Русская грамота 1 класс Тема: Звук [j] и буквы Йй.
Русская грамота 1-2-98-99
Дата «___»________ 20___г Класс 1-«_Б_»
Тема урока: Звук [j] и буквы Йй.
Цели урока:
1. Обогащение словарного запаса учащихся словами с буквой Й; знать и уметь различать в словах звук и букву Й; писать и читать слова с данной буквой; формировать навык чтения сочетаний букв, слов, предложений;
2. Развитие связной речи и чтение текста «Айтыс», воспитание уважения к праздникам, народным обычаям.
3. Воспитывать стремление в получении новых знаний, самостоятельность, настойчивость
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование, наглядность, ТСО: букварь, прописи, «Спутник букваря», мультфильм «Азбука-малышка», разрезная азбука, слоговая таблица для чтения, фишки для звукового анализа, видеоролики физкультминуток, карточки с заданиями.Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
Повторение пройденного. Актуализация знаний.
Звукобуквенный анализ слов: «ёршик», «блёстки».
Чтение с доски:
Ёлкин Егор
Ёжикова Ева
Егорова Елена
- На что указывают буквы Е и Ё?
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Выслушать ответы детей.
Вывод:
Никогда не забывайте,
Имя буквой выделяйте.
Запись в тетради (с доски)
Постановка учебной задачи.
2.
3. 1. Выделение звука [й] из слов «ой» и «йод».
- Как вскрикивают от испуга?
- Какой звук вам хорошо знаком?
- Какой звук встречали при чтении букв Е, , Ё в начале слова, после гласной и после мягкого знака? (Звук [й].)
2. Артикуляция (положение губ, языка и зубов), отнесение к согласным звонким мягким звукам.
Игра «Где звук?»
йодйогурт сильныйяма шайба линейка хоккей юг ель
4. Работа по теме урока.
1. «Добавь словечко в рифму». Какой звук общий для всех добавленных слов? (Звук Й).
- Что мы пели, угадай?- Кара... (вай).
- Что нам пели, угадай?
- Баю...(бай).
- Что за месяц, угадай?
- Месяц.... (май)
- Что в стакане, угадай?
- Сладкий... (чай).
2. «Доскажи словечко».
Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан ... (иней).
Много бед таят леса:
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге, От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка.
Как зверек зовется?... (зайка)
Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай.
Отправляется... (трамвай).
3. Возможный уровень: работа над пословицами. Объясните смысл пословиц:
Гуляй, да работу знай.
На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой добывай.
За ложку – первый, за работу - последний.
5. Работа с предложением и с текстом.
Словарь. Откуда взялся йод.
Йод
Заяц больше всего в жизни боялся волка, мышь - кота, а некоторые поцарапанные дети... йода. Когда они его видят, то начинают кричать и прячутся под кровать. Но если бы не йод, царапины долго бы не заживали, а из поцарапанного пальца долго шла бы кровь. Йод нужен не только для того, чтобы лечить царапины.
Если в воздухе, воде или еде совсем нет йода, то люди начинают болеть. Больше всего йода в морской воде и морском воздухе. Это потому, что в море растут водоросли, в которых очень много йода. Из этих-то водорослей и делают на фабрике йод.
На большой глубине в соленой воде трудолюбиво копят водоросли йод, не зная, что некоторые дети считают его своим злейшим врагом.
-Что интересного узнали о йоде? Из чего добывают йод?
-Проведем звуко-буквенный анализ слова «йод».Запись в тетрадь предложения:
Йод добывают из водорослей.
Динамическая пауза
6. Введение новой буквы Йй.
7. 1. Рассматривание буквы в «Букваре»: Заглавная и строчная буквы, печатная и письменная: чем похожи и в чем разница? Название буквы - й.
Рассмотреть зеленый квадратик, на котором написана буква й. Почему зеленая? (Обозначает мягкость согласного звука) Работа с лентой букв: вписывание буквы Й в ленту букв - согласные. Проверка знания других букв.
32105601619252. На что похожа буква?
Летает над калиткой птица,
Но на калитку не садится. (Е. Тарлапан).
И надела поясок, Н надела поясок. Буква Н надела ровно, Буква И — наискосок. Ты ей шляпку подари — Станет краткой Буква И. (А.Шибаев)
Летает над калиткой птица,Но на калитку не садится. (Е. Тарлапан)
- На что еще похожа буква? Подумай и расскажи.
