Занятие по ПДД на тему Дорожная грамота
План- конспект внеурочного занятия «Азбука здоровья»
Токрановой Елены Юрьевны, учителя начальных классов
Место работы МОБУ СОШ №33 ст. Упорной
Тема занятия : « Дорожная грамота».
Класс: 3 А
Педагогические задачи: создать условия для закрепления правил дорожного движения , правил поведения пешеходов и пассажиров ; способствовать развитию монологической речи.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся соблюдать правила дорожного движения , правила поведения пешеходов , нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города и села ; осознавать ответственность за свои поступки.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – использовать общие приёмы решения учебных задач , осуществлять рефлексию способов и условий действий ; знаково - символические – использовать модели для решения познавательной задачи; предметные – знать правила дорожного движения , правила поведения пешеходов ; соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города ; логические – строить рассуждения.
Регулятивные : контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно- образными ( рисунками , таблицами), словесно-образным и словесно – логическим материалом при сотрудничестве с учителем , одноклассниками.
Коммуникативные: управление коммуникацией -осуществлять взаимный контроль ; взаимодействие- строить монологическое высказывание.
Личностные: самоопределение- демонстрируют самостоятельную и личную ответственность за свои поступки , установку на здоровый образ жизни ; нравственная- этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в различных ситуациях.
Средства обучения: компьютер , презентация о дорожных знаках, тест по системе голосования, документ-камера, модель светофора, рисунки.
Ход занятия
Формируемые УУД
Этапы занятия
Деятельность учителя и учащихся
1.Организационный момент
2. Введение темы урока
Здравствуйте, ребята!
- У нас на занятие сегодня много гостей, повернитесь к ним, посмотрите, улыбнитесь и не волнуйтесь.
- Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось удачным?
- Хорошее
- Желаю вам сохранить хорошее настроение в течение всего занятия
Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об очень важном. А о чем? Конечно, о правилах дорожного движения. Мы повторим дорожные знаки, правила пешехода и пассажира. Ведь каждый школьник должен знать, что нынешняя улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней. Но тот, кто твердо знает и точно выполняет правила дорожного движения, может не опасаться самой быстрой машины.
Строят понятные высказывания. Формулируют простые выводы
Оценивать правильность общения, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге
Вызвать интерес к занятию и готовность к учебной деятельности
3. Мотивация к деятельности
В класс входит инспектор ДПС.
-Ребята, здесь проходит занятие по правилам ДД? Значит я успел. Я очень торопился, чтобы познакомить вас с дорожной грамотой. Хотите узнать, что это такое?
- Да!
- А начнём мы её с правил воспитанного пешехода.
Учитель: -Товарищ инспектор, а наши ребята уже знают некоторые правила юного пешехода.
- Как знают, такие маленькие и уже знают правила?
-Ребята, правда знаете?
Сейчас мы это проверим!
Я вам расскажу одну историю про мальчика, который не соблюдал ПДД, а вы будьтевнимательны: Движеньем полон город – Бегут машины в ряд. Цветные светофоры И день,и ночь горят.
И там,где днём трамваи Звенят со всех сторон, Нельзя ходить зевая, Нельзя считать ворон. Но кто при красном свете Шагает напрямик? А это мальчик Петя Хвастун и озорник.
Волнуются шофёры Во все гудки гудят, Колёса и моторы Остановить хотят.
Свернул водитель круто, Вспотел как никогда: Ещё одна минута – Случилась бы беда.
И взрослые,и дети Едва сдержали крик Чуть не убит был Петя Хвастун и озорник.
4. Актуализация опорных знаний.
5. Повторение изученного.
6. Проверка знаний учащихся
7. Открытие новых знаний
8. Физминут
Инспектор:
-Ребята, почему же с Петей чуть не случилась беда? Какое важное правило не знал хвастун и озорник Петя?
Учитель:
Наши ученики могут Пете дать несколько ценных советов о том, как должен вести себя на улице каждый воспитанный пешеход.
