Психологическая азбука 1 класс 
МБОУ Володарская СОШ
                                                                 УТВЕРЖДАЮ        
Директор МБОУ Володарской СОШ
__________О.А.Янковская                                             «___» __________   2015г.
                                                                                                 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образовательного курса
во внеурочной деятельности
«Психологическая азбука»
для обучающихся 7-8 лет
(1а ,1б ,1в, 1г  класс)
Срок реализации дополнительногообразовательного курса - 1 год
                                                                       Составитель: Малахова Кристина Михайловна
педагог-психолог
пос. Володарского, 2015  г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
     Рабочая программа составлена на основании авторской программы Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой  «Психологическая азбука» (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука (Первый год обучения)/ под ред.И.В.Вачкова.- М.: Издательство «Ось», 2003г.-168с.) Направленнность: курс  реализует  программы дополнительного образования   социально-педагогической   направленности. 
Новизна: курс направлен на создание в рамках системы начального обучения условий, максимально способствующих личностному развитию учащихся. 
Актуальность: курс актуален для личностного развития учащихся, перехода на более высокий уровень самосознания, реализуемый на основе развертывания рефлексивных способностей   учащихся. 
Целесообразность: курс целесообразен для развития воображения, интуиция, мышления, приобретения представления о нормах поведения и нравственных ценностях.   
 Цель дополнительного образовательного курса: развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей, познавательных возможностей в тех пределах, которые определяются возрастными  требованиями «психологической безопасности», предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания». 
  Задачи дополнительного образовательного  курса:
•помочь детям быстрее и безболезненней адаптироваться к школьным условиям;
•познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии и её предметом;
•учить методам и приемам познания себя;
•ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.
•способствовать гармоничному становлению психических функций;
•ориентировать детей на  стремление к творчеству в учебной деятельности
Отличительной  особенностью данной дополнительной образовательной программы  является опора на принцип метафоризации психологических представлений. Через понимание метафоры, через расшифровку и построение метафорических образов дети развивают воображение, интуицию, мышление, учатся получать эстетическое наслаждение от литературных текстов, косвенным путем приобретают представление о нормах поведения и нравственных ценностях. «Ключевая» метафора – Королевство Внутреннего Мира, реализуется в контексте развертывания цепочки особых сказок, объединенных общим сюжетом. Заложенные в сказках метафоры оказываются волшебным инструментом, помогающим ребенку лучше и глубже понимать себя, свой внутренний мир. 
Важнейшими функциями сказочной метафоры являются:
 осознание системы отношений между субъектами и снижения воздействия негативных эмоций в случае получения болезненной информации;
обеспечение раскрытия творческих потенциалов субъектов в процессе совместной активности;
раскрытие содержания научных психологических представлений.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 7-8 лет  
Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год (1 час в неделю,33 часа за 1 год).
Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу; формы проведения занятий разнообразны. Часть занятий, имеющих теоретический характер проводится  в виде поисковых бесед. Практические занятия проводятся в виде игр, инсценировок.
Ожидаемые результаты:  
•обучение навыкам эффективного общения;
•выработка адекватной самооценки;
•овладение приемами эмоциональной саморегуляции;
•овладение навыками разрешения конфликтов.
•развитие познавательных способностей;
•осознание себя в системе учебной деятельности;  
•обучение навыкам эффективного общения;
Способы их проверки:   методы наблюдения за учащимися, беседы с учащимися, учителями и родителями.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: беседа с учащимися.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительного образовательного курса  « Психологическая азбука»
1 час в неделю,  33 часа в год
№ урока Тема Вид занятия Кол- вочасов По 
плану По
факту
Раздел 1. Я теперь школьник
1 Знакомство Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 2 Знакомство продолжается Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 3 Я теперь школьник Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 4 Что значит быть школьником Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 5 Знакомство с Пси-Магом Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 Раздел 2. Введение в мир психологии
6 Королевство Внутреннего Мира Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 7 Сказка о волшебных зеркалах-1 Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 8 Сказка о волшебных зеркалах-2 Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 9 Что я знаю о себе? Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 10 Что я знаю о себе и о других? Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 11 Я- это кто? Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 Раздел 3. Психика и познание мира
12 Мои ощущения Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 13 Мое восприятие мира Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 14 Мое внимание Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 15 Как быть внимательным? Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 16 Развиваем внимание Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 17 Я умею быть внимательным Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 Раздел 4. Темперамент и характер.
18 Что такое темперамент Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 19 Типы темперамента Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 20 Разные люди-разные типы темперамента Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 21 Разные люди-разные характеры Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 22 Какой у меня характер Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 23 Какой характер у других Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 24 Мой характер: оценим недостатки Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 Раздел 5. Я и мои эмоции
25 Что такое эмоции? Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 26 Какие бывают эмоции? Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 27 Конкурс чувствоведовУпражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 28 Что я знаю о своих эмоциях Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 1 29-33 Королевство Внутреннего Мира Упражнения, игра, беседа, работа по тетради 5 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
33часа
Тема  Я теперь школьник (5 ч.)  
В этом разделе дети знакомятся друг с другом, создаются условия для самораскрытия и мотивирования на взаимопознания, знакомятся с правилами школьной жизни и занятий. Создается мотивация на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности.
        Тема  Введение в мир психологии   (5ч.)    
На занятиях по этому разделу программы происходит укрепление интереса к самопознанию, знакомство с основными составляющими Я-образа, развивается самоанализ и рефлексия. Поддерживается мотивация на познание самих себя и однаклассников, создается первоначальное представление о специфике психической реальности. 
        Тема  Психика и познание мира (6 ч.)  
Обсуждение этой темы предусматривает осознанию и оценке особенностей своих ощущений, восприятия, внимания, как причину успешности или не успешности учебной деятельности; стремление к самоизменению.
        Тема  Темперамент и характер  (7 ч.)   
Этот раздел посвящен осознанию уникальности и неповторимости каждого человека, мотивирование на познание особенностей своего темперамента, развивается умение различать типы темперамента; закрепляются умения различать типы темперамента, содействовать осознанию собственной уникальности и неповторимости через обнаружение у себя особенностей того или иного типа темперамента.
       Тема  Я и эмоции (9 ч.)  
На занятиях этого раздела показывается богатство  и многообразие эмоциональных проявлений людей, расширяется активный словарь для обозначения эмоций, мотивируются на понимание собственных и чужих эмоций, развиваются способности к их «прочтению» ,мимической и жестовой репертуар выражения эмоций, содействовать осознанию способов выражения собственных эмоций. 
Перечень учебно-методического обеспечения, словарей и справочной литературы, мультимедийных пособий, дидактического материала
1.Психологическая азбука. Начальная школа (третий год обучения). 
 Под ред. И.В.Вачкова – М.: Издательство «Ось-89», 2003г.
2.Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения). / Под ред. И.В.Вачкова – М.: Издательство «Ось-89», 2004г.
3.И.В. Вачков Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89,2001г. 
4.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3-е изд. – М.: Генезис, 2009. – 344с.
Источники информации для дополнительного изучения предмета учащимися
1.Вачков И.В. Психология для малышей. М.:Издательство «Педагогика-Пресс», 1996
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей
начальных классов от  №___ 
Председатель ШМО
______________________  Артамонова Л.В.
«___» _________________2015г.
СОГЛАСОВАНО
 Зам. директора по УВР
______________________ Артамонова Л.В.
«____» ________________2015г.