Сценарий урока химии по теме «Окислительно-восстановительные реакции в вопросах ЕГЭ по химии». 
Класс: 11
Предмет: химия
Учитель: Ривьер Наталья Юрьевна
ОУ: МОУ СОШ №7 г. Углича Ярославской области
Сценарий урока химии по теме «Окислительно-восстановительные реакции в вопросах ЕГЭ по  химии».
Цель урока – обобщить, систематизировать и расширить знания обучающихся об окислительно-восстановительных реакциях.Задачи:
Образовательные:
Закрепить умения определять степени окисления элементов по формулам, определять окислитель и восстановитель в уравнении реакции, расставлять коэффициенты методом полуреакций.
Совершенствовать умения прогнозировать ход окислительно-восстановительной реакции в зависимости от реагирующих веществ и реакции среды раствора.
Показать разнообразие и значение ОВР в природе и деятельности человека.
Оценить усвоение знаний, умений и навыков по ОВР с помощью КИМов ЕГЭ.
Развивающие:
Развивать химическое мышление: анализ. Результатов эксперимента, установление логических связей.
Формировать умение пользоваться доступным для каждого уровнем знаний для решения конкретных задач.
Воспитательные:
Воспитывать осознанную потребность в знаниях;
Формировать научное мировоззрение.
Оборудование:
раствор KMnO4 H2SO4 KOH Na2SO3
Штатив с пробирками
Карточки-задания разного уровня сложности
Ход урока.
1 этап. Организационный момент (1 минута).
Добрый день! Тема урока «ОВР в вопросах ЕГЭ».
Мы подводим итоги в изучении этого вопроса и проводим тематический контроль уровня знаний. ОВР – наиболее распространённые реакции в природе и деятельности человека (фотосинтез, тканевое дыхание, металлургия). Но история ОВР была создана только к началу 20 века. Давайте вспомним её основные положения.
2 этап. Актуализация опорных знаний (7 минут).
Фронтальный опрос:
Что такое ОВР?
Как по уравнению определить ОВР?
Что такое степень окисления элемента?
Что такое окислитель, восстановитель, окисление, восстановление?
Какие существуют методы анализа ОВР?
Проанализируем методом полуреакций растворение золота (царь металлов) в царской водке. Почемув ней смешаны HNO3 и НСl в пропорции 1:3?                                                 +5                                      +2
Au+3HCl+HNO3        AuCl3+NO+2H2O
Вос-ль                 ок-ль
Au0 - 3ê       Au3+ 1 Окисление, восстановитель
(N+5O3)- +3ê + 4H+           N+2 + 2H2O 1 Восстановление, окислитель
3 этап. Объяснение нового материала.
На протекание ОВР оказывает влияние реакция среды в растворе, чтобы это почувствовать, рассмотрим поведение одного и того же окислителя (KMnO4) в разных средах. 
Проводим л/о, выявляем признаки реакций, записываем уравнения, расставляем коэффициенты методом полуреакций.
А                   10ê                                 +2
2KMnO4 + 5Na2SO3 + H2SO4               2MnSO4 + 5Na2SO4 + K2SO4
Ок-ль       в-ль                                 среда      бесцв.
розовый
(Mn+7O4) + 5ê + 8H+            Mn+2+4H2O 2 в-е, о-ль(S+4O3)2- - 2ê + H2O        (S+6O4)2- + 2H+ 5 о-е, в-ль
2(Mn+7O4)- + 16H+ + 5(SO3)2- + 5H2O          2Mn+2 + 8H2O + 5(S+6O4)2- + 1H+
2(Mn+7O4)- + 6H+ + 5(S+4O3)2-             2Mn+2 + 3H2O + 5(S+6O4)2-
     6ê
Б KMnO4 + Na2SO3 + 2H2O       2MnO2    + 3Na2SO4 + 2KOH
розовый                                   бурый
(MnO4)- + 3ê + 2H2O         MnO2 + 4OH- 2 в-е, о-ль(SO3)2- + 2ê + H2O        (SO4)2- + 2H+ 3 о-е, в-ль
2(MnO4)- + 3(SO3)2- + 7H2O        2MnO2 + 3(SO4)2- + 6H2O + 2OH-
2(MnO4)- + 3(SO3)2- + H2O        2MnO2 + 3(SO4)2- + 2OH-
В KMnO4 + Na2SO3 + 2KOH        2K2MnO4 + Na2SO4 + H2O
Розовый                                 зол.
(Mn+7O4)- +1ê         (Mn+6O4)2- 2 в-е, о-ль(SO3)2- - 2ê + 2OH-         (SO4)2- + H2O 1 о-е, в-ль
Итак, среда существенно влияет на изменение степени окисления элементов в ходе ОВР.
кислота Mn+2
KMnO4 вода  MnO2
О-ль(MnO4)2-
4 этап. Обобщающий контроль по теме ОВР.
Обучающимся предлагается на выбор решить 
3 задачи части А,
 за задание части А + задание части В
1 задание части СИтого: 3 балла.
Часть А. Вопрос А24.
Укажите соединение, где марганец проявляет нечётную степень окисления.
А) MnF2   б) K2MnO4   в) Mn2O7   г) Mn3(PO4)2
Окислительно-восстановительной является реакция
А) CH4 + 2O2       CO2 + 2H2O
Б) CaO + CO2      CaCO3
В) HCl + NaOH      NaCl + H2O
Г) NH3 + HCl      NH4Cl
Указано изменение степеней окисления фосфора в реакциях. Укажите процесс оксиления.
А) p+5      p+3    б) p-3     p+5       в) p+5        p0      г) p0     p-3
Часть А (вопрос А24) + часть В (вопрос В2).
Железо не окисляется в реакции
А) 2FCl2 + Cl2            2FeCl3
Б) FeCl2 + 2NaOH       Fe(OH)2 + 2NaCl
В) 3Fe + 4H2O      Fe3O4 + 4H2
Г) Fe + 2HCl      FeCl2 + H2
Установите соответствие между схемой химической реакции и изменениям степени окисления восстановителя.
Схема реакции Изменение с.о. восстановителя
А FeCl3 + HJ      FeCl2 + J2 +HCl1 Fe+3                 Fe+2                 
Б FeCl2 + Cl2         FeCl3 2 2J-                    J20
В KClO4          KCl + O2 3 2O-2                 O20
Г FeO4 + HJ      FeJ2 + J2 + H2O 4 Fe+2                  Fe+3
5 Cl+7                   Cl-
6 Cl20                    2Cl-
А Б В Г
Часть С.
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
KNO2 + KJ + H2SO4       J2 + NO + …. + ….
5 этап. Подведение итогов.