Ребята рассказывают правила пешехода:
1.Ходи по тротуарам, только с правой стороны. 2.Переходи улицу по пешеходному переходу. 3.Переходи улицу на зеленый сигнал светофора. 4. На красный и желтый сигнал светофора нельзя переходить улицу. 5. При переходе дороги посмотри, не ли опасности, нет ли рядом машин. 6. Нельзя обходить стоящий автобус – это опасно. Подожди пока автобус отъедет от остановки. 7. При переходе улицы посмотрите сначала налево, дойди до середины, потом посмотри направо и продолжи путь. 8. Если переходишь дорогу с малышом, крепко держи его за руку. 9. Никогда не перебегай дорогу перед близко идущим автомобилем. 10. За городом нужно идти по обочине, навстречу транспортному потоку
Инспектор:
- Молодцы, ребята! Вы хорошо запомнили эти правила, а вот сможете ли вы применить их, если окажетесь на улице? Сейчас мы посмотрим!
Презентация-тест «Ситуации на улице»
Страничка для любознательных «А знаете ли вы?»
Сообщение ученика
Почему нельзя перебегать дорогу перед автомашиной?Мы живём в век скоростей. По современным дорогам мчатся быстроходные автомобили. Как вы считаете, 1 секунда – это много или мало? Для пешеходов 1 секунда – пустяк, шаг шагнуть. А для водителя секунда – вещь серьёзная. За одну секунду машина, идущая со скоростью 60 километров в час, проезжает более 16 метров, со скоростью 80 километров в час – 22 метра. Вот почему так опасно перебегать дорогу перед близко идущей машиной.
Инспектор:
-Да, действительно, ребята, я убедился в том, что вы хорошо знаете дорожную грамоту. Теперь я могу быть уверен, что с вами на дороге ничего плохого не случится. Ну а мне пора, меня ждёт работа. До свидания, ребята!
Действительно, знать правила – это важно, но кроме них на улице у нас есть ещё одни друзья-помощники, а какие, отгадайте.
Отгадайте загадку.
Он укажет поворот(показываю знаки)
И подземный переход.
Без него нельзя никак
Это друг –( дорожный знак!)
Верно, ребята, ни одна дорога, ни одна улица не обходится без помощи дорожных знаков. Их очень много и по своему назначению они делятся на несколько групп. Давайте вспомним, на какие группы делятся дорожные знаки?
Слайд «Группы дорожных знаков»
Предупреждающие;
Запрещающие;
Предписывающие;
Информационно-указательные;
Знаки сервиса
Игра «Собери знак» (музыкальное сопровождение «Папа купил автомобиль»)
Работа в группах.
Ребята должны собрать знаки дорожного движения из разрезного материала, назвать эти знаки и группы, к которым они относятся. Работа идёт под музыку «Папа купил автомобиль».
Тест с использованием системы голосования «Дорожные знаки»
Вы, ребята, много работали и устали. Давайте вспомним нашу физминутку.
А поможет нам провести физминутку ещё один друг- светофор. Ребята, а вы знаете, почему светофор называется светофором?
Страничка для любознательных «А знаете ли вы?»
Сообщение ученика о светофоре.
Почему светофор называется светофором?Начать надо с того, что слово это составлено из двух частей: «свет» и «фор».Слово «фор» произошло от греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель». А всё слово вместе – «светофор» - значит «носитель света», «несущий свет»Он и верно «несёт свет», причём чаще трёх разных цветов: красного, жёлтого,зелёного.
Под музыку
-Зелёный- шагаем;
Жёлтый – хлопаем;
Красный – стоим и машем головками.
Формулировать простые выводы.
Владение монологической и диалогической формами речи
Представление о видах и формах общения.
Осуществление анализа речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте.
Самостоятельное решение проблем поискового характера
9. Повторение изученного.
