«Разбор слова по составу и словообразовательный разбор слова»
Предмет: Русский язык
7 класс
Тема: «Разбор слова по составу и словообразовательный разбор слова»
Цель урока: Научить учащихся выполнять морфемный разбор и словообразовательный разбор
Ход урока
І.Организационный момент
ІІ.Психологический настрой.
ІІІ. «Учебный мозговой штурм»
Работа по схеме «Состав слова»
Расшифровка схемы
1. Корень – это главная значимая часть слова,
2. Приставка – это значимая часть слова,
3. Суффикс – это значимая часть слова,
4. Окончание – это изменяемая значимая часть слова,
5. Основа – это часть изменяемого слова без окончания.
6. Что изучает словообразование?
7. Назовите способы словообразования.
ІV.Составление кластера «Приставочный способ и суффиксальный способ».
V. Введение новой темы.
1.Морфемный разбор – это выделение частей, из которых состоит слово. Например: читатель(корень, суффикс,суффикс)
При морфемном разборе указываются все части, из которых оно состоит.
2. Словообразовательный разбор слова – это выяснение того, как образовано данное слово, т.е. от чего и с помощью чего.
Например: читатель читать(суффикс, основа)
При словообразовательном разборе в слове указываются только те части, с помощью которых оно образовано.
Объяснение по плану(слайд)
1) План морфемного разбора.
2) План словообразовательного разбора.
VI. Работа по книге.
Упр.269. Данные слова записать в два столбика. В левый столбик выписать слова с суффиксами, а в правый – без суффиксов.
Упр.270. Обозначьте морфемный состав данных слов.
VII. Работа по тексту.
Упр.275.
1.Прочитайте текст «Пушкин и книги» (во время чтении текста показывается картинки о Пушкина на слайде)
2. Определите основную мысль текста.
3. Подберите к выделенным словам родственных слов.
VIII. Семантическая карта.
Определить способы образования данных слов: журналист, рассказчик, принес, детский, необыкновенный, выучить, прожить, котенок, книжка, перечитать, придорожный.
Приставочный способ
Суффиксальный способ
Приставочно-суффиксальный способ
IХ. «Синквейн». Составление пятистишия. (1.А.С.Пушкин. 2. Друзья.)
1. Существительное
2. Прилагательное
3. Глагол
4. Предложение
5. Синоним
Х. Итог урока:
1. Что нового узнали мы на уроке?
2. Какой разбор называется морфемным разбором?
3. Какой разбор называется словообразовательным разбором?
ХI. Задание на дом: стр.119, упр.274.
ХII. Комментирование оценок.