Конспект урока по истории 6 класс на тему Откуда есть пошла земля русская
ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЗЕМЛЯ РУССКАЯ 6 класс
ЦЕЛЬ
Систематизация и обобщение изученного материала о повседневной жизни, обычаях восточных славян, усвоения характерных черт русского быта, воспитания любви к Родине.
На протяжении нескольких уроков мы с вами, ребята, изучаем жизнь восточных славян. Сегодня мы обобщим наши знания
Ход урока:
Учитель
Иные пути и начала
Ушли мы искать в города
И наша земля одичала
Без нашей любви и труда.
Мы быстро утратили корни
И песен великий запас
И стали грубей и покорней
И радость оставила нас.
И в мире дотошном и пошлом
Опошлились наши умы,
И, не вспомнив о прошлом,
Забыли грядущее мы.
Назад мы дороги не ищем,
Живя на своем этаже.
Не ездим к родным пепелищам,
Нам некогда ездить уже
Родной, родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом – это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
Горожанин: Из большого города вернулся я в свою старую деревню. Устал я от городской жизни. Тянет меня на свою малую Родину. Когда-то в этой деревне жили мои родственники. Но что же это? Вместо красивой добротной избы одни развалины, заросшие бурьяном.
Старик: Добрый день, сынок! Далеко путь держишь?
Горожанин: Здравствуйте, дедушка! Да вот, в деревню решил вернуться, хозяйство завести, вот только мне даже и жить негде. Изба-то вся завалилась.
Старик: Да! Видно, давненько ты сюда не заезживал. Горю твоему помочь, конечно, можно. Мастерового народа соберем да и за работу примемся.
Горожанин: Дедушка! Тогда вашего совета придерживаться буду! Избу по всем правилам построить нужно!
Старик: Это обязательно подскажу! Глянь, а вот и моя старуха идет!
Старуха: Здравствуйте всем, мир дому вашему. Вот и я со своими подарками.
Хотите покажу, что я в этом сундуке храню?
Горожанин: Конечно, бабушка.
Старуха: Я расскажу вам о своих полотенцах. В нем прослеживается вся жизнь человека. Вот белое, украшенное шторной вышивкой – на него принимают ребенка из купели после крещения.
Льняное, вышитое геометрическим и растительным черно-красным орнаментом крестиком – столешница, с ним можно и гостей встречать хлебом-солью.
Сотканное из цветных, красных и белых нитей, с небольшим количеством нитей желтого цвета, или черно-красная вышивка двойным крестом – это свадебные полотенца – убрус.
Рушники. Роскошные цветочные венки, вышивка-картины. Ими украшались окна, выходившие на улицу. Вышитые гладью, чудесные разноцветные растения. Эти рушники вешали в простенках между окнами.
Утирник и рукотерник – небольшое, узенькое полотенце с белыми кружевными прошвами, связанными крючком. Таких делали много, чтобы на всю жизнь хватило.
Жизнь неумолимо движется к закату. Наступает в доме такой день, когда кто-то умирает. Тогда распахивали окно и перебрасывали белое полотенце. Один конец на улицу, а другой оставался внутри жилища. Вот и стали полотенца семейными реликвиями.
И я хочу передать свой старый сундук доброму, хорошему человеку, чтобы он сохранил его с моими дорогими полотенцами и смог потом показать итх уже своим детям и внукам. (передает сундук горожанину).
Горожанин: Спасибо вам за рассказ интересный. Много нового узнали мы о семейных традициях русского народа. А что вы, ребята знаете о быте и нравах древних славян?
Класс разделен на три группы. Каждая группа готовила домашнее задание: рассказ о внутреннем убранстве и предметах русской избы; о женском костюме на Руси; о крестьянской утвари.
Старик, старуха и горожанин оценивают сообщения команд, ставят оценки.
Учитель: Спасибо ребята, ваши сообщения были очень интересными и познавательными. Итак, целью нашего урока является обобщение и углубление изученного материала о жизни древних славян.
В продолжение нашего рассказа взгляните на экран, давайте вместе с вами прочитаем слова А. Терещенко о славянских пирах. Славяне были гостеприимны, добродушны. И если ты с добром к человеку, то и он злого не сделает. Во Владимирской области народ был особенно богат: даже девушки из небогатых семей носили ожерелья из морских каменьев, а побогаче так и из . Как только девушки учились держать иголку в руках, так начинали шить себе приданое да подарки будущим родственникам. Чем больше приданого, тем девушка богаче и жених статный.
У каждой команды на столе есть конверт с заданием № 2. Необходимо за 3-5 минут составить рассказ из предложенных слов о жизни древних славян. И так, вперед..
Выполненное задание также оценивают старик, старуха и горожанин вместе с учителем.
Учитель: Следующим заданием у нас с вами будем следующее: у каждого из вас имеется конверт с ответами. Необходимо найти правильный на предложенное мною определение. Все определения вы сможете прочитать на экране. Пожалуйста.
Учитель: Заключительным моментом нашего путешествия в древний мир славян будет проверочный тест, где вы должны проявить активность, внимательность и знания. (На экране появляется тест, ребята после зачитывания вопросов учителем выбирают правильный ответ из предложенных трех вариантов.
Домашним заданием нашего урока является: составить синквейн по теме «Быт и нравы древних славян.
Если осталось время на экране даны дополнительные задания для ребят по теме.
15