Конспект урока по русскому языку для 2 класса КРО. Фонетический разбор слова.


Конспект урока по русскому языку для 2 класса КРО.
Фонетический разбор слова.
Автор: Гулиенко Е.А.
учитель начальных классов
КГУ «РСКШИ №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», г.Рудный
2012-13 уч.год Описание материала. Предлагаю вам сценарий урока по русскому языку для 2 класса КРО: «Фонетический разбор слова».
Данный материал будет полезен учителям начальных классов работающих в классах КРО.
Цели:
1. Образовательные: знакомить детей с фонетическим разбором слова.
2. Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, развивать речевое внимание, речевую память, коррегировать звукопроизношение, развивать артикуляцию, развивать орфографическую зоркость, развивать зрительное восприятие и память, развивать мелкую моторику кистей рук (развитие плавности и ритмичности движений), развитие навыков самоконтроля.
3. Воспитательные: воспитывать умение работать в парах, в команде.
Оборудование: учебник, зеркало на каждого ребенка, камень и подушечка, карточки с изображением колокольчика и зачеркнутого колокольчика.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: - сегодня на уроке мы повторим все что знаем о звуках, будем учиться делать фонетический разбор слова. Но для этого надо хорошо уметь слушать звуки. Потренируем свои ушки.
Основная часть.
1. Игры на развитие фонетического восприятия.
Игра «Верно-неверно».
Описание игры: Взрослый показывает картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Игра «Похлопаем».
Описание игры: есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с детьми произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра «Кто как поёт»Описание игры: Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…Взрослый произносит звук, а дети отгадывают, кто(что) его издает.
Игра «Самый внимательный»
Цель: развитие фонематического восприятия, слуховой и произносительной дифференциации.
Описание игры: поднять соответствующую букву после произнесения слогов со звуками С – Ш: ос, ша, сы, шу, ши, ас, аш.
2. Минутка чистописания.
Учитель: - Послушайте скороговорку, выделите звук, который употребляется чаще других.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Верно, сегодня мы будем прописывать букву Т. Дайте характеристику этому звуку. Покажите правильную артикуляцию этого звука (с зеркалами).
Игра «Поймай звук»
Инструкция: если услышишь в слове звук Т – хлопни в ладоши.
Учитель произносит слова:
Игра «Назови слово на заданный звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, звукового анализа.
Описание игры: дети называют слова, на заданный звук.
Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие мелкой моторики кистей рук (развитие ритмичности, соразмерности движений).
Выполняются упражнения «Гусь», «Коза», «Колокольчик», «Петушок»
Анализ образца, показ учителя.
Дети прописывают: 1 строка – заглавная и строчная буква Ш, 2 строка - Накроши в окрошку картошки и горошку!
Учитель: - Найдите букву в слове, подчеркните. Где она стоит? Между какими буквами?
Дети: - стоит в середине, между о-и, о-к.
3. Артикуляционная гимнастика (выполняется с зеркалами).
Чередование упражнений «Улыбка», «Трубочка», «Болтушка», «Качели», «Часики», «Лошадка», «Грибок»
Дыхательное упражнение.: Учитель: - делаем упражнение «Приятный запах»: на вдохе наслаждаемся запахом цветка, на выдохе произносим фразу: «Хорошо! Очень хорошо! Очень приятный запах! Очень ароматный цветок!»
Работа над скороговоркой:
Три сороки тараторки тараторили на горке.
4. Повторение о звуках.
Учитель: - какие звуки мы знаем? Какие бывают согласные звуки? Какие у нас есть помощники?
Игра «Твердый – мягкий» с помощниками (камень, подушечка), «Звонкий – глухой» (карточки с колокольчиками)5. Фонетический разбор слова.
а) Объяснение учителя.
Слово: Роза.
Р – [р] – согл., звонк., твёрд. звук
О – [о] – гл., уд. звук
З – [з] – согл., звонк., твёрд. звук
А – [а] – гл., безуд. звук
4 б. 4 зв.
Динамическая пауза.
Развитие речевого внимания: игра «Внимательные ушки».
Я буду просить вас выполнить мои задания. Но вы выполняйте их, только если до задания я скажу «волшебное слово» – пожалуйста.
Учитель дает детям несложные инструкции (топайте; пожалуйста, прыгайте,..)б) Работа по учебнику.
С. 122 порядок разбора слова, образец разбора.
С. 123 упр. 297 – отгадай загадку, сделай фонетический разбор слова-отгадки.
в) Работа по вариантам.
С.124 упр.298
Психогимнастика.
Мы увидели красивый цветок, понюхали его: «ах!». Где мы? (в саду) Мы увидели лису, испугались: «ох!». Где мы? (в лесу) Мы увидели огромную тыкву, восхитились: «ух!». Где мы? (в огороде).
Когда услышите «ах!», покажите, что вы находитесь в саду. Когда услышите «ох!», покажите, что вы находитесь в лесу. Когда услышите «ух!», покажите, что вы находитесь в огороде.
Итог урока.
Учитель: - что нового мы узнали сегодня? Что вам понравилось? Что вызвало затруднения?