Учебно-исследовательская работа Александр Васильевич Суворов — великий русский полководец
Муниципальное казённое
общеобразовательное учреждение Сузунского района
«Ключиковская средняя общеобразовательная школа»
Районная научно-практическая конференция
«Юный исследователь»
Секция:
Историко-краеведческая
Великий русский полководец
Суворов Александр Васильевич
Учебно-исследовательская работа
Автор: Ислямова Элина, 5 классРуководитель: Солдатова Анна Крестьяновна, учитель истории
Ключики, 2016 г.
Оглавление
1.Введение
1.1.Постановка темы исследования3
1.2. Цель и задачи5
1.3. Методы исследования5
2. Основная часть
2.1. Детство Суворова. Победа над самим собой 5
2.2. Военная карьера 6
2.2.1. Начало военной карьеры6
2.2.2.Становление Суворова как полководца7
2.2.3. В Кончанском8
2.2.4. Итальянский поход8
2.2.5. Швейцарский поход9
2.3. «Наука побеждать»9
2.4.Память о А.В. Суворове10
3. Заключение10
4. Список литературы12
5. Приложение13
1.Введение
1.1. Постановка темы исследования.
Россия – крупнейшая держава мира, всегда играющая огромную роль в мировой политике. Этому способствует её политический, экономический, духовный и военный потенциал. Наша страна участвовала во многих военных действиях, их которых не раз выходила победителем благодаря талантливым полководцам.
В 2015 году я стала курсантом военно-патриотического клуба «Каскад». На занятиях клуба мы занимаемся строевой и военной подготовкой, изучаем боевое прошлое нашей страны, говорим о жизни и подвигах юных защитников Отечества, военачальников, великих полководцах. Отечественная военная история богата славными именами полководцев, которых по праву можно назвать великими. Одним из таких полководцев является Суворов Александр Васильевич.
С того момента, как великий русский полководец Александр Васильевич Суворов умер, прошло более двухсот лет. Но ни одно его достижение и ни одна победа не были забыты. Историков, как и прежде, интересует эта уникальная личность. Миллионы людей поражает та удивительная сила, таившаяся в Суворове, которому столь много удалось сделать для нашей страны и при этом за всю свою военную карьеру не проиграть ни одного сражения, несмотря на то, что их было шестьдесят.
На уроке истории мы узнали о проекте «Имя Победы». Цель проекта -выбор открытым общенародным голосованием полководца, который, по мнению жителей России, внёс наибольший вклад в историю военной славы России. 9 мая 2014 г. были подведены итоги проекта. Имя Победы – Александр Васильевич Суворов. Поэтому меня заинтересовала жизнь Александра Васильевича. Захотелось больше узнать о полководческом искусстве этого удивительного человека и понять причины его успеха.
Начиная работу над исследованием, мы задались вопросом: «Насколько хорошо ученики Ключиковской школы знают о Суворове?». Нам было важно изучить степень осведомлённости учащихся о великом полководце. С этой целью был проведён социологический опрос из числа учащихся 3-5 классов МКОУ «Ключиковская СОШ» (всего 49 человек) (приложение 1). Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Кто такой А.В.Суворов?
2. В чём его заслуга перед Отечеством?
Результаты социологического опроса приведены в таблице 1 и на диаграмме.
Таблица 1
№ вопроса 1 2
владеют
информацией не владеют владеют
информацией не владеют
Учащиеся 3 – 5 классов 17 уч. 34 % 32 66% 5 уч. 10 % 44 уч. 90 %
Результаты обобщены в диаграмме
Выводы: по результатам опроса были получены следующие данные:
34 % из числа опрошенных среди учащихся 3−5 классов знают, кто такой А.В. Суворов;
90 % учащихся не знают о роли Суворова в истории нашей Родины.
Поэтому моя исследовательская работа посвящена жизни и полководческому искусству А.В. Суворова.
Объект исследования: материалы о жизни А.В. Суворова.
Предмет исследования: жизнь и полководческое искусство Александра Васильевича.
Практическая значимость: возможность применения исследовательской работы для повышения образовательного уровня учащихся о роли русских полководцев в истории нашего Отечества.
1.2. Цель и задачи
Цель: сохранение памяти о жизни и деятельности А.В. Суворова, о его роли в истории Отечества.
