ещё поработать.
Поставьте итоговую оценку за весь урок.

Регулятивные УУД
(осознание качества своей работысобственных достижений)


8
Подведение итогов
3мин
Что нового вы узнали о местоимениях?
Пригодятся ли в повседневной жизни знания о местоимениях?
Дети: Наша речь станет богаче, человек с правильной речью – интересный собеседник.

Познавательные УУД
Личностные УУД (смыслообразование: ради чего мы изучаем местоимения и вообще русский язык)





Оценочный лист:

Ф.И_____________________________________

Задание №1

Задание №2
Работа в парах
Сам. Работа в тетради
Итоговая (ученик)
Итоговая (учитель)









_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________















Список используемой литературы

Я.Ш. Гараева Поурочные разработки по русскому языку 4 класс, Москва, Вако 2008
О.В.Сафронова приглашаем на урок 4 класс, Волгоград, Учитель 2009
О.В.Узорова, Е.А.Нефедова Справочное пособие по русскому языку Москва, 2007
М.Рамзаева Русский язык 4 класс, Москва, Прсвещение, 2006

















































Бланк для оценки урока № 1
Ф.И.О. учителя: Воронина Ирина Васильевна

Класс: 4 Учебный предмет: Русский язык Дата: Дата:11.06.13

Тема урока: Правописание местоимений 3 лица с предлогами

Параметры оценки
Балл


Самооценка учителя
Оценка преподавателя

1. Содержательность, соответствие содержания возможностям учащихся
4


2. Реализация компетентностного подхода
3


3. Творческий или репродуктивный характер учебных заданий
4


4. Развивающая направленность заданий
4


5. Структура урока и логика его построения
3


6. Формы организации деятельности учащихся
4


7. Методы обучения и методические приемы
3


8. Соответствие наглядности требованиям ФГОС НОО
4


9. Целесообразность и функциональность используемых средств обучения
4


10. Организация оперативной обратной связи
3


11. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей
2


12. Формирование мотивационного компонента учебной деятельности
3


13. Постановка учебных задач. Организация целеполагания
3


14. Формирование личностных УУД
3


15.Формирование познавательных УУД
4


16. Формирование регулятивных УУД
4


17. Формирование коммуникативных УУД
4


18. Психологический климат урока
5



15