Обобщение опыта работы «Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета «Математика»

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования




ПРОЕКТ

«Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета «Математика»





Ф.И.О. участников рабочей группы
Сапаева И.А, учитель математики
МБОУ «СОШ №64» Московского района, г.Казань
Беркутова Г.А., учитель математики
МБОУ «СОШ №70» Кировского района, г.Казань



Научный руководитель
Ахметшина Гульсия Хабриевна –
старший преподаватель
отдела общего образования ПМЦ ПК и ППРО КФУ

Казань – 2016
Содержание
1. Введение. стр.
1.1. Цель проекта.3
1.2. Задачи проекта..4
1.3. Ожидаемые результаты реализации проекта.4
1.4. Методы диагностики..4
1.5. Срок реализации проекта.....5
1.6.Место реализации проекта...5
1.7. Целевая группа проекта ..5
1.8. Этапы реализации проекта..5
2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся, испытывающих стойкие затруднения в обучении математике.

2.1. Причины школьной неуспеваемости...6
2.2. Типология учащихся, входящих в группу риска...9
2.3. Система работы учителя по оказанию поддержки учащимся, испытывающим затруднения в обучении ..11 2.4.Технология работы c учащимися, входящими в группу риска .14
3. Реализация проекта.
3.1.План мероприятий по реализации проекта..... .19
3.2.Ресурсы.............................21
3.3.Литература и ресурсы.................22
3.4.Заключение..23
4. Проектные продукты.
Приложение 1. Комплексная диагностика учащихся с недостаточной математической подготовкой (7 класс) .....25
Приложение 2. Основные причины неуспеваемости26
Приложение 3. Составляющие для реализации повышения качества обучения.26
Приложение 4. Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке27

1.Введение.
«Научить человека играть на флейте
можно только в том случае, когда
он сам будет на ней играть».
Сократ

Одной из приоритетных задач, стоящих перед отечественным образованием, является проблема обучения детей с особыми образовательными потребностями. Особые потребности – выражение, которое применяют в отношении людей, чья социальная, физическая или эмоциональная исключительность требует специального обращения или услуг, позволяющих им развить свой потенциал. Исключительность – термин, применяемый для обозначения заметного отклонения от средних показателей, с точки зрения физического, интеллектуального или эмоционального поведения, способностей или навыков. Это двойственное понятие, поскольку оно может указывать как на заметное превосходство, так и на значимые недостатки. Понятно, что дети с исключительностью выше или ниже среднего нуждаются в специальном обучении, а педагоги, осуществляющие это обучение, – в соответствующей подготовке.
В реальной педагогической практике учителю часто приходится работать с особенными детьми, обучающимися в условиях обычной школы. Последнее положение актуализирует необходимость формирования готовности будущего учителя вообще, и учителя математики, в частности, к обучению «нестандартных» детей. Учителя математики должны владеть методикой обучения математике детей с дисгармоничным развитием и трудностями в усвоении учебных программ .


1.1. Цель проекта:
Цель данной работы – показать возможность формирования положительной мотивации учебной деятельности и повышения результативности образовательного процесса путем использования развивающих заданий и учета психофизиологических особенностей учащихся. Создание условий для успешной деятельности ребенка предполагает применение системы приемов, повышающих мотивацию учащихся, их заинтересованность, что в свою очередь является основой для повышения результативности учебной деятельности.
Разработать рекомендации по организации системы работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета «Математика»

1.2.Задачи проекта:
1. Раскрыть причины школьной неуспеваемости
2. Дать психологическую характеристику типологии учащихся, входящих в группу риска.
3 Выявить систему работы учителя по оказанию поддержки учащимся, испытывающим затруднения в обучении.
4 Внедрить в свою работу разработанные рекомендации и технологию работы c учащимися, входящими в группу риска по повышению качества знаний по математике.
1.3.Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Повышение уровня математической компетентности, качества знаний учащихся.
2. Повышение интереса, самостоятельности, активности учащихся на уроках
3. Психологическое благополучие и сохранение здоровья школьников
4. Успешная сдача выпускниками ОГЭ и ЕГЭ

1.4. Методы диагностики:
Проведение тестов по выявлению причин и учащихся , испытывающих затруднения в обучении математики.
Проведение самостоятельных и контрольных работ, тестов на основе индивидуального и дифференцированного подхода.
Сравнение результатов контроля знаний, проведенных традиционными и дифференцированными методами.