Задачи:
изучить информацию о А.В. Суворове;
собрать материал из различных источников о жизни и полководческом искусстве великого полководца, его заслугах перед Отечеством;
отобрать из собранного материала подтверждаемые сведения, в соответствии с предметом исследования;
записать накопленную информацию на цифровой носитель для наглядной демонстрации;
проанализировав полученные результаты, сделать вывод о значении деятельности А.В. Суворова.
Область применения:
работа может быть использована школьниками на уроках истории и классных часах.
1.3.Методы и средства исследования
Методы:
метод анализа литературы по теме (справочная литература, энциклопедии);
метод обобщения;
метод измерения (был применен в анкетировании);
поисковый метод исследования;
анализаторский (отбор из всего материала наиболее важной резюмирующей информации применительно к деятельности Суворова);
технический (работа с компьютером);
Средства:
материалы школьной библиотеки (литература);
всемирная система объединённых компьютерных сетей− Интернет;
компьютер (для систематизации информации,создания презентации и бумажного варианты работы).
2. Основная часть
2.1. Детство Суворова. Победа над самим собой.
Александр Васильевич Суворов родился 13(24) ноября 1729 или 1730 года в семье офицера гвардии. Большинство исследователей склоняются к тому, что местом рождения Суворова следует считать Москву, однако это тоже доподлинно не установлено.
Его отец, Василий Иванович Суворов, отличался высокой образованностью, был автором первого русского военного словаря, крестником Петра I. Мать Суворова – Авдотья Федосеевна Суворова. О ней сохранилось крайне мало сведений.
Назван Суворов Александром в честь Александра Невского. Детство провёл в отцовском имении в деревне. Рос слабым, был хилым, болезненным ребёнком, вечно простуженным и нездоровым. Благодаря отцовской библиотеке он рано пристрастился к чтению. Он не просто прочитывал книги, он мысленно «разыгрывал» их. Он запоем читал биографии полководцев: Александра Македонского, Юлия Цезаря, Ганнибала, восхищался выносливостью, мужеством древних воинов, которые могли сутками идти по пустыне, не боялись жары, жажды, холода. Мальчик мечтал стать военным. И готовил себя к военной деятельности не только чтением книг. Он старался закалять свой организм, тренировать волю и характер. Купался в студеной воде, скакал подолгу на коне, занимался физическими упражнениями.
Эту борьбу с собой, с собственной слабостью, ленью, изнеженностью Суворов вел всю жизнь, даже когда стал генералиссимусом. Отец (приложение 2) вначале предназначал сына к гражданской службе, но вынужден был уступить ему. Однажды – Александру Суворову было тогда лет одиннадцать – к его отцу приехал старый друг, генерал Абрам Петрович Ганнибал. Поговорив с мальчиком, старый генерал с удивлением увидел, как серьезно и настойчиво стремится к своей цели его юный собеседник. Он посоветовал отцу не препятствовать призванию сына. Совет был принят. Так в 1742 году Александр Суворов был записан рядовым в Семеновский полк. Но по обычаю того времени в полк он прибыл лишь через несколько лет.
Суворов провел 60 сражений и во всех 60 одержал победу. Но самую первую и самую главную победу он одержал над собственной слабостью, над самим собой. Он просыпался с первыми петухами. Приказывал слугам: "Если не послушаю, тащи меня за ногу!" Он спал на сене, укрывался простынёй или своим кафтаном, каждый день обливался холодной водой, делал зарядку, бегал, каждую свободную минуту старался использовать для учёбы - учил языки (знал 8 языков), литературу, историю. Он избегал всякой роскоши, ел очень простую пищу.
2. 2.Военная карьера2.2.1.Начало военной карьеры
В 1742 году Суворов записан в гвардейский Семёновский полк рядовым. Действительную службу он начал в нём капралом в 1748 году. С этого момента вся жизнь Суворова была подчинена военной службе. Юных гвардейцев в учебных целях заставляли совершать длинные переходы, разбивать полевой лагерь и проводить учебные стрельбы. Вот тогда Александру Суворову пригодилась его физическая подготовка. Первый офицерский чин - чин поручика – он получил в 1754 году, в то время как другие оставались солдатами. В 1762 году он получил звание полковника и стал командиром Суздальского пехотного полка. Таким образом, за шесть лет он проделал путь от младшего офицера до полковника и удостоился похвалы от многих русских военачальников за хладнокровие и храбрость на полях сражений.
Столкнувшись во время службы с рекрутами, вчерашними крепостными крестьянами, Суворов стремился сделать из них находчивых солдат. Он прекратил телесные наказания за дисциплинарные нарушения. Начал учить солдат читать, писать и считать, чем вызвал недоумение офицеров.
Суворов участвовал почти во всех войнах, которые вела Россия во второй половине XVIII века. И каждая из этих войн была новою ступенькою в развитии военного искусства. За наступательную стратегию Суворова солдаты и военачальники, воевавшие под его руководством, называли его «генерал Вперед».
2.2.2.Становление Суворова как полководца
Формирование и становление Суворова как полководца происходило во время двух русско-турецких войн. В 1770, став генерал-майором, участвовал в войне с турками 1768-1774, правда, на ее заключительном этапе, командуя отдельным отрядом. Был произведен в генерал-поручики. При этом ему выпала честь сражаться под руководством генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева, что сыграло значительную роль в развитии его военных талантов.
Но его дарование, как тактика, так и оригинального стратега, полностью раскрылось во время второй войны с турками в 1787-1791. Произведенный в 1786 в чин генерал-аншефа, Суворов, сначала командовал корпусом, отличился при обороне Кинбурна, где был серьезно ранен; затем принял участие в штурме турецкой крепости Очакова, получив второе ранение. В 1789 русско-австрийские войска под его началом нанесли сокрушительное поражение туркам под Фокшани, а потом на реке Рымник. Эти победы в корне изменили стратегическую обстановку на театре военных действий в пользу русской армии.
Но особенно яркой победой стал стремительный штурм считавшейся неприступной турецкой крепости Измаил в 1790 года (приложение 3).
«Скорей Дунай остановится в своем течении, небо обрушится на землю, чем падет Измаил», - говорили турки о крепости. Измаил считался неприступным. И вот вдали от крепости по приказу полководца возникло грандиозное сооружение - точная копия измаильских укреплений. Здесь солдаты практиковались быстро преодолевать различные препятствия, обучались, чтобы во время настоящего штурма для них не было ничего неожиданного и неизвестного. Суворов разработал четкий план действий, каждый командир знал свою обязанность, каждый солдат понимал свое место и дело. В четыре часа пополудни 11 декабря Измаил был взят, воинское искусство Суворова оказалось сильнее самых мощных крепостных стен.
Участники кровопролитной измаильской баталии по праву гордились, что в тот день сражались под командой Суворова, а это событие вошло в анналы русской истории наравне с Полтавским и Бородинским сражениями. Военные успехи принесли полководцу и новые награды, за эту войну он получил высшие российские ордена Святого Андрея Первозванного и Святого Георгия 1-го класса, а также был пожалован с потомством титулом графа Рымникского.
2.2.3. В Кончанском
В ноябре 1796 года на престол вступил Павел I. Поклонник прусской военной системы, он сразу же стал перестраивать армию на иноземный лад. Великий полководец оказался в опале – он критиковал распоряжения монарха, отказался от переустройства армии по прусскому образцу, как того требовал устав. В феврале 1797 г. Павел I уволил фельдмаршала Суворова в отставку и сослал в село Кончанское в Новгородской губернии, одно из имений А. В. Суворова (приложение 4).
В ссылке Суворов был верен себе: вел спартанский образ жизни, поддерживал хорошую физическую форму. Много читал, выписывал газеты и журналы. Следил за событиями в мире и, предвидя неизбежность столкновения с Бонапартом, обдумывал план этой войны. Павлу I пришлось возвратить Суворова на службу по настоянию союзников России после того, как в 1798 г. начались коалиционные войны с наполеоновской Францией. В Кончанское едет генерал-адъютант Толбухин с рескриптом от Павла I: император призывает Суворова стать во главе армии.
Заключительным этапом полководческой деятельности Александра Васильевича стали Итальянский и Швейцарские походы.
2.2.4. Итальянский поход
В марте 1799 года Суворов был назначен главнокомандующим русских войск в Италии. С апреля по август 1799 года Суворов провел несколько сражений с французскими войсками и все их выиграл. Самыми выдающимися были сражения при реке Адда (приложение 5), на реке Треббия (приложение 6) и при городе Нови (приложение 7). Вся Северная Италия была очищена от французских войск. Суворов был возведен в княжеское достоинство и стал князем Италийским, сардинский король возвел его в ранг графа Королевства обеих Сицилий с потомственным титулом принца и кузена короля.
2.2.5.Швейцарский поход
После освобождения Северной Италии Суворов получил предписание выступить в Швейцарский поход. Знаменитый переход через Альпы, когда суворовские войска вписали в русскую военную историю на вечные времена легендарное взятие Чёртова моста (приложение 8), труднейший переход через горный хребет Росшток (приложение 9), а затем через горный хребет Паникс (приложение 10). Это был последний и самый тяжёлый переход. В начале октября 1799 года русские войска прибыли к австрийскому городу Фельдкирху. Так закончился Швейцарский поход. За этот труднейший поход Александр Васильевич Суворов был удостоен звания генералиссимуса.
Слава Суворова была велика. Но последняя война подорвала силы полководца. В Альпах Суворов простудился. В Санкт-Петербург он возвратился совершенно больным.
А.В. Суворов скончался 6 (18) мая 1800 года. Он похоронен в Александро-Невской лавре города Санкт-Петербурга. На надгробии высечена надпись: «Здесь лежит Суворов» (приложение 11).
2.3. «Наука побеждать»
На Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде среди 128 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) - фигура А.В.Суворова (приложение 12).
Суворов вошёл в мировую историю как выдающийся полководец и военный мыслитель. Это был один из образованнейших людей своего времени, обладавший обширными познаниями не только в военных науках, но и в других областях знаний. Суворов оставил огромное военно-теоретическое и практическое наследие, обогатил все области военного дела новыми выводами и положениями.
Великий полководец, опережая свое время, смог развить и обогатить лучшие традиции русского военного искусства. Они были воплощены в знаменитом суворовском наставлении — книге «Наука побеждать», написанной им до 1796 (приложение 13). Это был первый в истории военного искусства солдатский учебник, не имевший себе равных ни в одной европейской армии. Суворовская система обучения и воспитания армии усилила боеспособность русских войск, превратила крепостных крестьян в непобедимых чудо-богатырей, в спаянное единой волей, отлично обученное войско.
Сущность своих нововведений он выразил в лаконичной формуле «глазомер, быстрота, натиск». Применение этого принципа требовало от офицеров и солдат личной инициативы, взаимной выручки, целеустремленности. Полководец стремился не к вытеснению противника с территории, а к полному его разгрому в результате резкого изменения ситуации на театре военных действий. Его действия сводились к принципу «удивить — победить». Внезапность достигалась Суворовым быстротой передвижения и стремительным маневрированием войск. Для русских воинов он всегда оставался отцом-командиром.
Суворов уделял большое внимание быту и обеспечению солдат, в результате чего резко сократились заболевания, которые были «бичом» армий XVIII века. Проявляя неустанную заботу о солдатах, их быте и нуждах и разделяя с ними все тяготы походной жизни, Суворов завоевал безграничное доверие и любовь армии.
Полководческая деятельность Суворова оставила глубокий след в истории русской армии. Последователь Петра I и ученик П. А. Румянцева, Суворов воспитал плеяду замечательных русских полководцев и военачальников, среди которых наиболее выдающимися были М. И. Кутузов и П. И. Багратион.
2.4.Память о А. В. Суворове
Память о великом русском полководце, о его победах хранит Россия, страны ближнего и дальнего зарубежья. Памятник российскому полководцу А. В. Суворову был торжественно открыт в первую годовщину смерти Суворова 5 мая 1801 года в Санкт-Петербурге (приложение 14).
Суворов был первым человеком, в честь которого в России был основан мемориальный музей в Санкт-Петербурге, открытый 13 ноября 1904 года в день 175-й годовщины со дня рождения А. В. Суворова (приложение 15).
В селе Кончанское-Суворовское – Музей-заповедник А.В.Суворова, он был открыт 25 октября 1942 года (приложение 16). Памятники великому полководцу есть во многих городах России и за рубежом: В Москве, Калининграде, Новой Ладоге, Ростове-на-Дону, Севастополе, Одессе, Тирасполе, Кобрине, Витебске, в Румынии, в Швейцарии (приложение 17).
Имя Суворова, его подвиги вдохновляли россиян в годы Великой Отечественной войны. 29 июля 1942 года был учрежден орден Александра Суворова первой, второй и третьей степени (приложение 18), были созданы Суворовские военные училища (август 1943 года), именем Суворова называли военные операции. Изображение великого полководца и слова его, ставшие крылатыми, можно увидеть на военных плакатах (приложение 19).
3.Заключение
В ходе исследовательской работы, мы изучили литературу, и многое узнали о А. В. Суворове, стремились подробно показать истоки величия русского полководца, становление его военного таланта, отношение к простым людям – его солдатам. Суворов — единственный в мировой истории воин, пример солдата-фельдмаршала-генералиссимуса.
Собранный материал о великом соотечественнике Суворове, позволил в полной мере осветить полководческое искусство Александра Васильевича.
Полученные результаты нашего исследования позволяют преподнести учащимся за короткое время объёмный материал пропаганды и популяризации деятельности великих людей в истории России.
Значительная часть материалов посвящена пропаганде и использованию информации в воспитании учащихся.
В ходе описания и анализа событий и фактов, отражающих исследования, мы пришли к выводам:
Путем самообразования Суворов не только достиг самого видного и почетного положения в военном отношении, но и занял особенное место во всей истории военного дела. За всю карьеру он не знал ни одного поражения: дал 60 сражений и все выиграл!
Великий полководец внес огромный вклад в развитие русского военного искусства. Особое внимание в своей военной системе обучения он уделял воспитанию у солдат мужества и понимания задачи. Школа Суворова стала кузницей, из которой вышло много великих русских военачальников: Кутузов, Раевский, Багратион, Ермолов.
Полководец был награжден русскими орденами. За победу при Рымнике Суворов получил титул графа Рымникского, за взятие у французов итальянской крепости Мантуи – князя Италийского, австрийцами – за победу над турками – он был возведен в титул графа Священной Римской империи. Но самая высокая награда для Суворова - любовь солдат и уважение народа. Память о Суворове вечна.
Величие выдающегося военного деятеля «произрастает» из беззаветной любви к своему Отечеству, людям, которые его окружали в жизни, кем бы они ни были - аристократы или простолюдины, верности данной один раз в жизни клятве на верность царю и Отечеству.
Всю жизнь Суворов отдал служению России, говоря: «Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека; но я заключал доброе имя моё в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию».
Для ознакомления обучающихся нашей школы с полководческим искусством Суворова мы провели классные часы, на котором представили результаты нашей исследовательской работы.
Надеемся, что исследовательская работа принесёт пользу людям, которые действительно интересуются историей России, станет полезным пособием, привлечет внимание любителей истории, будет содействовать благородному патриотическому делу – воспитание учащихся на славных боевых традициях русского народа.
4.Список литературы
1.Алексеев С. Рассказы о Суворове и русских солдатах. – М.: Детская литература, 1978
2. Михайлов О., Суворов. ЖЗЛ, «Молодая гвардия», М., 1980
3.Раковский Л. Генералиссимус Суворов. – Л.: Лениздат,1985
4. Суворов А.В., Автобиография (хрестоматия), Тула, «Пересвет II», 1995
5.Суворов А.В. Наука побеждать. – М.:Воениздат, 1987
6.http://ru.wikipedia.org
5.Приложения
Приложение 1. Вопросы для социологического опроса и анкетирования.
Приложение 2.Василий Иванович Суворов (отец А.В. Суворова).
Приложение 3 Взятие крепости Измаил
Приложение 4.А.В. Суворов в селе Кончанском
Приложение 5. Сражение на реке Адда
Приложение 6. Битва при Треббии
Приложение 7. Сражение при Нови
Приложение 8. Переход Суворова через Чёртов мост
Приложение 9.Переход Суворова через Альпы
Приложение 10. Суворов и его армия на перевале Паникс
Приложение 11. Могила Суворова в Александро-Невской лавре
Приложение 12. А. В. Суворов на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде среди 128 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год)
Приложение 13. «Наука побеждать»
Приложение 14. Памятник А.В.Суворову в Санкт - Петербурге
Приложение 15.Мемориальный музей А.В. Суворова в Санкт-Петербурге
Приложение 16. Музей-заповедник А. В. Суворова в селе Кончанское
Приложение 17.Памятник Суворову в Швейцарии
Приложение 18. Орден Суворова
Приложение 19.Военные плакаты
SKIPIF 1 < 0
Приложение 1
АНКЕТА−ОПРОС
для учащихся
1. Кто такой Александр Васильевич Суворов?
________________________________________________________
2.В чём заслуга Суворова перед Отечеством?
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Класс:________Ф.И.: _______________________________
Приложение 2
-70485151765
Приложение 3
748665179070
Приложение 4
-63246013970
Приложение 5
1920240173990
Приложение 6
Приложение 7
539115125730
Приложение 8
Приложение 9
1624965149860
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
2005965110490
Приложение 14
-36576080645
Приложение 15
Приложение 16
Приложение 17
1443990-17780
Приложение 18
I степени
II степени
III степени
Приложение 19
2520315197485