Рабочая программа по курсу «Психологическая азбука» 4 класс
















Рабочая программа
по курсу «Психологическая азбука»
4 класс



















г. Муром

2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, его взаимодействия с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т. д.
Курс «Психологическая азбука» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Программа курса «Психологическая азбука» разработана коллективом авторов и представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.














ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

Программа «Психологическая азбука» для начальной школы с помощью методов и средств сказкотерапии знакомит детей с основными психологическими понятиями, способствует самопознанию, личностному развитию, формированию навыков общения.
Программа для четвертого класса направлена на создание такой ситуации обучения, при которой дети учатся, общаясь, и одновременно учатся общаться. Четвероклассники – это завтрашние подростки, некоторые из них по своим психологическим характеристикам фактически уже могут считаться младшими подростками. Проблема общения становится наиболее актуальной. Пропедевтическая работа поможет сделать возникающий кризис менее болезненным. В рамках программы для 4 –ого класса решаются следующие основные задачи:

развитие навыков рефлексии, способности к самоанализу, умению отвечать за свои поступки;
знакомство с элементарными понятиями психологии общения;
развитие умения осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми;
понимание внутреннего мира другого человека через внешнее проявления в деятельности и общении;
знакомство с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов;
развитие навыков сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения;
развитие самоуважения и уважения к другим людям; формирование навыков эмпатии и сопереживания;
овладение элементарными умениями эмоциональной саморегуляции в общении.

Для успешного обучения в школе и для полноценного личностного развития большое значение имеет работа по развитию всех перечисленных навыков, способности к эмпатии и осознанию собственных ценностных ориентаций.



МЕСТО КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с базисным учебным планом школы преподавание курса «Психологическая азбука» осуществляется в 4 «Б» классе выравнивания за счет часов компонента образовательного учреждения. Занятия проводятся со всем классом. Общий объем учебного времени составляет 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).





































СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

1. Введение в психологию общения. Вводное занятие. Краткое повторение изученного.

РАЗДЕЛ I. Приглашение в Страну Общения. (2 – 5 занятие)

Пробуждение интереса к изучению своего внутреннего мира. Формирование умения оказывать психологическую помощь и поддержку. Помощь детям в осознании и раскрытии собственных достоинств, способностей. Развитие коммуникативных навыков, навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества, способности к рефлексии.

РАЗДЕЛ II. Инструменты общения. (6 – 16 занятие)

Знакомство с понятиями «слушать» и «слышать». Развитие умения активного слушания, навыка задавания уточняющих вопросов, выражения поддержки и понимания говорящему. Знакомство с невербальными средствами общения, развитие умения общаться с помощью жестов, мимики, взгляда, соблюдения дистанции. Определение значимости грамотной речи для правильного понимания друг друга в общении. Раскрытие содержания понятий «спор» и «дискуссия», развитие умения убеждать, использовать аргументы в споре.

РАЗДЕЛ III. Осторожно, общение! (17 – 26 занятие)

Мотивирование учащихся на сотрудничество в ситуации совместного поиска новой информации. Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества в команде.
Пробуждение интереса к истории своего имени, помощь детям в осознании уникальности и глубины собственной личности. Актуализация понимания семейных отношений осознание своих чувств по отношению к разным членам семьи.
Роль негативных эмоций в общении, развитие способности к пониманию чужих эмоций по выражению лица, жестам, взглядам. Значение конфликта в общении и его последствия, различные стратегии поведения в конфликте. Знакомство с алгоритмом эффективного разрешения конфликтов.

РАЗДЕЛ IV. Здравствуй, Страна Общения! (27 – 33 занятие)

Мотивирование учащихся на дальнейшее развитие качеств, важных для общения. Осознание важности внимательного отношения к другому человеку, развитие способности понимать внутренний мир другого человека. Развитие способности к самопознанию через идентификацию с персонажами книги сказок «Королевство разорванных связей». Актуализация правил комфортного общения в классе. Содействие осознанию полученного на занятиях опыта как актуального ресурса для решения новых коммуникативных задач.

34. Заключительное занятие. Подведение итогов работы.






























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА» В 4-ОМ КЛАССЕ

В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у учащихся будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;

Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра.




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Вачков И.В., Попова А.Х. Программа развивающих занятий в 4 классе. – М.: Генезис, 2013. – 128 с.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Генезис, 2013.
3. Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство внутреннего мира. Королевство разорванных связей. - М.: Генезис, 2012. – 416 с.
4. Электронные образовательные ресурсы для начального общего образования: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема занятия
Кол-во часов
Дата




План
Факт

1
Введение в психологию общения. Вводное занятие. Краткое повторение изученного.
1



РАЗДЕЛ I. Приглашение в Страну Общения

2
Знакомьтесь – психология!
1



3
Я – это интересно!
1



4
Что мы знаем об общении?
1



5
Общение – дело общее
1



РАЗДЕЛ II. Инструменты общения

6
Как хорошо уметь слушать!
1



7
Активное и пассивное слушание
1



8
Как важно уметь задавать вопросы
1



9
Практикум активного слушания
1



10
Поговорим без слов
1



11
Практикум неречевого общения (часть 1)
1



12
Практикум неречевого общения (часть 1)
1



13
Речь
1



14
Берегите, пожалуйста, речь!
1



15
А умеете ли вы спорить?
1



16
Чемоданчик Мастера Общения
1



РАЗДЕЛ III. Осторожно, общение!

17
В море знаний
1



18
Коротко да ясно, оттого и прекрасно
1



19
Имя мое
1



20
Моя семья
1



21
В пещере эмоциональных взрывов
1



22
Научно-практическое исследование конфликта (часть 1)
1



23
Научно-практическое исследование конфликта (часть 2)
1



24
Выиграть – проиграть?
1



25
Сказка о понимании
1



26
День рождения –День творения
1



РАЗДЕЛ IV. Здравствуй, Страна Общения!

27
Могу и хочу (часть 1)
1



28
Могу и хочу (часть 2)
1



29
Когда приходит понимание
1



30
По дороге сказок
1



31
В королевстве
1



32
Встреча с Мастером Общения
1



33
До свидания, Психологическая азбука!
1



34
Заключительное занятие. Подведение итогов работы.
1



ИТОГО
34 часа


















Заголовок 215