Конспект урока. Относительная влажность воздуха и её измерение. Психрометр. 
КГКС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа I-II вида»
«Относительная влажность воздуха и её измерение. Психрометр»
(конспект урока)
                                                                              Провела:
                                                                                                  учитель физики
                        Русина Н.А.
г. Барнаул, 2014 год
Тема: Относительная влажность воздуха и её измерение. Психрометр.
Цель урока:                                                                                                                                        вызвать объективную необходимость изучения нового материала, способствовать  овладению знаниями по теме « Влажность воздуха»,
ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и познакомить с приборами для измерения влажности воздуха.                                                                                                      
Задачи:
образовательная: 
-выяснить теоретические знания обучающихся по теме "Испарение. Кипение"; 
-сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы; 
-продемонстрировать способы измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения  психрометра;
 -на материале урока указать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.
коррекционно - развивающая:
-развивать логическое мышление обучающихся;
-развивать монологическую и диалогическую речи;
-развивать у обучающихся мыслительные операции: анализ, сравнение, обучение;
-развивать связную речь обучающихся;
-формировать умение строить логические высказывания;
-активизировать словарный запас обучающихся;
-корректировать и развивать навык самоконтроля за звукопроизношением.
воспитательная: 
-побуждать интерес к изучаемому материалу;
-воспитывать нравственные качества;
-способствовать воспитанию умений и навыков рационального использования своего времени, планирования своей деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Методы: 
учебная игра "взаимоопрос"; 
рассказ-беседа; 
фронтальный эксперимент; 
работа с учебником; 
практические упражнения. 
Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать.
Оборудование: 
психрометрическая таблица; 
таблица зависимости давления и плотности насыщенного пара при различной температуре; 
изображения гигрометров и прибор психрометр; 
два термометра; 
кусочек марли; 
сосуд с водой комнатной температуры; 
глобус земли;
разноуровневые задания. 
Словарь: Относительная влажность воздуха и её измерение. Психрометр - прибор для измерения влажности воздуха. Влажность воздуха измеряется в процентах.
План урока: 
Организационный момент (3 мин.). 
Опрос обучающихся: взаимоопрос (7 мин.). 
Изучение нового материала (15 мин.). 
Закрепление, отработка умений (8 мин.). 
Подведение итогов урока  повторение  контроль (5 мин.). 
Задание на дом (2 мин.). 
Ход урока:
I. Организационный момент
 (приветствие, подготовка детей к работе на уроке, эмоциональный настрой).
1. Фонетическая разминка:
Целевая установка: будем хорошо произносить все звуки, соблюдать знаки орфоэпии.
Произнести на одном выдохе: а о у и я
[щ]
ща- щу- ще
аще- уще- ыще
аще – превращение
ище – насыщенный
уще – сгущение
Насыщенный пар, превращение энергии, сгущение тумана. 
Количество теплоты, поступающее из окружающей среды.
2. Речевая разминка:
 Целевая установка: будем отвечать на вопросы. 
Работа за экраном.
- Кто сегодня дежурный в классе?
- Назови отсутствующих.
3. Работа за экраном. 
Повторите: испарение жидкости, насыщенный пар, скорость испарения жидкости зависит от площади её поверхности.
II. Актуализация знаний.
Учитель: По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше. Сначала мы вместе восхитимся вашими глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос по теме "Парообразование и конденсация".  
  Опрос обучающихся. (1 слайд)
Учитель: 
Процесс перехода вещества  из жидкости в газ, происходящий с поверхности жидкости называется (испарение).
Процесс перехода вещества  из жидкости  в газ называется  (парообразование).
Процесс перехода вещества  из жидкости в газ, происходящий по всему объёму жидкости называется  (кипение).
Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется  (насыщенный пар).
Пар, не находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется  (ненасыщенный пар).
Работа по карточкам.
Карточка №1.
Вопрос.
От чего зависит скорость испарения жидкости? 
