Технологическая карта урока русского языка по теме Разбор слова по составу в 4 классе по программе Перспективная начальная школа
Перспективная начальная школа
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема урока: «Разбор слова по составу».
Цели урока: научиться разбирать существительные, прилагательные, глаголы по составу, пользуясь алгоритмом.
Планируемые результаты
предметные: умение разбирать слово по составу, используя алгоритм.
личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой
Оборудование: учебник русского языка – 4 класс, часть 3 (авторы М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова), презентация, словарь И.Ожегова, сигнальные карточки.
Этап урока. Методы и приёмы.
Содержание урока.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты (УУД)
Орг.момент
Прозвенел уже звонок, начинается урок!
Здравствуйте ребята, гости нашего урока. Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей – это учителя нашей школы и учителя, которые приехали с других школ. Поприветствуйте наших гостей. Садитесь.
- Ребята, а каким должен быть ученик на уроке, чтобы у него всё получалось? (внимательным, старательным)
Приветствовать учителя, гостей.
Настраиваться на работу.
Р: настраиваться на работу.
Формулирование темы и цели урока.
- Прочитайте слова, записанные на доске.
Родина -
Армия -
Защитник -
Бесстрашный -
Отвага -
Реет -
- Подберите к каждому из них синоним (отечество, войско, солдат, смелый, храбрость, развевается)
- Почему для урока я выбрала именно эти слова? (приближается праздник – День Защитника Отечества)
- Составьте и запишите предложение на тему праздника. Прочитайте свои предложения.
- Прочитайте текст о том, когда и как в нашей стране начали отмечать этот праздник. Что узнали из текста?
- А сейчас ещё раз посмотрите на доску и определите тему урока, которую я зашифровала в списке слов.
- Какие задания мы будем выполнять?
- Откройте учебник на странице 58.
- Проверьте, правильно ли мы определили тему урока?
- Сформулируйте цель нашего урока (будем учиться разбирать слова по составу, используя инструкцию)
В парах придумывать и записывать синонимы, предложения.
Определять тему и цель урока.
Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.
Р: целеполагание.
Изучение нового материала.
Практическая работа с использованием инструкции
Разбор глагола.
- Какое значение имеет слово «Разбор»?
- Откройте толковый словарь и прочитайте значения этого слова.
- Под какой цифрой значение слова «Разбор» подходит для нашего урока?
- Умеете ли вы разбирать слова по составу? Какие части слова вы знаете?
- Что такое корень, приставка, суффикс, окончание, основа?
- Поработайте в парах. Обсудите, какие суффиксы, приставки вы знаете. Объясните их значение.
- Как вы думаете, зачем нужно знать суффиксы существительных, прилагательных, глаголов?
- Посмотрите на плакат на странице 58.
- Это порядок разбора слов по составу. Лучше всего он подходит для разбора существительных и прилагательных.
- Прочитайте.
- Что нового вы узнали из этого плаката? (1 пункт – раньше не выполняли)
- А теперь посмотрите на страницу 59.
- Кто-нибудь один прочитает вслух образец устного рассуждения.
- А теперь посмотрите на образец письменного разбора.
- Для того, чтобы проверить, умеете ли вы рассуждать и письменно выполнять разбор слов разных частей речи, выполним упражнение 52.
- Сделайте разбор слов из списка устно вместе со своим соседом по парте, опираясь на образец на странице 59.
- После этого письменно разберите эти слова по составу.
- Кто-нибудь хочет устно разобрать слова по составу?
- Слова каких частей речи вы только что разбирали? (сущ.,прилаг.)
- А как вы думаете, глагол по составу разбирается так же, как существительное и прилагательное? (нет)
- Прочтите текст и правило на странице 60.
- Что нового вы узнали? Как разбирается глагол? (меняется порядок разбора – если глагол в н.ф., то сначала выделяется суффикс н.ф., а затем глагольный суффикс; если глагол стоит в форме настоящего или будущего времени, то сначала выделяют окончание, а затем глагольный суффикс; если глагол стоит в форме Прош. времени, то сначала выделяется окончание, затем суффикс глагола прошедшего времени, а затем глагольный суффикс)
- Теперь давайте приведём примеры.