- Ребята, ответьте на вопрос. Когда мы идём по улице, то мы кто ? (Пешеходы)
А когда садимся в автобус или автомашину? (пассажиры)
Давайте сядем в автобус и отправимся в путь.
Мы едем, едем, едем
В далёкие края
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Ой, ребята, подождите! Ведь мы забыли с вами повторить правила пассажира. Давайте вспомним их.
Правила пассажиров.
1. Ожидать автобус, троллейбус или трамвай нужно только на остановке.
2. Нельзя толкать других пассажиров.
3. При посадке недопустимо расталкивать других людей, пытаясь быстрее зайти в транспорт. Если рядом с вами оказались пожилые люди или женщина с ребенком, в первую очередь, пропускают их. Также стоит вести себя и при выходе.
4. В салон автобуса следует заходить спокойно, никого не расталкивая. Возле дверей лучше не стоять. Там тебя будут постоянно задевать те, кто выходит, а открывающаяся дверь может и прищемить.
5. ЗАПОМНИ! Во время движения нужно сидеть, а если нет мест, то необходимо обязательно держаться за поручни. Иначе можно упасть и сильно удариться!
6. Нельзя отвлекать водителя во время движения, мешать другим пассажирам. Ни в коем случае нельзя: покидать автобус, выпрыгивая на ходу, стоять на ступеньках, мешая закрытию дверей, высовываться в окно.
7. Уступать место в общественном транспорте пожилому человеку или женщине, пенсионеру, инвалиду или молодой матери с ребенком.
8. Неприлично читать газету в развернутом виде в транспорте, это может помешать другим пассажирам.
9. В транспорте не допускается шуметь, включать музыку, громко смеяться или пристально разглядывать остальных
10. Недопустимо заходить в транспорт с распечатанным мороженым или бутылкой сока и воды.
11. Запрещено разбрасывать мусор в транспорте.
12. ЗАПОМНИ! Когда пассажир соблюдает правила – он в безопасности!
Картинки с ситуациями в автобусе проецируются через документкамеру
Игра «Запрещается, разрешается»
Учитель: Ребята, давайте поиграем в игру «Разрешается» - «Запрещается». Я буду называть действия пассажиров, а вы отвечайте «Разрешается» или «Запрещается».
Ехать зайцем , как известно.запрещается
уступать старушке место(разрешается)
Переход при красном свете
При зелёном даже детям
По проезжей части бегать
А ходить по тратуару
Заскакивать в автобус на ходу. (запрещается)
Высовываться в окно. (запрещается)
Толкаться. (запрещается)
держаться за поручни. (разрешается)
Громко разговаривать, шумно себя вести. (запрещается)
Сорить. (запрещается)
Молодцы! Все правильно ответили.
Представление о видах и формах общения.
Осуществление анализа речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте.
Самостоятельное решение проблем поискового характера
10. Итог занятия и рефлексия
- О чём мы сегодня вели беседу?
- Какие правила вспомнили?
Оцените свою работу на занятии. У вас на столе лежат по три шарика. Если вам на занятии было интересно, весело и вы многое запомнили, то выбираете зелёный шарик. Если сегодняшнее занятие вам не понравилось и вы мало чего узнали по пдд, то берёте красный шарик. Если вы не определились со своим настроением и сомневаетесь в ответе, берёте жёлтый шарик. А теперь надуваем шары и поднимаем их вверх.
Формулируют простые выводы
Обосновывают и оценивают собственную деятельность , отделяют знания от незнания . прогнозируют будущую деятельность.
Оценивают правильность выбора дорожных знаков
Осознают необходимость самосовершенствоваться и выражают желание осваивать новое.
Список литературы: Сборник программ по внеурочной деятельности.
Правила дорожного движения для начальной школы / Л.М.Гончарова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 251с.: ил. – (Здравствуй, школа!).
Интернет – ресурсы : Азбука безопасности ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
SchoolOtzyv.ru.
schoolmaster.ucoz.ru.
15