Ответ: Испарение зависит от: а) рода жидкости, б) температуры, в) площади поверхности жидкости, г) наличия ветра. 
Испарением называют явление...
А. перехода молекул в пар с поверхности и изнутри жидкости
Б. перехода молекул из жидкости в пар
В. перехода молекул из пара в жидкость
Карточка №2.
Вопрос.
Из пяти капель на стекле (вода, подсолнечное масло, нашатырный спирт, эфир, бензин) последней испарится капля:
Ответ:
а) воды, б) подсолнечного масла, в) нашатырного спирта, г) эфира, д) бензина.
         2. Внутренняя энергия при испарении жидкости...
А. не изменяется
Б. увеличивается
В. уменьшается
Карточка №3.
Вопрос.
Почему горячий чай остывает быстрее, если на него дуть?
Ответ: если дуть на чай, то испарение происходит быстрее и жидкость охлаждается.
При наличии ветра испарение происходит...
А. быстрее
Б. медленнее
В. с такой же скоростью, как и при его отсутствии
Карточка №4.
Вопрос.
В какую погоду скорее просыхают лужи от дождя: в тихую или ветреную; в теплую или холодную?
Ответ: ветреную, теплую.
Испарение происходит
А. при любой температуре
Б. при температуре кипения
В. при определенной температуре для каждой жидкости
Карточка №5.
Вопрос.
Зависит ли скорость испарения жидкости от температуры?
Ответ: а) зависит, чем выше температура жидкости, тем быстрее происходит испарение, б) не зависит, в) увеличивается, г) у одних жидкостей скорость уменьшается, у других увеличивается. 
При увеличении площади свободной поверхности жидкости скорость испарения
А. не изменяется
Б. увеличивается
В. уменьшается
Учитель: Итак, по тому, как вы ответили, складывается вполне ясная картина того, как каждый из вас сегодня готов к уроку, на какие моменты стоит обратить внимание и доучить.
 III. Изучение нового материала. (2 слайд)
Учитель: Ц.У. Снимите аппараты, наденьте наушники.
Медики утверждают, что хорошее самочувствие человека складывается из многих факторов: атмосферного давления, температуры окружающей среды, магнитного поля Земли и влажности воздуха. Оказывается оптимальная для человека влажность лежит в пределах 4060%. Наша задача, выяснить, что же понимают под влажностью воздуха и  как ее можно определить.
Читаем тему и план урока.  (3 слайд)
Понятие и значение влажности воздуха. 
 Виды влажности воздуха, формула для расчёта влажности воздуха.
Определение точки росы.
Виды приборов для определения влажности      воздуха.
 Принцип действия гигрометра и      психрометра.
Необходимость определения влажности воздуха.
Ц.У. Откройте тетради, запишите: число, классная работа, тема урока. 
Понятие и значение влажности воздуха. (4 слайд)
Учитель: Итак, начнем наш разговор с того, что из курса географии вам известно, что поверхность Земли покрыта на две трети водой (демонстрирую географический глобус Земли).
С поверхности морей, рек, водоемов самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре происходит испарение, вследствие чего в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар. Количество пара, содержащегося в атмосфере, играет очень важную роль для жизни на Земле, в том числе и на самочувствие человека. 
Также, для предсказания погоды, атмосферных явлений необходимо следить за влажностью воздуха. Влажность воздуха говорит о наличии водяного пара в атмосфере. 
Виды влажности воздуха. Определение абсолютной и относительной     влажности воздуха, формула для расчёта. (5 слайд)
Как же определить влажность воздуха?
Для этого, во-первых, необходимо знать количество водяного пара в единице объема воздуха. Для этого вводится понятие абсолютная влажность воздуха, которая показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объемом 1 м3 при данных условиях (т.е. при данной температуре и атмосферном давлении).
Обозначается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] абсолютная влажность воздуха  плотность водяного пара [единица измерения  кг/м3].
При тех же условиях водяной пар может быть насыщенным. Существуют специальная таблица, в которой для каждого значения температуры и давления приводится значение плотности насыщенного водяного пара, которая обозначается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]0. Такая таблица находится в ваших сборниках задач по физике, страница 257.
