Методическая разработка урока биологии в 11 классе Гипотезы возникновения жизни на Земле


Урок биологии 11 класс
тема «Гипотезы происхождения жизни на Земле»
Урок разработала Деркач В.А., учитель биологии МБОУ Стабенская СШ Смоленского района Смоленской области
Цели урока: ознакомить обучающихся с современными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле.
Задачи:
Образовательная (достижение предметных результатов):
Сформировать представления обучающихся о различных гипотезах происхождении жизни на Земле; Способствовать усвоению сущности современных взглядов на происхождение Земли и появление жизни на ней;
Развивающая (достижение метапредметных результатов):
Совершенствовать у школьников умение сравнивать и анализировать различные гипотезы, правильно определять их по сущностным характеристикам.
Воспитательная (достижение личностных результатов).
Способствовать формированию коммуникативных навыков, формированию материалистического мировоззрения на проблему возникновения жизни на Земле.
Пробудить у учащихся интерес и позитивное отношение к биологической науке
Тип урока: Урок-дебаты
Ход урока.
I. Ориентировочно-мотивационный этап («Вызов»):
Учитель: Жизнь существует на Земле миллиарды лет. Она заполняет все уголки нашей планеты. Озёра, реки, моря, океаны, горы, равнины, пустыни, даже воздух – населены живыми существами. Предполагается, что за всю историю жизни на Земле, существовало около 4,5 млрд. видов животных и растений. Как возникла и развивалась жизнь на нашей планете?
«О, решите мне загадку жизни, мучительную древнюю загадку, над которой билось уже столько голов,— головы в шапках, расписанных иероглифами, головы в тюрбанах и черных беретах, головы в париках и тысячи других бедных человеческих голов...»
Г. Гейне.
II. Этап актуализации знаний.
Учитель: Над загадкой происхождения жизни на нашей планете бились многое поколения ученых и философов. И этот процесс познания продолжается. Сегодня и мы с вами попробуем ее разрешить.
Вам уже известны основные гипотезы происхождения жизни. Назовите основные идеи, объясняющие происхождение жизни на Земле?
Ответы: Метафизическая (жизнь создана Богом).
Теория панспермии (жизнь занесена из космоса).
Теория самозарождения.
Биохимическая гипотеза А. И. Опарина.
Гипотеза геологической вечности жизни
(Заполнение схемы по ходу беседы)
Учитель: Все многообразие гипотез сводится к двум взаимоисключающим точкам зрения. Каким?
Ответ: Биогенез-«живое из живого». Абиогенез-« живое из неживого»
(Сопоставление с идеями в схеме)
Учитель: Вопрос истины до сих пор не закрыт. И сегодня на наши дебаты выносится дилемма: Живое – из живого, или живое из неживого: биогенез или абиогенез.
У нас сформированы две команды спикеров: (названия команд), которые получили задание для подготовки дебатов и сегодня готовы сразиться в знаниях, логике, красноречии и этике.
Оценивать команды будут эксперты (по правилам, науке, логике, красноречию и этике):…
В роли ведущего выступлю я, тайм-спикера - ….
Правила игры и роли спикеров – на экране. Мы начинаем!
III. Освоение нового материала: Ход игры
Спикер
Время
Функция
У1
2 мин
Дает определение темы, обосновывает ее актуальность, объясняет ключевые понятия, высказывает позицию своей команды относительно вопроса дебатов.
О25 мин Задает вопросы с целью принизить значение аргументов У1 и обнаружить слабые места позиции утверждения. У1 отвечает
Зрители Одо 2 мин Задают вопросы У1О12 мин В общем принимает или уточняет определения, но не дает других. Дает свои обоснования актуальности, не повторяя аргументов оппонента. Опровергает утверждения У1, формулируя мнение своей команды.
У25 мин Задает вопросы с целью принизить значение аргументов О1 и обнаружить слабые места позиции утверждения. О1 отвечает
Зрители Удо 2 мин Задают вопросы О1У3 3 мин Приводит аргументы и доказательства, усиливающие утверждающую позицию своей команды
Зрители У1 мин Приводят дополнительные аргументы в поддержку УО43 мин Опровергает аргументы У3 , приводит опровергающие доказательства
О3 3 мин Приводит аргументы и доказательства, усиливающие опровергающую позицию своей команды
Зрители О 1 мин Приводят дополнительные аргументы в поддержку УУ43 мин Опровергает аргументы О3, приводит опровергающие доказательства
Зрители У и О до 4 мин Задают вопросы спикерам: по 2 мин – каждой команде
У5 2 мин Подводит итоги выступления своей команды, делает заключительные выводы, приводя самые убедительные аргументы
О5 2 мин Подводит итоги выступления своей команды, делает заключительные выводы, приводя самые убедительные аргументы
IV. Итоги игры (оценка работы учащихся экспертами)
V. Рефлексия:
Учитель: Обратите внимание на слова на экране?
«Жизнь – это вечное познание. Бери свой посох и иди».
Как вы понимаете смысл этого выражения?
Ответ: Наверное, потому, что у каждого из нас своя дорога в жизни.
Учитель: Да. Конечно! У каждого из вас своя дорога в жизни. Все они будут разные. И может быть кто-то из вас станет ученым – биологом и разрешит проблему, которую мы старались решить на этом уроке. Хочется дать вам напутствие и выразиться словами матери Терезы. Мать Тереза (Агнесс Гонджа Бояджиу, родилась в г. Скопье, современная Югославия, годы жизни г. г.) – это женщина, которая неустанно занималась благотворительностью. Католическая монахиня, известная всему миру миссионерской деятельностью, в 1979 году была удостоена Нобелевской премией. Это имя уже стало именем нарицательным. Но мир помнит о ней.
«Жизнь – возможность, используйте ее,
Жизнь – красота, восхищайтесь ею,
Жизнь – мечта, осуществите ее,
Жизнь – игра, сыграйте ее».
Домашнее задание: написать эссе на тему: «Мой взгляд на происхождение жизни: откуда и для чего!»