План-конспект урока по теме: «Южная Америка. Географическое положение материка. Исследование» (7 класс)
План-конспект урока сообщения нового материала по теме:
«Южная Америка. Географическое положение материка. Исследование»
Ф.И.О.: автора Зайцева Ольга Геннадьевна
Место работы: МБОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа №1 Вязниковского района Владимирской области»
Должность: учитель географии и биологии
Предмет: география
Класс: 7
Тема урока: урок сообщения нового материала по теме: «Южная Америка. Географическое положение материка. Исследование»
Учебник: 7 класс. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А. Щенев. Издательство «Дрофа»
Задачи урока:
Познавательные:
- начать формирование представлений о природе и населении Южной Америки;
- рассмотреть особенности географического положения и береговой линии Южной Америки;
- сделать выводы о влиянии физико-географического положения материка на его природу;
- сравнить ФГП южной Америки и Африки;
- познакомить учащихся с историей открытия материка.
2. Развивающие:
- продолжить формирование умения определять географическое положение материка;
- учиться работать с контурной картой, атласом;
- развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия.
3. Воспитательные:
- воспитание любознательности, привитие интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги и мужества исследователей;
- формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими, оценивать себя, качеств необходимых при работе в группе.
Тип урока: урок сообщения нового материала. (урок-путешествие)
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке географии и сегодня мы с вами продолжим наше кругосветное путешествие по нашей Земле, открывая вновь и вновь новые материки и страны.
Мотивация.
Учитель: А для того, чтобы понять какой же материк нам следует изучить на сегодняшнем уроке, я предоставляю вашему вниманию замечательное стихотворение, посвященное этому континенту:
Если через океан
Плыть к другому берегу,
Попадешь на материк
……………………….(«Южная Америка»).
А на том материке
Есть река глубокая,
Из известных в мире рек
Самая широкая.
Там – стеною на пути –
Джунгли непролазные:
Ни индейцу не пройти,
Ни туристу праздному.
Там на водопой спешат
Звери утром ранним,
А в воде кишмя кишат
Страшные пираньи.
Там над Андами парит
Птица кондор,
В джунглях ползает змея –
Анаконда.
Если хвост зацепит свой
За большое дерево,
То достанет головой
До другого берега,
И по этому мосту
Можно будет запросто
Через реку перейти
Или бегать взапуски.
«Как зовут тебя, река?..» –
Крикнешь звонко,
А в ответ, издалека –
«Амазонка!..»
Учитель: Итак, ребята, этот материк называется…….? Правильно – Южная Америка. И по плану изучения материка первое, что мы должны с вами сделать, это определить его географическое положение. Но прежде чем приступить к этому заданию, я хотела бы предоставить слово нашим ученикам-гидам, которые подобрали интересные сведения об уникальных объектах Южной Америки:
Объяснение нового материала.
Ученики: 1. Горы Анды: самая длинная горная цепь на планете. Анды расположены на западе Южной Америки, протяженность их составляет 7 600 км (4 700 миль).
2. Озеро Титикака: самое большое высокогорное озеро в мире, расположено на высоте 3830 метров над уровнем моря на границе Перу и Боливии, площадь его составляет 8 248 кв. км.
3. Река Амазонка: самая полноводная река в мире: каждую секунду в Атлантический океан она выливает 200 000 куб. м. воды.
4. Водопад Анхель: самый высокий водопад на планете, (водопад Ангелов), Венесуэла, 979 м.
Учитель: Молодцы, действительно эти географические объекты выделяют Южную Америку среди других материков.
Ребята, скажите, а для чего необходимо определять географическое положение материка?
Ученики: Для того чтобы понять причины тех или иных природных явлений, происходящих на материке, чтобы узнать его размеры, протяженность, какое место материк занимает среди других материков и другое.
Учитель: Верно, для того чтобы определить ГП Южной Америки нам необходимо объединиться в группы (пары).