1.5. Срок реализации проекта :
март 2016-сентябрь 2016 гг.

1.6. Место реализации проекта:
МБОУ «СОШ №64», «СОШ №70», г.Казань
1.7. Целевая группа проекта:
Сапаева И.А, учитель математики МБОУ «СОШ №64» Московского района, г.Казань,
Беркутова Г.А., учитель математики МБОУ «СОШ №70» Кировского района, г.Казань
1.8. Этапы реализации проекта:
1. Предварительная подготовка: (февраль 2016г. – март 2016г.)
- знакомство с основными понятиями;
- выбор интересующей темы проекта;
- построение плана действий;
- поиск и сбор нужной информации.
2. Практическая часть: (март 2016г. – апрель 2016г.)
- проведение занятий, в основе которых лежат методы дифференцированного, личностно-ориетированного обучения;
- чтение методической литературы;
- эвристические беседы по изучаемым темам;
- обобщение опыта по разрабатываемым темам (составление докладов);
- диагностирование (проведение тематических контрольных срезов)
- копилка методических «находок».
3. Заключительный (апрель 2016 – сентябрь 2016г.)
Мониторинг и диагностика (для сравнения полученных результатов работы по проекту)
2.Психолого-педагогическая характеристика учащихся, испытывающие стойкие затруднения в обучении математике
2.1. Причины школьной неуспеваемости.
Современная действительность представляет высокие требования к взрослому человеку. Но требования растут и к ребёнку - будущему полноправному члену общества. В первую очередь, это касается  школьного образования.   Мало определить ребёнка в школу, надо сделать так, чтобы он умел получать знания, которые ему там дают. В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в школе. Причины, которые вызывают это, многозначны: решить их «одним махом» невозможно но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. Неуспеваемость, особенно если она проявляется ещё в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребёнком обязательной школьной программой. Именно в начальной период обучения у детей закладывается фундамент знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие  этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребёнку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины неуспеваемости установить, какие из них действуют в конкретном случае, и уметь или устранить их, или корригировать последствия. Причины неспешности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А.Данилов, В.И.Зыков, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Смирнов Л.С., Славина Ю.К. , Бабанский ). Особенности обучения в современной школе связаны со всё нарастающим объёмом информации, значительной интенсификацией прохождения материала, с постоянной модернизацией и усложнением учебных программ.                
Испытывая систематические трудности в учебе, дети теряют сначала интерес к «трудным» предметам, а затем и к школе в целом. Начальное отставание в учебе ведет к педагогической запущенности, трудновоспитуемости, школьной и социальной дезадаптации в подростковом возрасте. Своевременная педагогическая и психологическая помощь таким школьникам является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
Поэтому одними из задач организации помощи детям являются: формирование мотивации учения как побудительной силы и развитие любознательности, так как познавательная активность у наших детей снижена.
Одной из глобальных проблем современности является экология детства. Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящий момент в России. Недавний глубокий общественный и экономический кризис сопровождается резким снижением показателей социальной защищенности и здоровья детей. Это приводит, в частности, к тому, что на этапе поступления в школу и в условиях школьного обучения все большее количество детей обнаруживают признаки социально-педагогической запущенности, недостаточности в развитии школьно значимых психофизиологических и высших психических функций. В частности, по статистическим данным, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% составляют те, у кого еще в младших группах детского сада были обнаружены очевидные расстройства нервно-психической сферы.
Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2–2,5 раза, достигнув 30% и более. По данным медицинской статистики за 9 лет обучения в школе (с первого класса по девятый) количество здоровых школьников сокращается в 4–5 раз, составляя лишь 10–15% от общего числа учеников. Слабое здоровье дошкольников становится одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. Напряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению здоровья ослабленного ребенка.
До недавнего времени такие дети не получали в системе образования необходимой помощи. В одних случаях они учились в обычных классах, фактически выпадая из обучения уже на начальном его этапе, становясь по мере продвижения по ступеням школьной лестницы неуспевающими, второгодниками, трудными. В других – переводились в специальные школы и классы для детей умственно отсталых или с глубокой задержкой умственного развития, что не соответствовало характеру их проблем и наносило непоправимый ущерб их социальному росту. Взрослея и обретая физическую силу в неадекватных для них условиях обучения, такие дети, как правило, преждевременно отсеивались из школы, в большинстве случаев становясь наиболее опасным, деструктивным элементом общества.
Своевременное выявление причин, которые приводят к неуспеваемости и дезадаптации учащихся, и внедрение инновационных технологий обучения могут улучшить условия обучения детей рассматриваемой категории. Это, в свою очередь, снизит возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств, как последствий отрицательных эмоций, и различных форм девиантного поведения, которые являются своеобразной неадекватной компенсацией неуспеваемости.
Сегодня успешное функционирование общеобразовательной школы и любого образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной системы педагогической помощи таким детям, основанной на результатах комплексной диагностики и новых научно-обоснованных организационных и методических формах деятельности.

