Урок по математике на тему Арифметические текстовые (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс работы (производительность труда, время, объем всей работы), (4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яковлевская средняя общеобразовательная школа
Яковлевского района Белгородской области»
Открытое занятие по математике
Тема: «Арифметические текстовые (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс работы (производительность труда, время, объем всей работы), процессизготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход)»4 класс
Учитель Стрелецкая Е.П.
Математика. Урок 57.
ТЕМА: Арифметические текстовые (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс работы (производительность труда, время, объем всей работы), процесс изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход).Цели: создать необходимые условия для представления у учащихся знаний об объеме работы;
-учить формулировать условие задачи по краткой записи;
-формировать умение составлять краткую запись в виде таблицы;
-совершенствовать умение находить производительность труда.
- создавать на уроке комфортную, здоровьесозидающую обстановку через чередование видов деятельности (работа в группах, работа в тетради), физкультминутки, использование эмоциональных разрядок.
ПУУД: Работать с разными видами информации; установление причинно-следственных связей.
Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
ЛУУД: Учет чужой точки зрения, оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.
Проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного.
РУУД: Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.
КУУД: Построение логической цепи рассуждений;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, презентация.
Этап
урока Компетенция Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД, формирующиеся на данном этапе
I Личностная
Цель: готовность осуществлять интеллектуальное саморазвитие Организационный момент
1.Проверяет подготовленность учащихся к уроку
2. Организует позитивную мотивацию деятельности учащихся на уроке:
Пора, друзья, урок начать,
Ведь дорога минутка каждая:
Нас дело ждет немаловажное
— Домашнее заданье проверять.
Готовится к уроку РУУД: волевая саморегуляция.
ЛУУД: действия смыслообразованияКУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
II Информационная
Цель: применение нужной информации, полученной на прошлом уроке Проверка д/зПроверка домашнего задания:
- Запись решения задач на доске. Сравнение с выполнением домашней работы в тетради (1 ученик)
Проверяют д/зРУУД: контроль и коррекция
III Ценностно-смысловая
Цель: осмысленная организация собственной деятельности Подготовка к работе на основном этапе
Устный счет:
Тест:
А1.Укажи натуральное число, которое стоит между числами 101 099 и 101 101.
101 098 2) 101 102 3) 101 100.
А2.В числе 36 890 цифрой 6 обозначено количество:
сотен 2) единиц тысяч 3) десятков.
А3.Укажи, как правильно выразить в центнерах 6т500кг:
6500ц 2) 65ц 3)650ц.
А4.На сколько надо увеличить 4 680, чтобы получить 4 700?
на 20 2) на 200 3) на 120.
А5.Из какого числа вычли 800 , если получили 3 сотни?
из числа 803 2) из числа 1100 3) из числа 830.
А 6.Какое число больше, чем 270 в 2 раза?
272 2) 540 3) 290.
А7. Частное каких двух чисел равно 9?
3600 и 400 2) 309 и 300 3) 1800 и 20.
А 8. В каком числовом выражении действия должны выполняться в следующем порядке: сложение, умножение, деление, вычитание?
700 + 9 ∙ 100 – 50 : 2
800 : (20 + 40 ∙ 2) – 3
(70 + 30 : 2) ∙ 4 – 20
А9.Значение выражения с ∙ d при c=200,
а d=100 равно:
2 2) 100 3) 20 000.
А10.Бригада дорожных рабочих за 3ч работы расчистила 360 кв.м. дорожного полотна. С какой производительностью в час работала бригада, если её производительность постоянная?
357 кв.м 2) 120 кв.м 3) 363 кв.м.
2. Даны стороны прямоугольных параллелепипедов А) Б) В) . Какой параллелепипед имеет больший объём?
А) а = 1 см Б) а = 2 см В) а = 3 см
b = 12 см b = 6 см b = 4 см
n = 6 см h = 6см h = 6 см
Работают с информацией со слайда
Познавательные: общеучебные– осознанно применяют изученные знания логические – осуществляют анализ тестовых заданий Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы
IV Усвоение новых знаний и способов действий
1. Знакомство с темой урока:
- На прошлом уроке мы работали на с.103-104. Как вы думаете, на какой странице мы будем работать сегодня? (с.105 и 106).