3. Работа по запоминанию графического облика буквы: нахождение буквы в разрезной азбуке, складывание буквы из палочек (гибкой проволочки).2. Запоминание графического облика буквы Й: рассматривание заглавной и строчной печатной и письменной букв в букваре.
4. Сравнение букв И и Й:
Жили-были две сестры. Одна всегда носила красное платье, а другая - зеленое. Одна жила в домике для гласных, а другая - в домике для мягких согласных. Одна из них любила красиво одеваться, всегда носила бантик. А характер у нее был очень легкомысленный. Поэтому ее и не пускали в начало слова. Только в начало некоторых слов ей удалось пробраться, что очень огорчало сестру. Какие это буквы? Какие это слова? (Йод, йогурт)
Сказала «И» сестре родной:
-Вот ты, сестра. соседка.
Бываешь часто прописной.
А я ужасно редко.
-Ну, редко - это не беда
Иные буквы - никогда ! (Ъ, Ы, Ь)
Просмотр мультфильма «Азбука-малышка. Буквы Йй.»
5. Написание букв Йй в прописи.
Динамическая пауза
6. Место буквы в алфавите.
7. Чтение с доски:
ма мой лей лай рой вей
дай пой сей май вой пей
8. Работа по «Букварю»: чтение слогов и слов с новой буквой.
9. Чтение предложения: Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец, перец, арбуз)
Рефлексия. Подведение итогов.
Прозвени – ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.
2 урок
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
Приготовьте свои ушки и глазки,
Чтобы они могли всё видеть,
Слышать и запоминать.
2. Актуализация знаний. Повторение пройденного.
- С какой буквой познакомились на прошлом уроке? На что похожа буква?
- Возьмите зелёный карандаш и закрасьте все части рисунка,в которых вы видите буквы «Й» и «й».
- Какой звук имеет буква Й? Дайте характеристику звуку [j].
- Отгадайте загадки:
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей.
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший!
Без работы, хоть убей,
Жить не может … (муравей).
Звуко-буквенный анализ слов: муравей, попугай. Определение последовательности и количества звуков в слове, характеристика звуков. Перевод звуковой схемы в звуко-буквенную: вместо цветных фишек вписать буквы. Чтение звуко-буквенных схем с ориентировкой на гласные буквы. Обращаем внимание на произношение и написание безударной буквы О в слове попугай. Пишем букву О над схемой, так как она не совпадает со звуком.
3. Работа над темой урока.
Чтение.
1. Работа по «Букварю»: чтение слогов и слов с новой буквой.
2. Чтение предложения: Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец, перец, арбуз)
3. Игра «Соотнеси слово и рисунок». Свяжи слова с картинками: на доске размещены картинки и слова: муравей, зайка, линейка, йогурт-Задание: прочти слово - найди картинку.
4. Чтение в «Спутнике»: слоги, слова, предложения.
Динамическая пауза
Чтение
1. Слово учителя: - Сегодня мы пришли на айтыс. Знаешь ли ты, что такое айтыс? Это песенное состязание двух акынов. Чтобы участвовать в айтысе, нужно уметь сочинять стихи и музыку к ним.
2. Работа по картинке «Букваря». Рассматривание картинки. Что изображено на картинке? Кто соревнуется в айтысе? Где проходит айтыс? Кто слушает ребят? На чем они играют?
3. Чтение текста «Айтыс». Чтение текста по вопросам: Куда мы пришли? Что мы делаем? У кого домбра? Как ты думаешь, кто победит в айтысе?
4. Сочинение рассказа по картинке в «Букваре» «Мы на айтысе» с использованием опорных слов: домбра, играй, пой, слушай.
5. Творческая работа: расскажи о праздниках своего народа.
Письмо
1. Написание соединений: Йй,ой, ай, ый, ий.
2. Вставь пропущенные буквы и напиши слова:
ма . ка ле . ка сара .
3. Запись предложений:
Лей воду из лейки. У Айдара майка. Там зайка. А у Айши ла . ка.
4. Упражнение: «Буква потерялась». Вставь букву, прочти и напиши слово.
За...ка, ре…ка, ма…, ра…ка, скаме…ка, мураве…
4. Рефлексия. Подведение итогов.
1) различаем печатные и письменные, строчные и заглавные буквы Йй;
2) пишем буквы (строчную и заглавную) Йй, слоги, слова с буквой;
3) составляем звуко-буквенную схему с буквой й;
4) читаем слоги, слова с буквой й, предложения, текст; 5) пересказываем текст «Букваря», знаем народные обычаи (айтыс).