На успеваемость учащихся оказывают влияние и специфические возрастные моменты. Известно, что наименьшее число успевающих приходится на пятые, шестые и девятые классы. Эта тенденция характерна для многих стран и, очевидно, отражает некоторые общие закономерности. В частности, в этот период отмечается замедление темпов роста, качества интенсивности умственной деятельности, повышаются утомляемость и возбудимость нервной системы. Эти возрастные особенности школа может усиливать или нивелировать

2.2.Типология учащихся, входящих в группу риска.
Дети риска как особая типологическая группа в составе детского населения категоризированы сравнительно недавно. К группе риска отнесены дети, которые в силу физической и психологической ослабленности, психосоциальной запущенности характеризуются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшее, чем сверстники, качество приспособительных, адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки. Вместе с тем, дети риска имеют соответствующие возрастным нормативам умственные способности, чем отличаются от детей с ЗПР, относящихся к дефектологическому контингенту
1.Группа академического риска.
Дети с дефицитом в развитии школьнозначимых психофизиологических функций: дети с недостаточным уровнем развития пространственной ориентации; дети с недостаточным уровнем развития координации в системе глаз-рука; дети с недостаточным развитием мелкой моторики руки; дети с недостаточной подвижностью глазного анализатора, слабым уровнем развития тонкости и дифференцированности зрительного восприятия; дети с пониженной обучаемостью; дети со слабой памятью; дети с низкой работоспособностью; дети с низким уровнем развития комбинаторных способностей.
Дети с речевыми проблемами: дети с низким уровнем развития фонематического слуха; дети с общим недоразвитием речи; дети с дефектами речи; дети, обучающиеся не на родном языке.
Дети, педагогически запущенные: дети с ограниченным кругозором; дети, имеющие пробелы в академических знаниях, умениях и навыках.
Дети, не желающие учиться: дети, психологически не настроенные на учение с несформированной учебной мотивацией; дети, утратившие интерес к учению.
Дети, не умеющие учиться: дети интеллектуально пассивные; дети с дефицитом произвольного внимания; дети с дефицитом организованности; дети с дефицитом самостоятельности; дети с дефицитом в развитии общедеятельностных умений (планирования – контроля); дети с дефицитом в развитии интеллектуально-перцептивных умений (умений воспринимать и логически перерабатывать информацию в соответствии с поставленной целью).
Дети со специфическими проблемами в развитии: леворукие дети; дети с замедленным темпом психической деятельности – медленно думающие, «тугодумы»; дети с доминирующим типом восприятия (визуальным, аудиальным, кинестетическим); заикающиеся дети; аутичные дети и др.
2.Группа социального риска.
Социально депривированные дети: дети-сироты; дети-сироты при живых родителях; «лишние» в семье дети; дети лиц, не имеющие определенного места жительства; дети из асоциальных семей; дети, подвергающиеся различным видам насилия в семье (физическому, психическому, сексуальному).
Дети с недостатками характера (по В.П. Кащенко). Недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные: неустойчивость, противоречивость, повышенная возбудимость аффектов, сильная острота симпатий и антипатий к людям, импульсивность поступков, исступленный гнев, пугливость и болезненные страхи (фобии), пессимизм и чрезмерная веселость, равнодушие, безучастность, нечистоплотность, педантизм, страстное чтение. Недостатки характера, обусловленные преимущественно активно-волевыми моментами: болезненно выраженная активность, интенсивная болтливость, постоянная жажда наслаждения, отсутствие определенной цели, безудержность, рассеянность, бесцельная ложь, бессмысленное воровство, мучительство животных, злорадство и издевательство над окружающими людьми, негативизм, деспотизм, чрезмерная нерадивость, замкнутость, бродяжничество.