- Какая тема урока записана в учебнике на с.105?
- Какие цели мы сегодня поставим для себя?
2.Работа по теме:
1)Задание 364. Учащиеся составляют задачи по выражению 450 : 5.
а)
Цена Количество Стоимость
? р./шт. 5 шт. 450 р.
Решение: 450 : 5 = 90 (р./шт.) – цена.
Ответ: 90 р./шт.
б)
Скорость Время Расстояние
? км/ч 5 ч 450 км
Решение: 450 : 5 = 90 (км/ч) – скорость.
Ответ: 90 (км/ч).
в)
Производительность Время работы Объём работы
? дет./ч5 ч 450 дет.
Решение: 450 : 5 = 90 (дет./ч) – производительность.
Ответ: 90 дет./ч.
Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на поставленные вопросы учителя, формулируют цель.
2.Работают в парах. Самостоятельный выбор задачи.
Познавательные: логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о компонентах при выполнении действий
Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение
V Информационная
Цель: учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари), передавать ее
1.Задание 365. Предложить учащимся решить задачу в группах и представить свою работу группе экспертов.
Выполните краткую запись в виде таблицы и решите задачу.
При составлении таблицы можно использовать предыдущие задания в учебнике и тетради.
Решение: 1) 240 + 210 = 450 (с.) – всего;
2) 450 : 50 = 9 (дн.) – будет читать.
Ответ: 9 дней.
2.Задание 366. Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Запишите условие задачи в таблицу.
Использовать фронтальное решение задачи по вопросам:
С какой производительностью в час работала 1-я бригада?
160 : 8 = 20 (кв. м/ч).
2. С какой производительностью в час работала 2-я бригада? 240 : 8 = 30 (кв. м/ч).
3. С какой производительностью в час работали совместно две бригады? 20 + 30 = 50 (кв. м/ч).
4. Сколько квадратных метров дорожного полотна могли заасфальтировать за то же время две эти бригады, если бы работали с той же производительностью?
50 · 8 = 400 (кв. м)160 + 240 = 400 (кв. м)
Учащиеся работают по учебнику в группах. (3рабочих группы и группа экспертов)
Познавательные: общеучебные– осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления по решению задачи
VI ЗдоровьесберегающаяФизкультминутка
для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный VII Коммуникативная
Цель: совершенствовать навыки работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог Задание 367. Учащиеся по таблице формулируют задачу и решают её.
Решение: 1) 5 · 7 = 35 (с.) – перевела первая переводчица;
2) 5 + 2 = 7 (с./ч) – производительность второй переводчицы;
3) 7 · 5 = 35 (с.) – перевела первая переводчица.
4) 35 + 35 = 70 (с.) – перевели всего.
Ответ: 70 страниц.
2.Задание 368. Учащиеся выполняют краткую запись в виде таблицы и решают задачу.
Решение: 1) 8 · 2 = 16 (дет.) – больше изготовил первый токарь;
2) 90 – 16 = 74 (дет.) – удвоенный объем работы второго токаря;
3) 74 : 2 = 37 (дет.) – изготовил второй токарь за смену;
4) 90 – 37 = 53 (дет.) – изготовил первый токарь за смену.
Ответ: 37 деталей, 53 детали. Самостоятельная работа
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий.
ПУУД, общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания
VIII Информационная
Цель: учить применять нужную информацию Информация о домашнем задании и запись Д/зСообщает д/ з. проводит инструктаж по выполнению домашней работы.
Задание 368. Учащиеся выполняют краткую запись в виде таблицы и решают задачу.
Слушают учителя РУУД: прогнозирование
IX Учебно-познавательная
Цель: учить самооценке Подведение итогов урока
Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке.
– Что нового узнали на уроке?
-Решение какой задачи было для вас самым сложным? Отвечают на вопросы Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
X Рефлексия
Психоэмоциональное состояние:
- Продолжите фразу.
Я могу похвалить себя и своих одноклассников за...
КУУД: умение выражать свои мысли