Групповая работа по плану:
Учитель: Определите положение Южной Америки относительно:
1. Экватора, (экватор пересекает материк в северной части, поэтому Южная Америка расположена частично в северном и большей частью в южном полушариях).
2. Нулевого меридиана, (не пересекает материк, Южная Америка полностью расположена в западном полушарии).
3. Тропиков, (южный тропик пересекает материк практически посередине).
4. Океанов, (омывают воды Тихого и Атлантического океанов).
5. Материков, (Граничит с Северной Америкой и Антарктидой).
Вывод: такое расположение материка влияет на климатические особенности Южной Америки. Так как большая часть материка находится между экватором и тропиком, то эта территория получает наибольшее количество тепла. Территория, расположенная к югу от южного тропика тоже значительна и ее природа будет отличаться от природы жаркого пояса. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах. То есть природа Южной Америки довольно разнообразна.
Учитель: Как вы думаете, достаточно ли этих знаний, чтобы утверждать, что мы изучили ГП материка? Конечно же, нет. Что нам необходимо ещё узнать?
Ученики: Крайние точки и координаты.
Учитель: Правильно.
Индивидуальная работа:
Учитель: Ваша задача найти крайние точки материка, определить их координаты и подписать на контурной карте. Определите также протяженность материка с севера на юг по 70° меридиану и с запада на восток по 10° параллели. Подпишите данные на контурной карте. Можете ли вы сказать, как протяженность материка повлияет на природу Южной Америки?
Ученики: 1. Крайняя северная точка мыс Гальинас 12° с.ш., 72° з.д.
2. Крайняя южная точка мыс Фроуэрд 54° ю.ш., 72° з.д
3. Крайняя западная точка мыс Париньяс 4° ю.ш., 81° з.д
4. Крайняя восточная точка. мыс Кабу-Бранку 7° ю.ш., 35° з.д
Ученики: Протяженность материка с севера на юг по 70° з.д. – 7350 км;
С запада на восток по 10° ю.ш. – 4655 км.
Вывод: Протяженность с севера на юг больше чем с запада на восток, значит, природные условия в большей степени будут изменяться с севера на юг.
Учитель: Ребята, а какова степень изрезанности береговой линии Южной Америки? С каким материком можно сравнить по степени изрезанности береговой линии?
Учитель: А сейчас нам еще предстоит выполнить задание на контурных картах, для этого сначала определите по атласу заливы, проливы, полуострова и острова, принадлежащие Южной Америке, а затем обозначьте их на своих контурных картах.
Учитель: А теперь мы послушаем опережающие задания, которые подготовили ваши товарищи и познакомимся с первооткрывателями и исследователями Южной Америки.
Выслушиваются рассказы детей, в это время учащиеся заполняют таблицу:
Дата исследования Имя исследователя События
Учитель: А сейчас, мы с вами поработаем в группах и постараемся выяснить есть ли черты сходства и отличия в географическом положении между двумя материками: Южной Америки и Африкой?
1 группа находит черты сходства в географическом положении материков.
2 группа находит черты отличия. Все наработки по данным вопросам будут представлены представителями групп у доски.
Рефлексия.
Учитель: Мы с вами много узнали о материке Южная Америка. Давайте обобщим накопленную информацию. Итак:
- Ю.А. относится к группе южных материков, потому что… (большая часть материка лежит в южном полушарии). (Когда – то она была частью Гондваны).
- Крайние точки имеют только западную долготу, потому что…(материк полностью лежит в западном полушарии).
- У берегов Ю. А. выделяется небольшое количество морей и заливов, потому что…(Ю.А. была частью единого материка Гондваны).
- Открытие Америки произошло по ошибке, потому что… (Колумб искал кратчайший путь в Индию, а открыл Америку, хотя сам до конца жизни был уверен в своей правоте).
Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня поработали на уроке и узнали много интересного и нового. Надеюсь наше путешествие никого не оставило равнодушным и мы с вами скоро встретимся и продолжим изучение следующего материка.
Домашнее задание.