Русская грамота 1 класс Тема: Звук [j] и буквы Йй. Закрепление 
Русская грамота 1-2-100
Дата «___»________ 20___г                                                                                   Класс 1-«_Б_»
Тема урока: Звук [j] и буквы Йй. Закрепление
Цели  урока: 
1. Обогатить словарный запас учащихся словами с буквой Й; знать и уметь различать в словах звук и букву Й; писать и читать слова с данной буквой; формировать навык чтения сочетаний букв, слов, предложений.
2. Развить связную речь,  работать над развитием речи, памяти, внимания, мышления, фонематического слуха, воспитывать интерес к чтению; закрепить знания о правописании заглавной буквы.
3. Воспитывать стремление в получении новых знаний, самостоятельность, настойчивость.
Тип урока: урок закрепления  знаний
Прогнозируемые результаты:
• дети научатся находить и выделять в словах звук [й'];
• различать звуки [и] и [й'];
• читать слова с буквой й в конце, в середине и в начале слов;
• выяснят, что звук [й'] не образует слога-слияния, а примыкает к слогу-слиянию;
• сформируют навык чтения на всем диапазоне изученных букв;
• познакомятся с правилами дорожного движения, которые необходимо соблюдать на улицах города, посёлка, деревни;
• научатся вежливому обращению с людьми на улицах, в транспорте.
Ход урока:
1. Мотивация учебной деятельности 
- Прочитайте пословицы и объясните их значение. 
За старой головой, как за каменной стеной. 
Молодость плечами покрепче, а старость — головою. 
Корми деда на печи, сам будешь там.
- Подчеркните слоги со звуком [и] и [й']. Укажите их различие. Назовите непарные звонкие согласные.
2. Актуализация знаний
- К данным словам подберите подходящие слова. Мои (дома), мой (дом), моё (?), моя (?). Твои .... твой .... твоё..., твоя...
Свои    свой..., своё…, своя ...
- Прочитайте и укажите слова. Прочитайте слоги-слияния с согласной й: ий, пой, эй, чей, йо, май, ий, ей-ей, ай-яй-яй.
- Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить: смелый, герой, снайпер, война. (Первые два слова с й на конце, вторые два слова — ей в середине.)
3. Работа по теме урока
— Кто такой снайпер? (Это метко стреляющий солдат.) Прочитайте рассказ.
Вечный цветок
      У памятника павшим солдатам лежит вечный цветок. Он — то гвоздика, то роза, то василёк, то ромашка. Даже зимой, когда всюду снег и стужа, лежит цветок у памятника.
Откуда он берётся? Его приносят люди. Уберут увядший, положат свежий и скажут: Мы никогда не забудем вас, герои!
— Почему люди приносят цветы к братским могилам? 
- Теперь посмотрите фрагмент вашей любимой передачи. 
- Какие герои ещё появляются в детской передаче? (Каркуша...)
- Какие вежливые слова учили герои телепередачи? (Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста! Доброе утро! Добрый вечер!)- Какие ещё вежливые слова вы знаете? 
— Поиграем в игру «Образуйте новые слова» и запишем их.
— Послушайте считалку. Выпишите слова с буквой й.
— Заяц белый,
 — Куда клал? Куда бегал? 
— Под колоду.
— В лес дубовый. 
— Кто брал?
— Что там делал? 
— Родион.
— Лыко драл. 
— Выйди вон!
- Прочитайте слова: ТЕЛЕГА ТРАМВЫЙ АВТОБУС ТАКСИ САМОЛЁТ 
- Выберите те, которые обозначают городской пассажирский транспорт. Что это?
Дом на рельсах тут как тут. 
Всех умчит он в пять минут, 
Ты садись и не зевай, 
Отправляется...
(Трамвай)
- Рассмотрите карточки на доске.
Автобус, велосипед, троллейбус, метро, трамвай, самосвал, автомобиль.
-  Какой вид транспорта лишний? (Самосвал — это грузовой транспорт.)
Какие ещё машины пассажирского транспорта вы знаете? (Такси, самолёт, пароход, катер...)
- Как надо вести себя на улицах города?
Дети повторяют Правила дорожного движения.
— Что означает красный свет светофора? Жёлтый? Зелёный? На какой звук заканчиваются все эти слова? (На звук [й'].)
- Назовите знаки Правил дорожного движения (на доске карточки с дорожными знаками). 
- Выберите соответствующую карточку со словами: зелёный, красный, жёлтый и подставьте её к нужному предложению: Папа, мама и дочь остановились на разделительной полосе дороги. Учитель с детьми переходят дорогу. Старушка готовилась переходить дорогу.
Письмо. 
Работа по переводу печатного текста в письменный.
Дети пришли на айтыс.
Там игры и музыка. Всем весело!
 Игры, упражнения с буквой Й.
1. Игра «Найди ответ с заданной буквой». 
- Отвечай словами, в которых есть буква й:
Что бежит по рельсам? 
- Трамвай. 
Кто любит морковку?
 - Зайка. 
Чем поливают цветы?
 - Лейкой. 
Какой фрукт ты любишь?
 - Айву. 
Что пьешь по утрам?
 - Чай. 
2. «Волшебная цепочка». Измени букву - прочти слово. 
Майка, гайка, зайка, лайка, шайка. Лейка, рейка.
3. Самостоятельная работа. Прочти слова с буквой й (см. «Спутник букваря»).
4. Загадки
Скажи, кто дела так боится, Как палки — пес, Как камня — птица?  (Лентяй)
К маме-речке бегу И молчать не могу. Я ее сын родной, А родился весной.   (Ручей)
Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне, Я от зеркала, от лужи Пробегаю по стене.  (Солнечный зайчик)
На голове пуговка, В носу решето, Одна рука, Да и та на спине.  (Чайник)
На поляне шерстяной Пляшет тонконожка. Из-под туфельки стальной Выползает стежка.  (Швейная машина) Закипит — исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит. — Эй, сними меня! — кричит.  (Чайник)
Выпускает он листы Широченной широты. Держатся на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких: Если их не обойдешь — На себе их все найдешь.  (Репей)
Вырос в поле злой и колкий, Во все стороны иголки.  (Репей)
Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их руками.  (Троллейбус)
Может и разбиться, Может и свариться, Если хочешь, в птицу Может превратиться.  (Яйцо)
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что вы узнали о букве й и её звуке? (Звук [й'] всегда мягкий. Он не образует слога-слияния. При переносе не отделяется от впереди стоящей буквы.) Назовите все непарные звонкие согласные. Сколько их? (5 букв.)