Грамота Буква, звук С


ПЛАН-КОНСПЕКТ
занятие в группе первого года обучения
Тема занятия: «Волшебство в городе согласных звуков». Согласные звуки IсI, IсI; буквы С, с. Слоги
Цель занятия: познакомить детей с буквой С, с как знаком звука.
Задачи:
– учить различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные;
– совершенствовать умение проводить звукобуквенный анализ слов, называть слова с заданным звуком;
– учить писать буквы по образцу;
– закреплять умение читать слоги, называя гласную смягчающую и не смягчающую;
– развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику;
– воспитывать готовность сотрудничать.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: сказка.
Материал: изображение домов красного и синего цвета, алфавит, пособие «Слоги слияния», набор картинок для изучения буквы С, пропись печатных букв, тетрадь, разноцветные кружки для схем.
План занятия
1.Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Работа по осмыслению и усвоению нового материала.
4. Физкультминутка.
5.Закрепление нового материала.
6.Подведение итогов.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Приветствие, подготовка к работе на занятии, проверка присутствующих.
2. Актуализация опорных знаний.
Ребята, вчера я получила очень интересное письмо (показываю конверт) из одной замечательной волшебной страны Грамматики. Там живут звуки, буквы и слова. Это наши давние друзья давайте вспомним, какие звуки живут в этой стране? Что они умеют делать и как?
Игра «Качели» - артикуляционная гимнастика. Читаем гласные по таблице.
Игра «Следопыты» - чтение слогов слияния (буква М)
Сейчас я предлагаю вам отправится в гости к буквам. Расскажите где они живут, где их дом? Правильно, это тетрадь в полосочку.
Внимание ! Повторяем стихотворение и готовимся к работе в тетради.
Я тетрадь свою открою.
И с наклоном положу,
Я, друзья, от Вас не скрою,
Ручку я вот так держу,
Сяду ровно, не согнусь,
Потому что не ленюсь!
Задание 1 Диктант печатных букв.(большие и маленькие). Слоги с буквой М. Слова. Звуковой анализ слова – мама.
3.Работа по осмыслению и усвоению нового материала
Послушайте, о какой истории написали звуки, буквы и слова.
Педагог рассказывает Сказку о чайнике.
Каждый раз, когда семейство собиралось садиться пить чай, старый эмалированный чайник начинал петь свою самую веселую пыхтящую песенку «Пых, пых, пых!»И все знали, что чайник радуется тому, что сейчас вся семья соберется в гостиной за круглым столом, накрытом старомодной белой скатертью. И посреди будет возвышаться сам чайник, рядом гордо вкинет острый носик его приятель - заварочный чайничек, а вокруг замрут хрупкими балеринами фарфоровые чашечки. И всем будет весело, и уютно, и вкусно пить ароматный чай…
Как-то утром на кухню принесли белого пластикового красавца – электрический чайник. Новый чайник был такой гордый, что никогда ни с кем из кухонной утвари не разговаривал и, уж тем более, не пел песни для обитателей квартиры. Он быстро, деловито и молча кипятил воду, а затем отключался. И как-то так получилось, что семья все реже стала собираться за круглым столом… И старомодную скатерть убрали в комод…Домочадцы суетливо плескали кипяток в большие аляповатые чашки, макали пакетики и торопливыми глотками выпивали получившуюся жидкость, стоя около кухонного стола…Эмалированный чайник стоял совсем пустой и больше не пел свои пыхтящие песенки. Он тосковал по теплу и уюту былых чаепитий. Электрический гордец был так самоуверен, что как-то раз попросту перегорел. И все тогда вспомнили об эмалированном чайнике, и наполнили его свежей водой, и поставили кипятиться.
Сначала чайник пел сердитую песенку «Пых-чих, пых-чих!» Это он немного дулся на обитателей дома за то, что они так долго про него не вспоминали. Но когда семья достала из серванта остроносый заварочный чайничек и хрупкие фарфоровые чашечки… А из комода - старомодную скатерть… Тогда в доме стало вновь тепло и уютно, и чайник снова запел свою самую веселую пыхтящую песенку «Пых, пых, пых!»
4. Физкультминутка.
Игра «Найди свой домик».
В разных концах комнаты находятся красный и синий домик. После произнесения определенного звука дети находят ее дом и становятся у нужного домика.
Скажите, как кипел чайник (большой, маленький)? Какой звук говорит наш рот? Давайте понаблюдаем за нашим ртом – артикуляционная гимнастика С С С. Ребята, а как мы произносим этот звук? Звуки, из какого города поют твёрдую и отрывистую и мягкую песню? Какой светофор загорается для этих песен?
Какая буква спешит к нам в гости, ведь это ее любимая песня? Давайте рассмотрим, как она выглядит. Назовите слова которые дружат с буквой С (в начале, в конце слова). Давайте напишем ее в воздухе.
5.Закрепление нового материала
А теперь отправимся в гости к букве С, а живет она в тетради. Выполняем задания по написанию буквы: рассматриваем картинки, выделяем заданный звук, записываем букву и обозначаем его нужным цветом.
В конверте есть еще картинки. Рассматриваем, называем слова СОК, САД. Предлагаю детям совершить волшебство – «разукрасить» звуки. Выполняем звуковой анализ (фонетический) слов обозначая его схематически - разноцветными кружками.
Предлагаю ребятам «спеть» любимые песни буквы С . Чтение слогов по таблице.
Мы разгадали тайну письма. Познакомились с новой буквой ….? С
6.Подведение итогов.
Вот и окончилось наше волшебное приключение. Какая буква к нам приходила в гости? Из какого города? Какая песня ее любимая? Что запомнилось и понравилось на занятии?
Литереатура1.Н.С.Жукова «Букварь» IТекстI / Н.С.Жукова. – Екатеринбург: Эксмо, 2002. - 96 с
2.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. IТекстI: учеб. пособие / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. - М.: Знание, 1993.
3.Москаленко Н.И. Учим детей грамоте: пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. IТекстI / Н.И. Москаленко. - Минск, Асар, 1998. - 48с.
4.М.Полякова «Как научить ребёнка читать» IТекстI / М. Полякова. – М.: Айрис Пресс, 2008. – 144с.
5.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста IТекстI : учеб. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
6.Шибаева А. Буква заблудилась. IТекстI / А. Шибаева. - Л., Издательство: ДЕТГИЗ, 2004. – 64с.