Дети с физическими недостатками и грубыми физиологическими нарушениями: дети-инвалиды; дети-лилипуты; дети, страдающие ожирением; дети с расщепленной губой; дети, страдающие недержанием мочи, кала; дети с отклонениями в половой сфере и др.
Группа риска по здоровью.
Дети с хроническими заболеваниями; дети, длительно или часто болеющие; дети физически ослабленные; дети психически ослабленные; нервные дети.
2.3. Система работы учителя по оказанию поддержки учащимся, испытывающим затруднения в обучении.
Важнейшее условие, позволяющее правильно строить учебный процесс, сделать обучение эффективным и доступным, заключается в том, чтобы в каждой теме выделять главное и, исходя из этого, четко дифференцировать материал: вычленять те задачи, которые должны отрабатываться и выполняться многократно, и те, которые служат другим целям (развитие, пробуждение интереса и др.) и в соответствии с этим не должны дублироваться. Такое различие следует сделать явным и для учащихся. Организуя учебный процесс, нужно постоянно иметь в виду следующее: учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от школьников интеллектуального напряжения, в то же время обязательные требования, особенно на первых порах, должны быть очень невелики по охвату материала и, безусловно, доступны детям. Важно, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали успех в учебе. Именно учебный успех в этом возрасте может стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
Важным для достижения успеха является стиль работы, который установится в классе. Желательно, чтобы этот стиль можно было охарактеризовать словами «доброжелательное обсуждение». Все возникающие проблемы спокойно и детально обсуждать с учениками. Нельзя, например, ограничиваться замечанием: «Неверно». Надо убедительно показать, что ответ неверен, обязательно выяснить, в чем ошибка, как сделать правильно, что было бы, если бы так или иначе было изменено условие, и т. п. Учеников не следует подавлять. Мотивацией учения должны быть не наказание и страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия (коллективно, совместно с учителем).
Усвоение материала будет более эффективным, если опираться на особенности соотношении конкретного и абстрактного мышления данного контингента учащихся. В соответствии с этим на уроках умственная деятельность должна подкрепляться конкретной материальной деятельностью. Значительное место, особенно при изучении геометрического материала, должны занимать упражнения, в которых требуется начертить, перерисовать, измерить, найти на рисунке или предмете, вырезать, разрезать, составить фигуру и др. Это позволит стимулировать развитие у учащихся наглядно-действенного мышления и на его основе в дальнейшем образное мышление.
Например, в V и VI классах отводится достаточно времени на отработку основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям, на повторение, в том числе коррекцию знаний за начальную школу. Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе несложных, доступных учащимся упражнений. В то же время это не означает монотонной и скучной деятельности, так как курс наполняется заданиями, разнообразными по форме и содержанию, позволяющими применять получаемые знания в большом многообразии ситуаций, т.е.
формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития продуктивной умственной деятель дети учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать несложные обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, обучаются приемам организации мыслительной деятельности и др.
Следующим важным и непременным принципом работы является внимание к речевому развитию: учащиеся в классе должны много говорить и записывать. Они должны объяснять свои действия, вслух разъяснять свои мысли, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы. Необходимо поощрять их к этому. Желательно, чтобы вопросы и замечания типа: «Почему?», «Как можно объяснить?», «Как ты думаешь?» постоянно звучали на уроках.
