Конспект урока по литературному чтению на тему:Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». (3 класс)

Тема: Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий; составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Ход урока:
Организационный момент
Речевая разминка
Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
Прочитайте жужжащим способом.
Вам знакомы эти слова? Чьи они и откуда? (Да, нам знакомы эти слова. Их говорил козленочек на берегу реки, звал свою сестрицу. Эти слова из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)
Попробуйте прочитать их выразительно по памяти. (Учитель закрывает слова на доске.)
Проверка домашнего задания
Кто из вас помнит слова, которыми отвечала Аленушка? (Ах, братец мой Иванушка!/ Тяжел камень на дно тянет, / Шелкова трава ноги спутала, /Желты пески на груди легли.)
Домашнее задание мы проверим таким образом. Расскажите, как вы разделили текст на части. Как вы озаглавили каждую из них?
(Дети называют пункты плана, объясняя, какая часть относится к каждому из них.)
А сейчас по полученному плану расскажите сказку.
Введение в тему
Ребята, отгадайте загадку, загаданную пословицами и поговорками.
Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он все в лес глядит. Его ноги кормят. (Волк.)
(Учитель записывает отгадку на доске.)
У кого ты ни спроси
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
А зовут его... (Иван).
(Учитель записывает и эту отгадку.)
Посмотрите на эти два слова. Как они могут быть связаны на нашем уроке? (Мы будем читать о них сказку.)
Прочитайте название сказки. («Иван-царевич и Серый Волк».)
Кто ее автор? (Унее нет автора. Это русская народная сказка.) Итак, сегодня мы будем работать над новой сказкой. Прежде
чем перейти к чтению, отдохнем.
Физкультминутка
Мы танцуем «Хлопай-топай»
Утром, днем и вечером!
Лучший танец
«Хлопай-топай»,
Когда делать нечего...
Кем бы ни был ты отличник Иль совсем наоборот,
Разучи ты этот танец И танцуй его весь год!
Работа по теме урока
Знакомство со сказкой
(Читают учитель и хорошо читающие ученики.)
Словарная работа по ходу чтения
Караулы - воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.
Похйтник похититель.
Позарился зариться смотреть на кого-, что-либо с завистью, желать получить для себя.
Задблит одолеет.
Наутёк бегом (спасаясь от кого-либо).
Первичная проверка понимания
Каковы ваши впечатления от прочитанного?
Что вы испытывали, когда читали сказку вместе со мной и товарищами?
Работа над первой частью сказки
С чего начинается сказка? (Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.)
Как называется этот прием в сказке? (Зачин.)
Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками? (Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.)
Кто же воровал яблоки из сада? (Жар-птица.)
Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Как они относятся к отцу? (Все три брата любили отца, отно-
сились к нему с уважением. Они утешали его, когда он затосковал из-за вора в саду.)
Как они повели себя, когда он отправил их за Жар-птицей? (iОни поклонились ему и отправились в путь-дорогу.)
Кто из братьев самый ответственный? Почему? (Самый ответственный из них был Иван. Когда он стерег сад, то боялся даже присесть, не то что прилечь, чтобы не уснуть.)
5. Работа над второй частью сказки
Какое несчастье случилось в пути с Иваном-царевичем?
(Его коня съел Волк. А куда без коня идти ?)
Кто стал помогать герою? (Ему стал помогать Волк.)
Что необычного было в Сером Волке? (Серый Волк скакал синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает.)
Рефлексия
Подведение итогов урока
С какой сказкой вы познакомились?
Чему учились на уроке?
Домашнее задание
Перечитать сказку, приготовиться читать ее выразительно. Нарисовать иллюстрации.