Описание технологий ТРКМ и кейс технологии
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Применение данной технологии способствует воспитанию личности, которая способна использовать приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненно-практических задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, действовать в соответствии с общественными ценностями. Может усиливать рефлексивные механизмы, обучать рефлексии, технологически ее обеспечивать. Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий. Например, на стадии осмысления, возможно эффективно применять метод “Инсерт”. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.
Эффективными для использования на стадии рефлексии являются приемы диаманты и синквейна. Синквейн является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности. Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
1-я строка – существительное, тема диаманты2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие– то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению4-я строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4 существительных, переход к антонимичным понятиям)5-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные явлению – антониму6-я строка – два прилагательных (по отношению к антониму)7-я строка – существительное, антоним теме.
Пример диаманты по истории, тема «Принятие христианства на Руси» 6 класс:
Язычество
Древнее, жестокое
Почитают, преклоняются, обожествляют
Многобожие, идол – храм, единобожие
Верят, крестятся, молятся
Православное, единое
Христианство
Развитие критического мышления способствует развитию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий:
Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
Развитие умения анализировать полученную информацию.
Технология кейс – метод это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Особенностью метода кейс - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика. Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя:
Индивидуальная самостоятельная работа обучающихся с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
Работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
Презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии.
В рамках использования кейсов на уроках применяют такие методы работы с информацией как: метод инцидентов, метод разбора деловой корреспонденции (баскетметод), примерами использования этого метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов, метод игрового проектирования, ситуационно-ролевая игра, метод дискуссии, метод кейс стадии.
Технология кейсов позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий. Кейс технология позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации.
На развитие коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий нацелена и технология портфолио. Портфолио – это технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для учащегося портфолио – организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. Отличительной чертой портфолио является его личностно-ориентированный характер:
- ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;
- ученик собирает материал в портфолио;
- в основе оценивания результатов лежат взаимооценка и самооценка.