Решение текстовых задач составляет значительную часть деятельности школьников при изучении математики. Поэтому следует извлекать из этой работы как можно больше в плане обучения и развития. Основным методом решения задач в V–VI классах является арифметический. При этом задача может решаться по вопросам, по действиям с пояснениями, составлением выражения. Не надо жалеть времени на то, чтобы вопрос или пояснение были записаны. Полезный прием, который следует практиковать, – предлагать детям пересказывать условие задачи своими словами. Это помогает лучше уяснить связи между данными, удержать условие в памяти. Следует поощрять решение задачи разными способами. Полезно также предлагать детям придумывать задачи, добавлять к задачам вопрос: «А что еще можно было бы узнать?»
Серьезное внимание следует уделять развитию общеучебных умений учащихся. Так, например, необходимо целенаправленно формировать навыки самоконтроля. Следует обучать школьников приемам проверки своих действий (сложение можно проверить вычитанием, обнаружить ошибку в вычислениях прикидкой и др.).
Еще одно условие, выполнение которого помогает развитию продуктивной мыслительной деятельности учащихся, – это систематическое решение несложных нестандартных задач. Решение таких задач является обязательным элементом обучения, так как при этом учащиеся овладевают разнообразными приемами мыслительной деятельности. Заметим, что степень самостоятельности учеников при решении указанных задач не так уж важна (для многих это может оказаться непосильным). Главное здесь – осознание каждым учеником приема решения, с помощью которого получен ответ.
Необходимо учитывать, что у школьников данной категории, как правило, ослаблен интерес к учению, в их поведении может преобладать пассивность. Поэтому с самого начала надо всеми средствами вовлекать их в активную учебную деятельность. В V классе этому, например, способствуют математические игры, которые надо широко использовать в обучении (отгадывание числа, разгадывание зашифрованной темы урока , составление кроссвордов с использованием математических терминов и т.д.). Надо дать возможность детям побывать не только в роли учеников, но и обучающих.
Таким образом, доступная интересная деятельность, ощущение успеха, доброжелательные отношения – вот непременные условия эффективной работы с детьми, имеющими недостаточную математическую подготовку.
2.4. Технология работы c учащимися, входящими в группу риска
В последние годы в российской школе стали укрепляться новые тенденции. Ориентация на более или менее механическое усвоение набора знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности, сознания, деятельности ученика при помощи учебного материала. Линия на воспроизведение материала все больше вытесняется линией на воспитание творчества, активное участие ученика в процессе учения. Место унифицированных программ, учебников и методик заняла вариативность, появилась возможность свободного выбора школой, учителем того учебника, той программы или той образовательной системы, которая их более устраивает.
Совершенствование системы образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку, в соответствии с его возрастом, адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.
На уроках математики, мы считаем, действия учителя сводятся к применению педагогических технологий, форм проведения уроков, приёмов и методов, которые помогают учителю в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися:
