Разбор слова по составу и словообразовательный разбор
Класс 7 «А» - 08.12.2016г Учитель: Досбагамбетова Ажар Торебековна.
Тема урока «Разбор слова по составу и словообразовательный разбор слова»
Цель урока Научить учащихся выполнять морфемный разбор и словообразовательный разбор
Ожид.рез-ты Уметь производить морфемный и словообразовательный разбор.
Время Действия учителя Дейст.учеников Оцен-ие Ресур.
Ход урока
І.Организационный момент
ІІ.Психологический настрой.
ІІІ. «Учебный мозговой штурм»
Работа по схеме «Состав слова»
Расшифровка схемы
1. Корень – это главная значимая часть слова,…
2. Приставка – это значимая часть слова,…
3. Суффикс – это значимая часть слова,…
4. Окончание – это изменяемая значимая часть слова,…
5. Основа – это часть изменяемого слова без окончания.
6. Что изучает словообразование?
7. Назовите способы словообразования.
1.Отвечают на вопросы
Рефлек
сия поощре
ние
Слай
ды
Открытые и закрытые вопросы
ІV. Составление кластера «Приставочный способ и суффиксальный способ».(групповая работа)
Составляют кластер V. Введение новой темы.
1.Морфемный разбор – это выделение частей, из которых состоит слово. Например: читатель (корень, суффикс, суффикс)
При морфемном разборе указываются все части, из которых оно состоит.
2. Словообразовательный разбор слова – это выяснение того, как образовано данное слово, т.е. от чего и с помощью чего.
Например: читатель ←читать (суффикс, основа)
При словообразовательном разборе в слове указываются только те части, с помощью которых оно образовано.
Объяснение по плану (слайд)
1) План морфемного разбора.
2) План словообразовательного разбора.
VI. Работа по учебнику.
Упр.269. Данные слова записать в два столбика. В левый столбик выписать слова с суффиксами, а в правый – без суффиксов.
Упр.270. Обозначьте морфемный состав данных слов.
VII. Работа по тексту.
Упр.275.
1.Прочитайте текст «Пушкин и книги» (во время чтении текста показывается картинки о Пушкина на слайде)
2. Определите основную мысль текста.
3. Подберите к выделенным словам родственных слов.
VIII. Семантическая карта.
Определить способы образования данных слов: журналист, рассказчик, принес, детский, необыкновенный, выучить, прожить, котенок, книжка, перечитать, придорожный.
Приставочный способ Суффиксальный способ Приставочно-суффиксальный способ
IХ. «Синквейн». Составление пятистишия. (1.А.С.Пушкин. 2. Друзья.)
1. Существительное
2. Прилагательное
3. Глагол
4. Предложение
5. Синоним
Х. Итог урока:
1. Что нового узнали мы на уроке?
2. Какой разбор называется морфемным разбором?
3. Какой разбор называется словообразовательным разбором?
.
ХII. Комментирование оценок.
Дом.
зад-ие ХI. Задание на дом: стр.119, упр.274
Самооценка: Что прошло удачно:
Что прошло неудачно: