Конспект по истории на тему Великий полководец Александр Суворов (8 класс)
Учитель истории: Ильина А. Р.
Тема: Знаменитый полководец Александр Суворов
Цель: Показать доблесть русских солдат и полководческое искусство А. В.Суворова.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания учащихся о русско-турецких войнах 1768-1774 гг., 1787-1791 гг.;
- познакомить учащихся с биографией А. В. Суворова;
- на примерах показать выдающийся талант полководца;
- дать знания о наставлениях Суворова солдатам.
Коррекционно - развивающие:
- обогащать словарный запас учащихся в ходе изучения новой темы;
- развивать умение слушать учителя и использовать полученный материал в работе;
- способствовать умению анализировать, через выполнение заданий на карточках;
- продолжать развивать умения учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы;
-Воспитательные:
- на примере А. В. Суворова воспитывать силу воли, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к знаниям.
Оборудование и материалы: презентации , видеофильмы о Суворове, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Приветствие.
Психологический настрой на урок.
Повторение пройденного материала
- Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чём шла речь?
- Определите, к какому веку относятся русско-турецкие войны.
- Письменный опрос по индивидуальным карточкам с заданиями.
I. Выбери правильный ответ
Главный итог русско-турецких войн.
А) выход в Черное море
Б) приобретение военного опыта
В) освобождение народов южных земель
Г) ослабление турецкой земли
Кто руководил взятием крепости Измаил?
А) Ф. Ф. Ушаков
Б) А. В. Суворов
В) М. И. Кутузов
Каков результат двух войн?
А) победа Турции
Б) победа Российской империи
В) поражение Российской империи.
4. Где был подписан мирный договор между Россией и Турцией?
А) в Яссах;
Б) в Кишинёве;
В) в Рымнике
II. Герои русско-турецкой войны. Соедините стрелками.
П. А. Румянцев на суше
А. Г. Орлов
А. В. Суворов
Ф. Ф. Ушаков на море
Проверка, оценивание выполнения задания.
Фронтальная беседа:
1. Когда проходили русско- турецкие войны? (1786- 1791 гг.)
2. Какова главная причина этих войн? (присоединить к России Черноморское побережье и выход в Черное море)
3. назовите места, где проходили крупные сражения. (Крепости Хотин, Бухарест. Азов, Таганрог, на реке Рымник, крепости Очаков, Измаил, Кинбурн, Керченский пролив)4.Кого из героев русско- турецких воинов вы знаете? (П.А. Румянцев, А. Г. Орлов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков)
5. Где проходил штурм Измаила? (крепость в устье Дуная)
6. Чем закончились эти войны? (подписан мирный договор между Россией и Турцией. Присоединение черноморского побережья к России и выход в Черное море).Проверка по карточкам.
Актуализация знаний, объявление новой темы.
Вводное слово учителя.
В результате русско-турецких войн Россия получила выход в Черное море. Во многом Россия обязана полководцу Александру Васильевичу Суворову.
Сообщение темы урока:
«Знаменитый полководец Александр Суворов».
Записывают тему урока в тетрадь
Изучение нового материала.
Демонстрация портрета А. В. Суворова.
В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. «Ну где ж тебе быть военным! - смеялся над ним отец. – ты и ружья не подымешь!» слова отца огорчали Суворова. Он решил закаляться.
Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в теплые шубы или вовсе не выходят из дому, а маленький Суворов накинет легкую куртку и целый день проводит на улице. Наступит весна. Только вскроются реки, еще никто и не думает купаться, а Суворов – бух в студеную воду. Его не страшили теперь ни жара, ни холод. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом. Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу.
Показ видеофрагмента.
Рассказ учителя- 1-3 абзацы. С. 184.
Чтение учащимися рассказа «Переход Суворова через Альпы».
Показ иллюстрации, разбор картины.
ФКМ
Чтение со с. 184- Суворов был….
На 5 абзаце слайд (Глазомер, …..Слово генералиссимус- высшее и самое почетное воинское звание в России.
(запись в тетрадь)
Просмотр фрагмента видеофильма
Итак, ребята, вы сегодня узнали о великом человеке –
А. В. Суворове.
Великий полководец, не проигравший ни одного сражения. Человек целеустремлённый и большой силы воли, который воспитывал себя с детства, закаляя и преодолевая физическую слабость. Человек скромный в привычках и потребностях, довольствовавшийся малым в военных походах. Отличался любовью к солдатам, ценил и уважал их. Был человеком с чувством собственного достоинства, независимым и гордым, за что его не любили цари.
Первичное закрепление нового материала.
- В каком веке жил А. В. Суворов?
- За что Суворов получил звание генералиссимуса?
ЗАДАНИЕ 1. Выпишите высказывания Суворова.
- Бить надо не числом, а уменьем.
- Тяжело в ученье – легко в бою.
- Пуля – дура, а штык – молодец.
- Мы, русские, всё одолеем.
- Чтобы победить врага, надо его удивить.
ЗАДАНИЕ 2. Объясните смысл выражений Суворова.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задания.
Не стало Суворова, но слава о нём живёт и в наши дни.
Свято чтут русские люди память о великом полководце. Во время войны был утверждён орден Суворова. В Москве есть Суворовское училище, где готовят офицеров для русской армии.
Просмотр видеофрагмента.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам больше всего запомнилось?
Комментарии учителя о работе учащихся на уроке. Оценки за урок.
Ответы учащихся.
Домашнее задание
Составить характеристику А. В. Суворова – выдающегося полководца, с использованием учебника.