Увеличивать количество тренировочных упражнений для слабоуспевающих учащихся. Но в классе всегда найдутся такие ученики, которым учитель будет вынужден разрешить еще некоторое время заглядывать в таблицу умножения, напечатанную на обложке тетради. Не следует при этом заставлять детей просто механически заучивать таблицы они должны уметь объяснить каждый случай умножения и деления, проиллюстрировать его на конкретных предметах, заменить умножение суммой одинаковых слагаемых, сделать рисунок к примеру и т. д.
Учитывая индивидуальные возможности учащихся, на каждом этапе урока нужно предусмотреть задания различной степени трудности. Если после знакомства с новым материалом большинство хорошо успевающих учеников могут самостоятельно выполнить аналогичные задания, то учащиеся с трудностями в обучении выполняют их под контролем и с помощью учителя, с его дополнительными вопросами, разъяснениями, с применением наглядности.
Нужно осуществлять дифференцированный подход и при обучении вычислительным навыкам. Например, всем дается основное задание: решить пример на деление многозначного числа на двузначное. Менее подготовленным детям при этом нужно дать точки в частном, а самым слабым – записать первую цифру ответа.
Переходя от выполнения задания под руководством учителя к частично самостоятельной и далее к полностью самостоятельной работе, ученики последовательно справляются с заданиями разной степени трудности. При этом трудность задания и степень самостоятельности постепенно нарастают, что способствует оптимальной реализации дидактического принципа «от простого к сложному».
Слабоуспевающие ученики, особенно в начале обучения, не знают обычно, в какой последовательности нужно работать над задачей. Поэтому эффективным приемом работы детьми является применение памяток-инструкций, в которых записаны весь ход рассуждений, этапы работы над задачей. Причем виды памяток можно время от времени менять, в зависимости от типа задач и от тех затруднений, которые могут появляться при их решении на том или ином этапе.
Большое внимание необходимо уделять дифференцированной работе учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. При этом можно использовать карточки коррекции.
Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос мало разработан, но имеются интересные приемы, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для домашних заданий отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий.
При подготовке к итоговой контрольной работе по математике учащимся, которые затруднятся в изучении предмета, необходимо уделять особое внимание:
восполнению пробелов базовых знаний;
формированию индивидуального справочника учащегося;
запоминанию основного перечня формул;
отработке основных типов заданий по разделам и темам;
отработке основных алгоритмов при решении задач базового уровня;
рассмотрению комплексных заданий;
отработке навыков анализа и интерпретации условия задачи;
отработке навыков самостоятельного решения элементарных базовых задач;
достижению базового уровня знаний согласно требованиям контрольных измерительных материалов.
Предупреждением и оперативной помощью педагога в развитии и содействии саморазвитии ребенка является диагностика. Цель этого этапа – выявить основные трудности в обучении школьников. Наиболее эффективными методами педагогической диагностики неуспеваемости являются тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение, которые проводятся учителем, она должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически.
Большую помощь должны оказывать родители школьников, которые проводят работу по устранению неуспеваемости в домашних условиях. Для этого учитель совместно со школьным психологом разрабатывает программу и методику по оказанию помощи неуспевающим детям для их родителей, проводит общие собрания и индивидуальные беседы с ними. Дома по указанию учителя родители помогают выполнять индивидуальные задания, используя игровые моменты и наглядные материалы. Учитель должен донести до каждого родителя информацию о важности и нужности грамотного своевременного выявления неуспеваемости и устранения ее.





















3.Реализация проекта
3.1. План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия
Место проведения
Срок проведения
Ответственный

1
Проведение педсовета на тему«Школьная неуспева-емость: причины возник-новения, система работы со слабоуспевающими » учащимися.
МБОУ «СОШ №64», «СОШ №70», г.Казань
Август
Зам директора по УВР

2
Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
 Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.
МБОУ «СОШ №64», «СОШ №70», г.Казань
Сентябрь
Зам директора по УВР
Учителя


3
Формирование банка данных отстающих учащихся по школе и по классам (для составления индивидуальной работы)
МБОУ «СОШ №64», «СОШ №70», г.Казань
Сентябрь
Зам директора по УВР
Учителя
Кл.руководители

4
Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, встречи с отдельными родителями, в ходе беседы с самим ребенком, анкетирование.
МБОУ «СОШ №64», «СОШ №70», г.Казань
Сентябрь
Учителя
Кл.руководители

5
Проведение родительского собрания на тему «Пути повышения мотивации обучения учащихся»
МБОУ «СОШ №64», «СОШ №70», г.Казань
Сентябрь
Зам директора по УВР
Учителя
Кл.руководители

6
Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.
МБОУ «СОШ №64», «СОШ №70», г.Казань
В течение учебного года.
Учителя


7
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные инд. задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.
МБОУ «СОШ №64», «СОШ №70», г.Казань
В течение учебного года.
Учителя


8
Вести тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса.
МБОУ «СОШ №64», «СОШ №70», г.Казань
В течение учебного года.

Учителя


9
Вести индивидуальный контроль выполнения домашних заданий учащимися
МБОУ «СОШ №64», «СОШ №70», г.Казань
В течение учебного года.
Учителя


10
Диагностирование знаний учащихся по четвертям с фиксацией результатов в индивидуальной карте ошибок
МБОУ «СОШ №64», «СОШ №70», г.Казань
В течение учебного года.
Зам директора по УВР
Учителя


11
Работа с родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы, анкетирование)
МБОУ «СОШ №64», «СОШ №70», г.Казань
В течение учебного года.
Зам директора по УВР
Кл.руководители


3.2. Ресурсы
Условия
Необходимо
Имеется
Источники
Сроки

Нормативно-правовые:
-Закон «Об образовании в РФ»
-Стандарт второго поколения
-Устав школы
-Учебный план школы
-Рабочая программа
-План ВШК


+
+
+
+
+
+


+
+
+
+
+
+

2015-2016 учебный год

Материально-технические:
-Интерактивная доска
-Компьютер с выходом в Интернет
-Сканер
-Принтер
-Ксерокс

+
+

+
+
+

+
+
+

+
+

2015-2016 учебный год

Кадровые:
-Учитель-предметник
-Заместитель директора по УР
-Руководитель РМО
-Директор

+
+

+
+

+
+

+
+

2015-2016 учебный год

Научно-методические:
-Дидактические материалы
-Методическая литература
-Справочная литература
-Наглядные пособия

+
+
+
+

+
+
+
+

2015-2016 учебный год

Информационные:
-Интернет – ресурсы
-ЦОР

+
+

+
+

2015-2016 учебный год

Мотивационные:
-Стиль обучения
-Поощрение
-Коллективная работа

+
+
+

+
+
+

2015-2016 учебный год

Организационные:
-Уроки
-Индивидуальные занятия
-Кружки

+
+
+

+
+
+

2015-2016 учебный год

Финансовые:
-Бюджетное финансирование

+

+

2015-2016 учебный год



3.3.Литература и ресурсы.
Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости. – Ростов-на-Дону, 1972.
Луньков А.И. Как помочь ребенку в школе и дома. – М., 1987.
Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. – Минск, 1977.
Педагогическая энциклопедия./ под ред. И.А. Каирова: в 4 тт.- М., 1961.
Психолого-педагогический словарь. – Ростов-на - Дону,1998.
Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М., 1998.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах.- М., 1996.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие./В.В.Лебединский. – М., 2003
Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психологическая коррекция, психологическая профилактика: учебное пособие для студентов психолого-педагогических специальностей – СПб, 2009
Староверова М. Неуспешность в обучении: природные и социальные факторы и пути коррекции // Директор школы, 2002, №4
Фридман Л.М. Как предотвратить неуспеваемость учащихся //Завуч, 1999, №7
Абасов З. Эта вечная проблема – неуспеваемость./ З. Абасов // Директор школы, 1998, №3
Интернет ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

