Рабочая программа по курсу «Психологическая азбука» 3 класс
















Рабочая программа
по курсу «Психологическая азбука»
3 класс


















г. Муром

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, его взаимодействия с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т. д.
Курс «Психологическая азбука» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Программа курса «Психологическая азбука» разработана коллективом авторов и представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.


















ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

Программа «Психологическая азбука» для начальной школы с помощью методов и средств сказкотерапии знакомит детей с основными психологическими понятиями, способствует самопознанию, личностному развитию, формированию навыков общения.

Программа второго класса направлена на раскрытие творческого потенциала личности ребенка, что реализуется через развитие его познавательной деятельности. Одной из важнейших задач начальной школы является формирование базового умения учиться, предполагающего развитие целого комплекса необходимых качеств. В этот комплекс входит:

умение наблюдать и замечать, воспринимать и понимать смысл учебных задач;
осознание способов выполнения действий;
сформированные навыки самоконтроля, самооценки и рефлексии;
волевые качества, произвольность внимания, памяти и мышления;
достаточно высокий уровень саморегуляции;
творческое воображение;
развитые мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация.

Для успешного обучения в школе и для полноценного личностного развития большое значение имеет работа по развитию всех перечисленных качеств, по формированию мотивационной сферы, способности к эмпатии и осознанию собственных ценностных ориентаций. Эта работа требует от психолога (педагога), помимо профессионализма, постоянного творчества, импровизации, готовности обучаться у детей, огромного терпения и способности быть эмоционально открытым, восприимчивым, принимающим и помогающим по отношению к детям.
Надеемся, что обновленный вариант программы будет удобен в работе и послужит стимулом для творческих находок.











МЕСТО КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с базисным учебным планом школы преподавание курса «Психологическая азбука» осуществляется в 3 «Б» классе выравнивания за счет часов компонента образовательного учреждения. Занятия проводятся со всем классом. Общий объем учебного времени составляет 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).





































СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

1. Вводное занятие. Повторение тем, изученных во 2 классе.

РАЗДЕЛ I. Введение в психологию общения. (2 – 4 занятие)

Знакомство с вербальными и невербальными изобразительными средствами, развитие умения выражать свои чувства и впечатления. Помощь детям в осознании качеств своего характера, а так же ценности психологических знаний для школьной и повседневной жизни.

РАЗДЕЛ II. Психология отношений: Ты – Я – ОН/ОНА = МЫ. (5 – 8 занятие)

Знакомство с понятиями «желание», «потребность», «мотив». Разнообразие мотивов человеческой деятельности. Знакомство с феноменом борьбы мотивов. Осознание детьми своих мотивов и мотивов поведения других людей. Развитие позитивных мотивов.

РАЗДЕЛ III. Сокровища и тайны дружбы. (9 – 18 занятие)

Значимость для человека внимания, ощущения, памяти, мышления, эмоций. Упорядочивание знаний о памяти, видах памяти. Знакомство с особенностями собственной памяти. Понятие мнемические способности и способы их развития. Рассмотрение способов эффективного запоминания, преимуществ смыслового запоминания. Мотивирование учащихся на тренировку своей памяти.

РАЗДЕЛ IV. Поддержка в общении. (19 – 28 занятие)

Знакомство с содержанием понятия «мышление», развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. Развитие логического мышления и диалектического взгляда на действительность, актуализация самооценочной деятельности. Развитие у учащихся способности гибко и оригинально мыслить, стимулировать проявления креативности.

РАЗДЕЛ V. Сочувствие и сопереживание. (29 – 33 занятие)
Развитие навыков совместной творческой деятельности. Упорядочивание представлений о фантазии и воображении, знакомство с понятием «способности». Стимулирование интереса к самопознанию, развитие интереса к собственному внутреннему миру.
34. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА» В 3-ЕМ КЛАССЕ

В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у учащихся будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;

Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.













МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Вачков И.В., Попова А.Х. Программа развивающих занятий в 3 классе. – М.: Генезис, 2013. – 144 с.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Генезис, 2013.
3. Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство внутреннего мира. Королевство разорванных связей. - М.: Генезис, 2012. – 416 с.
4. Электронные образовательные ресурсы для начального общего образования: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема занятия
Кол-во часов
Дата




План
Факт

1
Введение в психологию общения. Вводное занятие. Краткое повторение изученного.
1



РАЗДЕЛ I. Введение в психологию общения

2
Новая встреча с психологией
1



3
Начало путешествия в Страну Общения
1



4
Что взять с собой в путешествие?
1



5
Что я знаю о себе?
1



РАЗДЕЛ II. Психология отношений: Ты – Я – Он/Она = Мы

6
Как и почему начинаются ссоры
1



7
Сказка о конфликте и контакте
1



8
Какие мы в общении? (часть 1)
1



9
Какие мы в общении? (часть 2)
1



10
Качества, важные для общения
1



11
Я общительный или замкнутый?
1



12
Королевство Разорванных Связей
1



13
Свои и чужие
1



14
Девчонки + мальчишки =
1



15
Друзья и недруги
1



РАЗДЕЛ III. Сокровища и тайны дружбы

16
Дружба – это
1



17
Мы – дружная команда
1



18
Правила доброжелательного общения
1



19
Дружная страна (часть 1)
1



20
Дружная страна (часть 2)
1



21
Как мы все похожи !
1



22
Какие мы все разные !
1



23
Сказка о Другой Точке Зрения
1



24
Скажи мне, кто твой друг (часть 1)
1



25
Скажи мне, кто твой друг (часть 2)
1



РАЗДЕЛ IV. Поддержка в общении

26
Комплимент – это
1



27
Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе?
1



28
Давайте говорить друг другу комплименты! (часть 1)
1



29
Давайте говорить друг другу комплименты! (часть 2)
1



РАЗДЕЛ V. Сочувствие и сопереживание

30
Как мы переживаем эмоции
1



31
Мы умеем выражать свои эмоции
1



32
Как мы понимаем эмоции других
1



33
Мы умеем сопереживать
1



34
Заключительное занятие. Подведение итогов работы.
1



ИТОГО
34 часа





















Заголовок 215