Зная значения плотности насыщенного пара и пара, содержащегося в атмосфере, можно определить, насколько отличается при данных условиях водяной пар от насыщенного пара. Для этого вводится понятие относительной влажности воздуха, которая равна отношению абсолютной влажности воздуха к плотности насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженному в процентах.
Обозначается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] относительная влажность воздуха. Посмотрите на определение и как мы с вами обычно делаем из определения попытайтесь записать формулу, для расчета относительной влажности воздуха. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]=([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]/[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]0)*100%
Определение точки росы. (6 слайд)
Учитель: Не меняя массу содержащегося в атмосфере водяного пара его можно сделать насыщенным, если изменять температуру, а именно понижать. Температура, при которой пар, содержащийся в атмосфере становится, насыщенным, называется  точкой росы. Откуда такое интересное название?                                                                                  Каждый из вас неоднократно наблюдал такие природные явления, как появление тумана или выпадение росы. Почему и как это происходит? 
По утрам, когда температура воздуха понижается, пар охлаждается и при некоторой температуре становится насыщенным. Дальнейшее понижение температуры окружающей среды приводит уже к конденсации этого пара в виде появления тумана и росы. Роса свидетельствует о том, что влажность была 100%. 
Виды приборов для определения влажности      воздуха. (7 слайд)
Учитель: Относительную влажность можно измерять с помощью ряда приборов, специально созданных для этого. Это гигрометры и психрометры. 
1. Гигрометры (волосной и конденсационный)  рисунок 1, рисунок 2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 2.
2. Психрометр   рисунок 3, рисунок 4.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 3.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 4.                                                                                                                                                                 
 Принцип действия гигрометра и      психрометра.
Читают обучающиеся из учебника стр. 58, 1 раздел – гигрометр конденсационный, 3 раздел – гигрометр волосяной, 4 раздел – психрометр. 
Демонстрация психрометра. Памятка. Как работать с прибором. (8 слайд)
 Закрепление изученного материала. (9 слайд)
Необходимость определения влажности воздуха.
Учитель: Для чего нужно знать влажность воздуха?
Ответы обучающихся. Опора стр. 59,  2 абзац.
Учитель: 
Задача 1. Определите относительную влажность воздуха  в классе.
Вызывается один ученик к доске, решается задача.
Задача 2. Разность показаний сухого и влажного термометров равна 40С. Относительная влажность воздуха 61%. Чему равны показания сухого и влажного термометра.
(Ответ tc=150C? tвл=110С).
Задача 3. Влажность воздуха равна 78%, а показание сухого термометра равно 120С. Какую температуру показывает влажный термометр? 
(Ответ: tвл=100С).
№ 893(масса/ объем)
№ 897 
Подведение итогов урока. (10 слайд)
Рефлексия
Учитель: 
-Что изучали на уроке?
-Что нового узнали?
-Что запомнили?
     2.  Работа за экраном.
 Повтори: влажность воздуха измеряется в процентах, относительная и абсолютная влажность воздуха, психрометр - прибор для измерения  влажности воздуха в помещении.
Домашнее задание. 
Карточка№1.
Разность показаний сухого и влажного термометров равна 50С. Относительная влажность воздуха 66%. Чему равны показания сухого и влажного термометра?
Карточка№2.
Влажность воздуха равна 72%, а показание сухого термометра равно 280С. Какую температуру показывает влажный термометр? 
Карточка№3.
Сухой термометр показывает 21 0C, а смоченный 16 0C. Найти относительную влажность воздуха.
Карточка№4.
Разность показаний сухого и влажного термометров равна 30С. Относительная влажность воздуха 72%. Чему равны показания сухого и влажного термометра?
Карточка№5.
Влажность воздуха равна 91%, а показание сухого термометра равно 200С. Какую температуру показывает влажный термометр? 
Оценивание работы обучающихся на уроке.