3.4. Заключение
Таким образом, в системе работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета «Математика», должна прослеживаться цель обучения математике таких детей, а именно: овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности, продолжения обучения в старших классах общеобразовательной школы, изучения школьных предметов естественно-научного и гуманитарного циклов; развитие познавательных способностей учащихся, коррекция интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы средствами математики на материале, отвечающем особенностям данной категории учащихся; создание условий для социальной адаптации учащихся. а
действия учителя в работе с неуспевающими сводятся к следующему:
К началу учебного года в личном журнале отразить сведения об учебных возможностях учеников. Эти сведения помогут держать вызывающих опасение учеников с первого же урока под контролем.
Изучить возможные причины неуспеваемости отстающих.
Учить детей навыкам самостоятельной работы. Обучать родителей навыкам систематической помощи своему ребенку.
Создавать ситуации успеха отстающим школьникам.
Обучать учащихся системе работы с текстом учебника, выполнения домашних заданий.
Организовать постоянный контроль за учебной работой отстающих учеников.
Активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету.
Организовать дополнительные занятия для слабоуспевающих учеников.
Индивидуализировать домашние задания с учетом возможностей ученика и его наклонностей.




















4.Проектные продукты
Приложение 1.
Комплексная диагностика учащихся с недостаточной математической подготовкой (7 класс)
Проверка актуального уровня знаний
(алгебра , 7-й класс, 1 четверть)
ВАРИАНТ 1
Вычислите 1-8:
1. 14 – 167.
3. –  1,6
· (– 3).
5. 13EMBED Equation.31415
7. 13EMBED Equation.31415

2. –23 – 61.
4. – 43,4 : 0,2.
6. 13EMBED Equation.31415
8. 13EMBED Equation.31415

Решите уравнение 9-12:
9. 50х = 10. 10. 6х – 7 = 23.
11. 8(х – 2) = 7х – 3. 12. 4 – (х – 3) = 3х – 7.
13. Составьте уравнение по условию задачи:
Одно число больше другого в два раза. Сумма чисел равна 33. Найдите эти числа.
ВАРИАНТ 2
Вычислите 1-8:
1. 18 – 129.
3. –  3,6
· (– 3).
5. 13EMBED Equation.31415
7. 13EMBED Equation.31415

2. – 65 – 24.
4. – 71,2 : 0,2.
6. 13EMBED Equation.31415
8. 13EMBED Equation.31415


Решите уравнение 9-12:
9. 40х = 20. 10. 5х – 3 = 17.
11. 6(х – 1) = 5х – 3. 12. 9 – (х – 5) = 7х – 2.
13. Составьте уравнение по условию задачи:
Одно число больше другого в три раза. Сумма чисел равна 28. Найдите эти числа.
Критерии оценок: 12-13 баллов – «5»; 9-11 баллов – «4»; 6-8 баллов – «3»; 4-5 баллов – «2»; 2-3 баллов – «1».

Приложение 2.
Основные причины неуспеваемости.
1. Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.
2. Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
3. Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.

Приложение 3.
Составляющие для реализации повышения качества обучения. 1. Личностно-ориентированный подход. 2. Создание ситуации успеха. 3. Активная личностная позиция учителя совместно с учащимся. 4. Создавать ученику возможность дальнейшего роста, способствовать этому. 5. Ставить конкретные цели и задачи, подключать к ним, самих учащихся. 6. Вовлекать родителей в учебный процесс. 7. Использовать открытые тексты работ, задания на опережение. 8. Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительной деятельности. 9. Обучение через диалог. 10. Обучение через интерес. 11. Психологическое единство с классом. 12. Более четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено отметкой. 13. Мотивация познавательной деятельности. 14. Дифференциация заданий. 15.Разнообразие форм организации учебного процесса. 16. Использование психолого-педагогических характеристик учащихся

Приложение 4.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.

Этапы урока
Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Предложение учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала
Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
Напоминание приема и способа выполнения задания.
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий























13PAGE 15


13PAGE 14515




Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native