- Для этого возьмём любой глагол с суффиксом –ть- в н.ф. и запишем его в трёх разных формах: начальной, в форме настоящего времени и в форме прошедшего времени.
- Давайте возьмём глагол – ходить-.
- Разберём его по составу.
- Кто-то один разбирает на доске, остальные в тетрадях.
- Глагол –ходить- стоит в какой форме? (н.ф.)
- Как разбираем глагол начальной формы? Откуда начинаем? (суффикс)
- Какие суффиксы у этого глагола? (суффикс н.ф. -ть- и глагольный суффикс -а-).
- Теперь выделяем корень (-ход-)
- Теперь поставим глагол ходить в форму настоящего времени – ходишь.
- Откуда начинаем разбирать глагол в форме наст.времени? (окончание)
- Какое окончание у глагола ходишь? (-ишь)
- Что выделяем дальше? (суффикс)
- Теперь выделяем корень (-ход-).
- Поставим глагол в форму прошедшего времени (ходил)
- Откуда начинаем разбирать глагол прошедшего времени? (окончание)
- Какое окончание у глагола ходил? (нулевое)
- Теперь выделяем суффикс прош. времени (-л-)
- Теперь выделим глагольный суффикс (-и-)
- Теперь выделим корень (-ход-)
- Ребята, а чего не хватает в разборе этих слов? (основы)
- Откройте страницу 62 и прочитайте правило.
- Какие суффиксы начальной формы глагола не входят в основу? (-ть-, - ти-, -чь-)
- Какие суффиксы прошедшего времени не входят в основу глагола? (-л-)
- А что ещё не входит в основу глагола? (частицы –ся, -сь)
- Хорошо, вы изучили новое правило, а теперь давайте вернёмся к тем глаголам, которые мы разбирали и выделим у них основу.
- Какая основа будет у глагола в н.ф. - ходить? (ходить)
- Какая основа будет у глагола в форме настоящего времени - ходишь? (ходишь)
- Какая основа будет у глагола прошедшего времени - ходил? (ходил)
- Теперь вы знаете, как разбирать по составу все части речи.
- Выполните упражнение 56.
- Вам нужно будет списать текст, вставляя нужные буквы.
- После того, как вы спишите текст, вам нужно будет разобрать любую пару одинаково выделенных слов (скалил – бездельник, либо рычал – намордник).
- Договоритесь с соседом по парте, кто какую пару слов будет разбирать.
- Давайте проверим, кто-то один выйдет к доске и покажет, как разобрал слова по составу.
- Кто не согласен? – У кого по-другому?
Работать со словарём.
Читать правило в учебнике.
Читать образец устного рассуждения.
Выполнять упражнение, работать в парах.
Отвечать на вопросы.
.
Анализировать правило.
Работать над письменным заданием у доски и в тетрадях.
Читать и анализировать правило.
Выполнять письменное упражнение в тетрадях.
Работать в парах.
Работать у доски.
Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем, работают с различными источниками информации.
П: дополняют и расширяют знания.
Р: осмысливают учебный материал.
П.: выполняют действия по алгоритму; осознанно строят речевые высказывания; строят логические цепочки рассуждений, доказательств.
К: формирование умения сотрудничать с соседом по парте.
Итог урока. Рефлексия
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какое задание вам далось легко?
- Какое задание вам далось с трудом?
- Спасибо за урок!
Отвечать на вопросы, подводить итоги.
Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.
Самооценка.
Оцените свою работу на уроке с помощью цветных карточек - сигналов:
Красный – всё понял, работал хорошо, ставлю оценку «5»
Зелёный – всё понял, но нужно повторить и потренироваться, ставлю оценку «4»
Жёлтый – не уверен, нужно повторить материал, ставлю оценку «3»
Оценивают свою работу на уроке
Р: формирование умения анализировать свою работе в течение урока, оценить работу по пятибалльной шкале
15